«Фанфары и колокола» — одна из последних прижизненных книг Евгения Носова. Она содержит такую концентрированную правду о защитниках Отечества, о Великой Отечественной войне, что добавить к сказанному практически нечего. Однако, размышляя над очерком «Мемуары и мемориалы», начинаешь осознавать, что художественное совершенство батальной прозы не единственное, ради чего стоит знакомиться с этим автором. Прямые солдатские вопросы классика и гражданина нельзя оставлять без ответов. На них придется отвечать всем нам, наследникам Победы. Вступающим в жизнь новым поколениям, которым, собственно, завещаны «эпохальная быль» и беспокойство ветерана.

А готовы ли внуки и правнуки героев принять эстафету доблести? Все ли делают семья, школа, общество для наращивания стратегического ресурса — оборонного сознания молодежи? Формируется ли у неё готовность к вооруженной защите Родины? Как обновляется содержание военно-патриотического воспитания детей и юношества на родине автора «Усвятских шлемоносцев»? На эти и другие вопросы журнала «Хранитель» отвечает председатель комитета по образованию Курской области Виктор Александрович Некрасов.

Беспокойство, которым пронизаны страницы произведений Почетного гражданина города Курска, Лауреата Государственной премии, Героя Социалистического Труда Евгения Ивановича Носова, обоснованно.

Провалы в исторической памяти губительны для всякого народа. Из-за них нация, сколь бы сильной она ни была, духовно беззащитна перед внешними враждебными влияниями, из-за них утрачивает собственную культуру, генетическую самодостаточность и в конечном счете исчезает. Тернистый путь России потому-то и пролегает в веках, что общество даже в критические моменты своего развития, благодаря неизбывной исторической памяти, опоре на героические традиции народа находило силы к духовному и физическому возрождению. Одолеет наша страна и нынешнее лихолетье. Ибо моральный перевес всегда на стороне патриотов, на стороне Иванов, помнящих родство…

— Эту мысль Евгений Иванович отстаивал до своего последнего часа в литературе, на встречах с педагогами, школьниками. В Курске, пожалуй, нет ни одной школы, лицея, ПТУ, техникума или вуза, где бы не выступил наш прославленный земляк.

Областной комитет по образованию не только разделяет его обеспокоенность, но и отчетливо осознает свою ответственность за воспитание подрастающего поколения в духе любви к Родине. Этого возвышенного, благородного чувства, одухотворяющего и воинский подвиг, и научный поиск, и мирный созидательный труд.

И День защитника Отечества, как теперь принято говорить, — прекрасный информационный повод для разговоре о патриотизме. Но, знаете, мне претит практика сезонного обращения к героической истории: от одной «красной» даты до другой. Мы с коллегами стараемся не терять чувства исторического времени. Тем более, что наш областной краеведческий материал имеет общероссийский, а в чем-то и международный масштаб.

— В результате разгрома отборных фашистских дивизий у стен вашего древнего города, Курская область стала субъектом мировой истории. Вровень с судьбоносными Куликовской, Бородинской битвами…

— Напомню, что с обеих сторон в величайшее сражение Второй мировой войны, продолжавшейся с 5 июля по 23 августа 1943года, были втянуты более 4 млн. человек. И концентрация средств борьбы рекордная: свыше 69 тыс. орудий и минометов, более 13 тыс. танков и самоходных орудий и до 12 тыс. боевых самолетов. Битва представляла собой комплекс оборонительных и наступательных операций советских войск, в ходе которых замысел противника был сорван, а его стратегическая группировка разгромлена. Гитлеровцы потеряли в Курской битве около 500 тыс. солдат и офицеров, 3 тыс. орудий, 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолетов.

«Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, — отмечал Верховный главнокомандующий И.В.Сталин, — то битва под Курском поставила его перед катастрофой».

После Курской битвы начался фактический распад коалиции фашистских государств. 25 июля в Италии рухнул фашистский режим Муссолини, а пришедшее ему на смену правительство под давлением народных масс в октябре 1943 года объявило войну Германии. На Тегеранской конференции (28 ноября-1 декабря 1943года) союзники СССР наконец-то согласились на открытие второго фронта…

— В той же книге Евгения Носова есть замечательные слова: «Всему миру известно, сколь мужественна и терпелива была наша армия на полях Отечественной. Такой же она проявила себя и в горестных, непопулярных событиях Афганистана и Чечни. Несмотря на все качества, особенно технические изменения, армия осталась прежней сохранила свою способность к поразительной жертвенности, порождающей её особое мужество, не свойственное ни одной армии мира…

Вообще война — это прежде всего терпение. Долго идти, тяжело нести, изо всех сил толкать, вытаскивать, копать хлипкой лопатой, подобранной на пустом дворе, мерзнуть — зуб на зуб не попадая…— на посту колотить промерзлыми валенками, перемогать сырость, дождь, жару, жажду, терпеливо, иногда сутками ждать куда-то запропастившуюся кухню, грызть захудалый, затхлый сухарь за неимением ничего другого, курить листья сухой травы, мох, добывать огонь кресалом, спать в сапогах, часто на сырой земле, а то и просто в снеговой ямке, терпеть вражеские пули, зверские минометные обстрелы, не говоря уже о самом бое. Когда надо в открытую идти на пулемет или отбиваться гранатами от танка.

Все это и есть массовый героизм наших ветеранов на той войне. Затыкали своим телом амбразуры, бросались со связками гранат под гусеницы не все, единицы из сотен, но через горнило мужества и долготерпения прошли миллионы безвестных героев и потому победили подготовленного, разбойно вооруженного, наглого, самоуверенного и беспощадного врага. И в этом было свершение непостижимого чуда.

— Примерами массового героизма, самоотверженного служения Родине неисчерпаемо богат наш край. Школьники, краеведы, поисковики продолжают извлекать из напластований прошлых лет все новые и новые свидетельства беззаветного мужества советских солдат и офицеров, тружеников фронта и тыла.

Новый импульс этой деятельности придали подготовка к празднованию 60-летия Курской битвы и 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. А также выступление Президента России перед участниками Курской битвы в нашем городе. «Мы стараемся не только все больше и больше вспоминать о ветеранах, о том, что сделано вами, но все больше и больше стараемся делать таких вещей, которые увековечивали бы память всего того, что было сделано народом в период Великой Отечественной войны,— отметил глава государства. — Не должны забыть самое дорогое, самих основ, на которых держится наше общественное и национальное сознание. Не должны забывать о героических годах, о том, что составляет историческую славу нашего Отечества». Как мы видим, точка зрения Президента РФ близка позиции нашего мудрого земляка Евгения Ивановича.

Именно прямыми очевидцами (читай, фронтовиками — ред.) закладывается основа исторической правды о войне — будь то написанные ими повести, мемуары или же изустные воспоминания в кругу доверчивых дворовых мальчишек. На неё, эту эпохальную быль, станут потом опираться будущие поколения, как в свое время мы, мальчишки с одного двора, стремясь постичь события, происходившие до нас, познавали их из правды «Севастопольских рассказов», «Тихого Дона», «Железного потока»…

Это бесспорная истина. И, вероятно, родители, педагоги, управленческие структуры образовательных учреждений пользуются уникальными воспитательными возможностями «прифронтовой» области. Но как быть остальным субъектам Федерации, обделенным громкой боевой славой?

— Знаете, как поется в известной песне: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»… Великая Отечественная война —  не локальный конфликт, она прошлась по судьбам всего советского народа: люди хватили лиха на оккупированных территориях, в прифронтовых областях и в глубоком тылу. На фронте бились с врагом посланцы всех республик и автономий, краев и областей. Тыл давал фронту оружие и боеприпасы, обмундирование и продовольствие, готовил кадры, принимал раненых, заботился о семьях эвакуированных из западных районов страны…

Следовательно, в любом субъекте Федерации можно найти героические биографии, удивительные судьбы, славные примеры служения Отечеству, которым можно и должно подражать.

Биография России — история преимущественно военная. Если бросить ретроспективный взгляд на прошлое нашей Родины, то нетрудно заметить, что «тыловые» области в свое время были передовой. В книге И.Н.Сухотина « Война в истории русского народа»  сообщалось, что наша страна за шесть столетий после Куликовской битвы вынуждена воевать 134 года против различных союзов и коалиций. Наши предки в одиночку сражались против  9 врагов одновременно. Дважды вступали в единоборство с 5 соперниками. 25 раз мерились силами с 3 и вели 37 войн против 2 врагов одновременно. Разве в этой богатейшей ратной летописи мало образцов для подражания?

— Виктор Александрович, а как бы  охарактеризовали, пусть в общих чертах, «курскую модель» военно-патриотического воспитания?

— Военно-патриотическая работа — это проверенный временем способ внушения людям спокойного понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Мы руководствуемся в своей работе положениями Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и её аналогом, разработанным с учетом областной специфики.

Курская модель военно-патриотической работы, вероятно, не очень сильно отличается от Брянской, Смоленской, или какой-то другой региональной модели. Все мы выросли из советской шинели и апеллируем к традиционным  формам и методам воздействия на подрастающие поколения. В нашем арсенале семинары и совещания по подготовке специалистов соответствующего профиля, разработка моделей центров традиционной культуры, этнографии, боевых единоборств, военно-исторического моделирования, организация лагерей, проведение военно-спортивных игр, фестивалей, соревнований, слетов и конференций, создание молодежных отрядов волонтеров, учебных центров для призывников и многое другое, что служит интересам защиты государства.

Мы не отказались ни от чего, что работает на сплочение общества, что формирует гражданственность и патриотизм, укрепляет его нравственную, гуманитарную составляющую.

В области сложилась стройная система военно-патриотического воспитания, объемлющая все образовательные структуры: от сельских малокомплектных школ до института повышения квалификации преподавателей. Система интегрирована с государственными и общественными организациями. Она органично сопрягается с расписанием занятий муниципальных образовательных учреждений традиционными уроками мира, и самыми разнообразными факультативными мероприятиями, акциями в структурах дополнительного образования. Предполагающие как массовые формы, так и индивидуально — групповое участие детей и подростков в военно-патриотической работе.

Если взглянуть на план мероприятий, приуроченных к Дню защитника Отечества, то Вы обнаружите весьма разнообразные формы освоения детьми героической тематики: от конкурса на лучшее сочинение до эстафет по местам боёв.

Не кажется ли Вам, Виктор Александрович, что «военно-патриотическое» воспитание в нынешнем её состоянии, при отсутствии в школах начальной военной подготовки носит несколько условный характер. А природа определения «военная» в этом словосочетании явно искусственная.

— Думаю, что нет. В моём понимании это естественная парная категория. Военно-патриотическое воспитание — «педагогическая технология двойного назначения». Поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми и будущему защитнику Родины, и вполне мирному человеку. Разве смелость, твердость характера, физическая выносливость не показаны учителю или музыканту, инженеру или врачу?

Конечно, школьный кружок или секция не могут соперничать с подразделениями РОСТО или учебными центрами силовых министерств. Но именно в школе, дворце творчества девочки и мальчики получают первую профориентацию, а то и знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, планериста, моториста, водителя, санинструктора… Согласитесь, что освоение штатной боевой техники в войсках, несомненно, пойдёт успешнее, если молодой человек до призыва на службу уже познакомился с  устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора, катера, электроагрегата и т.д.

 Наконец, разве не укрепляют силу воли, не вырабатывает у молодых людей то самое «терпение», о котором говорил Евгений Иванович Носов, походы по родному краю с ночёвками под отрытым небом, состязания, военизированные игры? С полным основанием курские учителя и тренеры, которые направляют на службу в войска и в военные вузы перворазрядников и кандидатов в мастера спорта, могут числить по военному ведомству… Ведь они своим трудом укрепляют армейские и флотские ряды.

— Благодарю Вас, Виктор Александрович, за искренний и интересный рассказ. Желаем Вам и Вашим коллегам новых творческих успехов в подготовке юных защитников Отечества, здоровья, счастья и семейного благополучия.

Вел беседу Владимир Давыдов.

Курск-Москва.