О прославленном летчике Валерии Чкалове рассказывает дочь авиатора — Валерия Валерьевна.

C трепетным чувством вхожу в квартиру большого дома, протянувшегося вдоль оживленной магистрали близ Курского вокзала столицы. Архитектура здания узнаваема, ибо явно несет печать 30-х годов прошлого века. Той уже далекой от нас эпохи, которая вобрала в себя, кажется, несовместимое: трагедию политических репрессий и массовый энтузиазм, трудовую доблесть строителей нового общества.

В чем величие этого человека? Кратко, но емко об этом сказал Герой Советского Союза фронтовик Константин Вершинин, впоследствии Главный маршал авиации. По его мнению, Чкалов был не только непревзойденным летчиком, выдающимся мастером своего дела, но и создателем школы высшего пилотажа и испытания новых самолетов, автором тактики истребительной авиации и творцом новейших фигур высшего пилотажа.

Другие исследователи отмечают конкретный вклад Валерия Павловича в разработку и совершенствование тактических приемов воздушного боя, использование восходящего штопора и медленной бочки. Им доказана целесообразность применения бреющего полета и вертикального маневра. Он — автор приемов воздушного боя на малых высотах. Чкаловское летное наследие прошло суровую проверку в воздушных боях Великой Отечественной войны, оно подтвердило свое право на жизнь.

…В подъезде дома, где жил летчик и его семья, еще не был убран строительный инструмент, пахло свежей краской. Местные власти наконец отремонтировали подъезд, поставили современный лифт. Но не более…

В одну из комнат и приглашает меня дочь Валерия Павловича Валерия Валерьевна. Это доброжелательная, располагающая к себе миловидная светловолосая женщина с манерами потомственного интеллигента. На вид гораздо моложе своего возраста. В этой комнате был рабочий кабинет отца, и здесь практически все осталось таким, как было при нем.

В кабинете — большой письменный стол, книжный шкаф, диван, кресло. Над столом — портрет Валерия Павловича, а справа от окна, на фоне зеленой портьеры с силуэтами самолетов — бюст. Правда, подарки комбригу Чкалову и его семье появились здесь позже, когда комната стала мемориальным кабинетом.

Много интересных фотографий. Самая оригинальная, на мой взгляд, — портрет Ольги, жены героя. Изображение вмонтировано в центральную, осевую часть пропеллера из твердой породы дерева. Чкалов изготовил эту композицию своими руками. Здесь, в кабинете прославленного летчика, и проходила наша беседа с дочерью Валерия Павловича и Ольги Эразмовны, кандидатом технических наук, лауреатом Государственной премии Валерией Валерьевной Чкаловой.

Чкалова перевели в Москву в 1930 году, а жену Ольгу Эразмовну с сыном Игорем ему удалось забрать в столицу только через два года. Так что дочери Валерия и Ольга родились уже в Москве. Отдельную квартиру Чкаловым выделили только в 1936 году. Здесь, в этом же доме, жили и другие герои-авиаторы 30-х годов — Байдуков, Беляков, Громов, Данилин, Юмашев…

— Когда 15 декабря 1938 года отец погиб, мне было три года с небольшим, — рассказывает моя собеседница. — И я, конечно, не очень хорошо его помню. Тем не менее, в детской памяти отложились штрихи, из которых и воссоздается полное впечатление. К тому же и мама, друзья отца очень много и увлеченно о нем рассказывали.

Поэтому для Валерии Чкаловой его образ — очень цельный и живой, хотя уже непросто разделить собственные впечатления и то, что рассказывали окружающие. Даже младшая сестра Оля, которая родилась уже после гибели отца, знает его, то есть хорошо представляет, каким он был: маме удалось хорошо донести образ Валерия Павловича даже до ребенка, который его никогда не видел.

На протяжении многих лет в день гибели мужа Ольга Эразмовна приглашала сюда его друзей — летчиков, артистов. Помимо коллег Чкалов дружил с артистами МХАТа и Большого театра — Москвиным, Качаловым, Козловским, Тархановым. Артисты очень дорожили этой дружбой. В один из таких дней памяти знаменитый тенор Иван Семенович Козловский повесил на портрет Валерия Павловича венок из колосьев пшеницы. Этот венок сохранился — он и сейчас на портретной раме.

Очень много гостей, особенно молодых, было в мемориальном кабинете в прежние времена. Когда государство занималось воспитанием молодежи, когда работал комсомол, пионерская организация. Ведь по всей стране были сотни, если не тысячи отрядов и дружин, носивших имя великого Чкалова. Что радует, и в наши дни сюда приходят молодые посетители. В частности, из 397-й московской школы, которая носит имя летчика. Его имя дано и Егорьевскому авиационно-техническому колледжу (Московская область), и курсанты, будущие авиаторы, здесь тоже — желанные гости.

Правда, в роли экскурсовода уже выступает сама Валерия Валерьевна. Она глубоко убеждена, что именно маме удалось передать детям основные черты характера отца: жизнелюбие, любовь и уважение к людям, верность в дружбе. Он всегда был прекрасным и надежным другом и ценил это качество в других. У дочерей и сына Чкалова сохранились прочные отношения с друзьями по школе, институту, по совместной работе в разные периоды жизни.

— Сейчас об этом не модно говорить, — рассказывает Валерия Валерьевна, — но отец очень любил свою страну. Все, чего ему удалось достичь в своей короткой, но яркой, как свет далекой планеты, жизни, он сделал для Родины, для людей. В это связи мы вспомнили примечательный эпизод. 18-20 июня 1937 года экипаж самолета АНТ-25 в составе В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.В.Белякова совершил сверхдальний беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Америка. Американцы восторженно встречали участников беспрецедентной по тому времени воздушной миссии. 30 июня 1937 года в Нью-Йорке состоялся торжественный прием в честь наших летчиков. В своем эмоциональном выступлении Валерий Павлович подчеркнул, что речь идет не о трех пилотах, а о величии Советского государства и его народе.

Обращаясь к американцам, чествовавшим Чкалова и его товарищей, он закончил свое выступление яркой и образной фразой, которая вошла в историю: «Примите искренние дружеские пожелания от 170 миллионов советских людей, которые мы принесли вам на крыльях самолета». Эту мысль летчик подчеркивал и в своих последующих выступлениях и печатных публикациях. Он неизменно делал акцент на том, что беспримерные по тому времени перелеты совершены на машинах, созданных трудом наших конструкторов, инженеров, рабочих. И сам АНТ-25, и установленные на нем рекорды — это достижение всей Страны Советов.

Кстати, в 1974 году в городе Ванкувере (штат Вашингтон), где совершил посадку экипаж Валерия Павловича, был сформирован Чкаловский комитет, который работает и сегодня (его представители приезжали в феврале на юбилейные торжества в Москву). Годом позже на месте приземления американцы установили монумент, а в 1997 году, к 60-летию перелета, соорудили мемориальный комплекс.

Самолет-легенда и документы из сталинского архива

Много лет дочь Чкалова посвятила работе в архивах, по крупицам собирая материалы о летной работе отца и его товарищей. Занималась научными изысканиями и в Архиве Президента РФ, куда достаточно сложно попасть. Он примечателен прежде всего тем, что там хранится значительная часть архива И.В.Сталина. Именно в архиве вождя — масса информационных документов о рекордных полетах не только В.П.Чкалова, но и других отечественных покорителей воздушного океана.

Для того времени АНТ-25, детище А.Н.Туполева, было уникальной, не имевшей аналогов одномоторной конструкцией, оснащенной двигателем А.А.Микулина. На ней было использовано множество технических новшеств и оригинальных конструкторских решений. Чего стоила, например, идея разместить топливные баки в крыльях! Она ведь и по сей день широко используется в авиации. Вообще, по признанию самого Андрея Николаевича Туполева, это был дерзкий проект. Мы же добавим: дерзкий проект для реализации дерзкой человеческой идеи сверхдальних беспосадочных перелетов, которая всецело отвечала масштабу личности, летному и человеческому темпераменту Чкалова.

Оказывается, машина, установленная в музее на родине Чкалова, в городе, носящем его имя, — это подлинный экземпляр «двадцать пятого». Всего ЦАГИ сделал два экземпляра. А тот, что в музее, значится под номером 2. Это самолет, на котором в 1934 году летал и установил рекорд дальности по замкнутой кривой Михаил Громов. А годом позже на нем же пытался перелететь через Северный полюс в Америку Сигизмунд Леваневский.

На том же «двадцать пятом» в июле 1936-го Чкалов, Байдуков и Беляков совершают перелет Москва — Земля Франца-Иосифа — Петропавловск-Камчатский — остров Удд. За этот беспосадочный перелет, проходивший, как отмечается в архивных документах, в тяжелейших метеорологических условиях, летчики удостоены звания Героя Советского Союза. Их именами названы острова в Заливе Счастья в дельте Амура (в частности, остров Удд нарекли именем Чкалова).

Почему же в 36-ом Сталин решил направить чкаловский экипаж сначала на Дальний Восток, а не в Америку, на чем настаивали летчики? «Мы не могли после предшествующей неудачной попытки Леваневского второй раз сесть в лужу», — говорит дочь Чкалова. А дальневосточный маршрут через всю страну, проходивший и через арктические районы, мог послужить серьезной репетицией к полету за океан через полюс, всесторонней проверкой готовности экипажа и систем самолета. Так оно и вышло.

После выполнения этого ответственного правительственного задания Чкалов и члены его экипажа передали главному конструктору А.Н.Туполеву свои замечания по самолету. В частности, Валерия Валерьевна ознакомилась в архиве с распоряжением Туполева по Первому Главному управлению Народного комиссариата оборонной промышленности (НКОП). В документе отмечается: для подготовки самолета АНТ 25-2 в холодных климатических условиях необходимо сделать подогрев масла в главном баке, подогрев кабины, обеспечив прогрев ее низа; установить автопилот. Согласно другим распоряжениям главного конструктора, совершенствуются двигатели для двух «двадцать пятых», устанавливаются воздушно-вакуумные и масляно-нагревательные помпы автопилота. И наконец, проводятся двухсотчасовые испытания нового топлива, масла, совершенствуется автопилот.

Реализация Туполевым вышеназванных предложений и замечаний чкаловского экипажа сослужила Валерию Павловичу и его товарищам хорошую службы в следующем, 1937 году, при перелете на этом же самолете через Северный полюс в Америку. Именно эта машина экспонировалась на всемирной выставке в Париже (1936г.) и на международной выставке в Нью-Йорке (1939г.), где вызвала очень большой интерес у специалистов и широкой публики.

В упомянутом архиве Валерия Валерьевна нашла документы о том, что комиссар этой выставки направил письмо директору авиационного завода, где был сделан АНТ-25, с предложением перекрасить его под «громовский» (при этом закрасив надпись на борту «Сталинский маршрут») и послать его на экспозицию в Нью-Йорк в качестве машины, на которой Михаил Громов установил рекорд дальности при перелете в Америку через Северный полюс. Письмо датировано 10 декабря 1938 года. А 15 декабря отец погибает. И 20 декабря руководители партии и правительства принимают решение: послать на выставку самолет Чкалова.

В 1940 году самолет доставили морем на Дальний Восток, потом перевезли в Москву. Но началась война, враг стоял у ворот столицы. Однако даже в то чрезвычайно сложное время нашли возможность сохранить чкаловский самолет. На четырех железнодорожных платформах его отправили на родину летчика, в музей. Эта поистине историческая машина с интереснейшей судьбой, совершившая путешествие «вокруг шарика» по суши и по морю, и по сей день хранится там.

Правда, после многомесячной транспортировки самолет требовал обновления: где-то были вмятины, что-то сломано. Тогда его подкрасили, как говорится, на скорую руку: шла война. Но сейчас-то, полагает Валерия Валерьевна, при современной технике и технологиях «двадцать пятому» можно ведь вернуть первоначальный вид! Тем более в юбилейный чкаловский год. Ведь иметь самолет-легенду в своих экспозициях сочли бы за честь лучшие авиационные музеи мира, которые уж точно бы за ценой не постояли. Это наше национальное достояние, которому нет цены.

Уникален не только АНТ-25, но и музей в родном городе Чкалова, носящем имя летчика. Его вдова, дети передали туда документы из личного архива Валерия Павловича, вещи — все, что было в доме. Там же хранятся самолеты И-16 и По-2, на которых он летал. «Полагаю, что музей заслуживает статуса культурно-исторического объекта федерального значения», — считает дочь летчика. А что на деле? К сожалению, городские и областные власти очень мало помогали музею. А он нуждается в существенном ремонте.

Взгляд в историю и в будущее

Работая в архивах, Валерия Валерьевна нашла много материалов, рассказывающих о том, как проходили сверхдальние перелеты, в которых участвовал отец и его коллеги. Это очень важный вопрос не только для истории, но и для всей семьи Чкаловых. Ее позиция полна благородства (фамильная черта Валерия Павловича): дань памяти должна быть отдана не только отцу и его товарищам по экипажу, но и другим пионерам сверхдальних перелетов. Ибо со временем понятия начали путать, а факты — искажать. Скажем, поначалу «забыли» о Леваневском, а потом практически исключили его из исторического и авиационного контекста того времени.

А ведь именно ему принадлежала идея о беспосадочном перелете в Соединенные Штаты через Северный полюс, и он усиленно добивался ее реализации. Вопрос о перелете Леваневский первым поставил перед руководством страны еще в 1935 году. Справедливости ради надо сказать, что этого добивались в последующем и Водопьянов, Громов, Молоков, а также женщины-летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова. Их обращения Валерия Валерьевна также обнаружила в президентском архиве. Документы свидетельствуют: наиболее последовательными, настойчивыми (напористыми, по выражению моей собеседницы) в попытках убедить руководство страны, в том числе и самого вождя, в целесообразности трансконтинентального перелета были именно Чкалов, Байдуков и Беляков.

Наибольший интерес для дочери Чкалова представляют документы, непосредственно касающиеся профессиональной деятельности отца — летчика-испытателя, члена совета по авиации при Комитете обороны и совета при начальнике Главного управления гражданского воздушного флота СССР. Другие документы рассказывают о Чкалове как о государственном и общественном деятеле, депутате Совета Национальностей Верховного Совета СССР, избранном от Горьковской области и Чувашии. У него огромный авторитет в обществе, он пользуется всенародной любовью. Несмотря на большую занятость, Чкалов отвечал на все письма, которые приходили в его адрес.

Ему, национальному герою, правительство подарило легкомоторный самолет — тот самый По-2, что находится сейчас в музее на Нижегородчине. Стремясь встретиться как можно с большим числом избирателей, чтобы выслушать их наказы, он на самолете перелетал из города в город, из села в село в своем родном Верхнем Поволжье. Одновременно это ведь было и лучшей агитацией за бурно развивавшуюся отечественную авиацию!

Примечательно, что легендарный летчик не только прекрасно летал, но и в совершенстве знал устройство многих самолетов. Начало этому было положено еще тогда, когда в 1919-21гг. совсем еще молодой Чкалов работал слесарем-механиком в Канавинских авиамастерских (г.Нижний Новгород). Там ремонтировали поврежденные на фронтах Гражданской войны самолеты авиаподразделений Красной Армии. И когда Валерия направили на учебу в Егорьевское училище, среди учлетов ему не было равных по знанию материальной части.

В связи с этим примечательный эпизод. После учебы на курсах повышения квалификации в Липецком учебном центре Валерий Павлович должен был совершить демонстрационный полет в ленинградском небе. Он попросил разрешение на свободный полет, дабы сполна показать новые приемы, освоенные в Липецке. Так вот, Чкалов сам готовил свой самолет к вылету — готовил скрупулезно, не отходя от него целых три дня.

Неоднократно в нашей беседе мы возвращались к мысли о том, что Чкалов был летчиком-новатором, опередившим свое время. Известный эпизод пролета под одним из ленинградских мостов — это ведь отнюдь не воздушное лихачество, на что нередко делают упор «суперобъективные» исследователи, а поиск новых форм маневра в воздушном бою.

Кстати, этот эпизод вошел и в художественный фильм «Валерий Чкалов», снятый в 1941 году…

Жизнь и время все расставили по своим местам. Чкаловская школа оказалась очень востребованной в сражениях приближавшейся большой войны. Ее дыхание уже чувствовали профессиональные военные, особенно такие незаурядные личности как Чкалов. По свидетельству известного летчика-испытателя Марка Галлая, бреющие полеты, пионером которых выступил Валерий Павлович, в годы Великой Отечественной войны очень помогли нашим летчикам.

Известен случай, когда в точности был повторен знаменитый чкаловский пролет под мостом. Во время полета в хвост летчику М.Рожнову пристроился «мессершмит». Наш пилот, расстрелявший весь боезапас, направил свой самолет под железнодорожный мост над рекой и на глазах изумленного аса люфтваффе Рожнов ушел от преследования.

На фронт, на победу работала и всенародная популярность Чкалова. На территории одной только Белоруссии в годы войны действовали 2 партизанские бригады и 18 отрядов, носивших имя Чкалова. В 1944 году, в ходе боев за освобождение республики, они влились в ряды регулярных частей Красной Армии. «Ты воевал вместе с нами!» Эта запись, оставленная группой ветеранов-фронтовиков в Чкаловском музее, говорит сама за себя.

В Чкаловске и в одноименном районе Горьковской области люди выступили с инициативой сбора денег на создание эскадрильи «Валерий Чкалов». Колхозники этого района, рабочие, служащие и инженеры областного центра собрали 75 миллионов рублей, и именная эскадрилья была создана. Ее летчики воевали на истребителях Ла-5, собиравшихся на Горьковском авиационном заводе, который сегодня носит имя «Сокол».

Чкаловская эскадрилья успешно сражалась в небе Сталинградского и Ленинградского фронтов, в боях за освобождение Прибалтики. Причем на истребителе под номером 75 довелось вылетать на боевые задания прославленному асу Ивану Кожедубу.

И как не вспомнить, что в одной из своих статей, опубликованных в середине 30-х, Валерий Павлович предрек время скоростей, близких к скорости звука и появление двигателей нового типа, то есть реактивных. Примечательно название той публикации: «Скорость — тысяча километров». А ведь такие скорости в авиации были достигнуты гораздо позже! И почему не предположить, что полет чкаловской мечты, его умение опережать время уже тогда могли достичь и космических высот?