Человечеству ведомы случаи, когда люди творческие на крыльях вдохновения создают единственный шедевр, которым навсегда прославляют свое имя, свое время, свою страну. В число таких людей по праву входит наш соотечественник Василий Агапкин. Его имя золотыми буквами вписано в историю отечественной и мировой музыки. Этот человек, плоть от плоти земли русской,   написал марш «Прощание славянки», которому суждено жить в веках. Его чарующая, бесподобная мелодия неразрывно связана с военной историей Отчества и славянского братства.

В октябре 1912 года тихий, в багряном золоте листвы, Тамбов, где в то время жил и служил военный музыкант Агапкин, всколыхнула весть: началась первая Балканская война. Пять веков султанская Турция угнетала южнославянские народы, жестоко подавляя любую попытку сопротивления. Не раз на помощь сербам, болгарам, грекам  приходили русские. Потому-то русский народ близко к сердцу принимал вести с Балкан. В губернском городе нарасхват раскупали газету «Тамбовский край», где регулярно печатались боевые сводки.

Агапкин в эти дни не находил себе места. Как и его сослуживцы, он буквально бредил Балканами, героизмом «братушек-болгар». В штабе полка, на улице, в керосиновой лавке – всюду он что-то напевал себе под нос. Совершенно ясно было одно – рождался марш. Но мелодия ускользала – лишенная нарочитой бравурности, она по замыслу автора должна была стать символом щедрости славянского сердца, выражением единого патриотического порыва.

Однажды вечером он вернулся из полковых казарм, сел за старенькое пианино и тронул клавиши. Ему виделось, как балканские славянки провожают на битву с турками мужей, отцов и сыновей, братьев и суженых. Расставание трудное, но долг перед Родиной зовет. Свой марш, родившийся на тихой Гимназической улочке в Тамбове осенью 1912 года, штаб-трубач Агапкин так и назвал – «Прощание славянки». Вскоре мелодия как на крыльях облетела всю необъятную матушку Россию.

Музыкальное наследство Агапкина составляют десятки замечательных мелодий, которые и сегодня в чести у любителей духовой музыки. Но марш «Прощание славянки» –самый знаменитый. Под звуки марша и в Первую мировую, и в Великую Отечественную войны отходили к границе бесконечные военные эшелоны.

Всего 2 минуты 39 секунд звучит   «Прощание славянки» в блестящем исполнении Первого отдельного показательного оркестра Минобороны СССР. (Эта редкая ныне архивная   запись – украшение моей музыкальной коллекции). И всего в десяти нотах автор сумел выразить музыкальную тему марша. Но есть в этой теме, в этой чарующей мелодии некая магия. «Славянки» западала в душу и тревожила сердца,  наполняя их тихой радостью. Очевидно, Агапкин сумел уловить и выразить в своем произведении чувства людей своего поколения, которые за тогда еще относительно мирным политическим горизонтом Европы уже ощущали признаки надвигавшейся большой грозы. Но в том-то и состоит неповторимое очарование марша, что в нем наряду с легко грустью звучит и чувство оптимизма. Он вобрал в себя, казалось, несоединимое: предчувствия разлуки и надежду, веру в возвращение, в торжество жизни. 

Эта музыка вдохновляла многих поэтов. А.Федотов, В.Максимов, В.Лазарев и другие написали на мелодию марша свои слова. Марш – эталон мировой музыкальной культуры и военно-дирижерского искусства почитают и любят в Болгарии, Словакии. Гордые поляки пели свою песню «Расшумелись плакучие ивы» на мотив русского марша. Его знают во Франции, Америке, Японии и даже в странах Африки.

Труба зовет

Василий Иванович Агапкин родился 3 февраля 1884 года в селе Михайловское Рязанской губернии в семье крестьянина-батрака. Рано потеряв мать и отца, семилетний мальчик вместе с братьями и сестрами вынужден был просить подаяние. Но однажды встреча с военным капельмейстером батальонного оркестра резко изменила его жизнь. В десятилетнем возрасте Вася Агапкина стал воспитанником (учеником, как тогда говорили)  духового оркестра 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка.

Смышленый и старательный мальчик настолько преуспел в учении, что уже через пять лет был признан лучшим солистом-корнетистом части. По окончанию срока действительной службы в декабре 1909 года Агапкин, освоивший к тому времени новый инструмент – трубу, отправился в город Тамбов, в известное всей стране музыкальное училище.

12 января 1910 года Василия  зачислили штаб-трубачом квартировавшего в Тамбове 7-го запасного кавалерийского полка. Жизнь и служба музыкантов полкового оркестра строго регламентирована – все расписано по полочкам (или, если угодно, по нотам): репетиции, полковые смотры, концерты, выезды в летние лагеря. Но Агапкин упорно готовится к поступлению в Тамбовское музыкальное училище. И своей цели добился, успешно выдержав вступительные экзамены. Осенью 1911 года штаб-трубач Агапкин начал заниматься по классу медных духовых инструментов. Его наставником был известный  в городе музыкант и педагог Федор Михайлович Кадичев. Он привил своему ученику чувство вкуса и формы крупных сочинений, обучил дирижерскому искусству.

…После победы Октябрьской революции Василий Агапкин добровольцем ушел в Красную Армию и организовал духовой оркестр в 1-м красном гусарском полку.  Красные конники под призывные звуки оркестра прошли в походах сотни огненных верст, сражаясь с частями кайзеровской армии и белополяками под Минском, Гродно и другими городами Белоруссии.

Под звуки «Прощания славянки» отгремела братоубийственная Гражданской война. По иронии судьбы марш звучал и в Красной Армии, и белогвардейских частях – обе стороны считали его «своим». Агапкин вновь в милом его сердцу Тамбове. Но на излете лета 1922 года пришла пора расставания с этим тихим и уютным губернским городам. В субботу 5 августа 1922 года состоялся прощальный бенефис оркестра. Как сообщила тогда газета «Тамбовская правда», дирижер и оркестр вызываются в Москву…

Последующий период Василия Ивановича Агапкина считается самым многогранным в его творческой биографии. В 1924 году он со своим оркестром провожал в последний путь В.И. Ленина. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников, многие из которых занялись музыкой профессионально. И еще один примечательный, но малоизвестный факт из жизни именитого  музыканта и капельмейстера. В 1938 году его пригласили участвовать в работе по усовершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля. Василий Иванович успешно выполнил это ответственное задание.

Два парада

Великую Отечественную войну В.И. Агапкин встретил начальником духовых оркестров Отдельной мотострелковой дивизии имени Ф.Э.Дзержинского, части которой дислоцировались в ближнем Подмосковье. В то время Василий Иванович имел воинское звание военинтендант 1 ранга. Именно ему было поручено дирижировать сводным оркестром на историческом параде войск в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 года.

В ночь накануне парада Москву накрыла пурга с обильным снегопадом. У инструментов замерзли вентили. Басы пришлось укрывать полами шинелей, а вентили отогревать руками. Василию Ивановичу казалось, что сердце у него вот-вот остановится. Так он потом рассказывал об этом волнующем событии своим близким.

…Куранты на Спасской башне пробили восемь раз. В эфир понеслись слова Юрия Левитана: «Внимание! Внимание! Говорят все радиостанции Советского Союза!» Агапкин, стоявший на специальной деревянной подставке, чтобы его хорошо могли видеть все музыканты, тотчас взмахнул руками, и сводный оркестр заиграл «Встречный марш», сигнал «Cлушайте все!». Затем под раскаты орудийных залпов исполнил «Интернационал». Началось торжественное шествие войск. Сводный оркестр точно под левую ногу головной колонны (этот момент для капельмейстера и музыкантов самый ответственный) грянул марш «Парад». Чеканя шаг, шли и шли по Красной площади войска: части второй Московской и 322-й Ивановской стрелковых дивизий, дивизии имени Дзержинского, моряки, ополченцы.

Неумолчно играл оркестр. Главный дирижер парада Агапкин дирижировал с небывалым вдохновением. По словам очевидцев, его руки взлетали птицею. Стоял он на деревянной подставке недвижимо, «ноги не переставлял», и это чуть было не закончилось большой неприятностью.

Об этом случае он сам рассказал в своих воспоминаниях: «Пора мне сходить с подставки. Хотел было сделать первый шаг, а ноги не идут. Сапоги примерзли к помосту. Я попытался шагнуть более решительно, но подставка затряслась и пошатнулась. Ну, думаю, беда – сейчас упаду! Что делать? Я не могу даже выговорить слова, так как губы мои замерзли, не шевелятся».

Подбежавшие помощники с трудом сняли замерзшего дирижера с подставки. Сводный оркестр быстро отошел к зданию ГУМа. Идти  каких-то несколько десятков шагов, но они дались Агапкину мучительно: прихрамывая, он шел на окоченевших ногах, будто на деревяшках. Оркестр вовремя заиграл для конников стремительную и веселую мелодию «Кавалерийская рысь». По площади прошли конные  эскадроны, промчались пулеметные тачанки, вышли артиллерийские части, а за ними, высекая гусеницами на брусчатке искры, мощные танки...

Вскоре после парада Агапкин получил назначение в Новосибирск, а в 1943 году снова вернулся в столицу.

 В сорок пятом Василию Ивановичу  довелось пройти со своими музыкантами по брусчатке Красной площади. На параде Победы, который состоялся 24 июня 1945 год по личному указанию И. В. Сталина, музыканты В.И. Агапкина входил в состав большого сводного оркестра. И вновь, как и  7 ноября 1941 года, Василий Иванович был назначен главным дирижером парада. Об этом распорядился Верховный главнокомандующий. Он напрямую спросил Г.К. Жукова: «А будет ли Агапкин?». Так что те два дня, 7 ноября 1941 и 24 июня 1945-го, стали самыми памятными для старейшины капельмейстерского корпуса страны. После парада Агапкин стал заместителем главного военного дирижера Красной Армии С.А. Чернецкого – к слову, тоже автора ряда    известных маршей.

Интересно, что в исследованиях и публикациях о жизни и творчестве Агапкина практически не говорится, где же конкретно он служил. Почему? Как уже отмечалось выше, войну он встретил в рядах  элитной подмосковной дивизии имени Ф.Э. Дзержинского. А она тогда входила в систему госбезопасности. Василий Иванович некоторое время возглавлял оркестр Высшей школы НКВД (позднее НКГБ), ныне Академии ФСБ. Об этом свидетельствуют некоторые документы, с которыми я ознакомился в библиотеке этого престижного вуза. А вообще в системе органов госбезопасности Агапкин прослужил довольно долго – с 1941 по 1955гг.

Многие ветераны и пожилые жители столицы помнят то далекое уже послевоенное время, когда оркестр В.И. Агапкина регулярно выступал с концертами в Москве. Причем все концерты неизменно завершались «Cлавянкой». Знаменитый марш звучал более чем в двадцати кинофильмах и многих спектаклях. Фирма «Мелодия» неоднократно выпускала большими тиражами грампластинки с этой мелодией. Она звучит сегодня и с современных носителей – компакт-дисков с военными маршами, изданными небольшими тиражами к 65-летию начала Великой Отечественной войны и битвы под Москвой.

Марш живет и волнует людей, пробуждая в них лучшие патриотические чувства. «Славянку» даже предлагали сделать государственным гимном России, но в конце концов было решено в интересах преемственности вернуть (с незначительными изменениям в тексте) гимн советской поры. Зато «Славянка» стала гимном Тамбовской области – земли, где жил и творил военный музыкант и молодой композитор Василий Агапкин.

Недавно марш в испонении большого сводного оркестра вновь прозвучала на Красной площади, достойно венчая финал международного фестиваля «Кремлевская зоря». В этой музыкально феерии, проходившей в Москве, с 13 по 16 сентября, участвовали ведущие военные оркестры из девяти стран, включая и родину «Славянки» – Россию.

Время не властно над щемящей сердце мелодией. Но оно, к сожалению, властно над людьми.  Создателя знаменитого марша сегодня нет среди нас. Василия Ивановича не стало 29 октября 1964 года. Он обрел вечный покой на Ваганьковском кладбище в Москве – там же, где позднее был похоронен Владимир Высоцкий.

Владимир Рощупкин,

заслуженный работник культуры РФ.