В дореволюционной военной энциклопедии сказано: «При комплектовании армий приходится считаться с национальным вопросом». Это предложение, как мне представляется, позволяет сделать вывод о том, что наши предшественники этнические проблемы видели, знали и решали. Как?

Прежде надо отметить, что принятый в 1874 году и действовавший на рубеже ХХ столетия Устав о всеобщей воинской повинности был на этот счет категоричен: «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности». Исключения действовали для коренных жителей Закавказского и Туркестанского краев, Амурской и Приморской областей и отдаленных частей Сибири, Северного Кавказа, Астраханской и Архангельской губерний, Тургайской и Уральской областей. Население Финляндии и казачьих областей отбывало воинскую повинность на основании особых законов.

Призыву подлежали лица, достигшие 21 года. С 1888 года срок службы длился — 5 лет. Так как число молодых мужчин было больше, чем требовали армия и флот, то рекрутов набирали по жребию. Лица, имевшие образование, могли поступать в армию вольноопределяющимися на сокращенный срок службы. Воинская повинность была личной - от нее нельзя было откупиться. Понимая, что «священная обязанность» есть обязанность трудная, сопряженная с риском, государство старалось распространить эту тяжесть равномерно на те слои общества и национальные группы, которые подлежали призыву.

Происходило это следующим образом. Призыв или мобилизация проводились так, чтобы в каждой отдельной части войск представители национальных меньшинств составляли не более четверти. Анализ статистических данных о призыве на военную службу в 1907 году позволяет судить о национальном составе этой части пополнения императорской армии. Среди «новиков» (новичков) были представители многих национальностей. К примеру, в процентном отношении призывной контингент выглядел так:

поляки — 8,8;

молдаване — 1;

татары — 1,9;

латыши — 1;

армяне — 1;

грузины — 1,2;

евреи — 4.

Ядро новобранцев составляли русские (около 75 % — тогда это понятие, по выражению А.Солженицына, обнимало собственно великороссов — 45%, малороссов — 22% и белороссов — 7%).

Столь же пестрым по национальному составу был и офицерский корпус. Так, из 4254 капитанов армейской пехоты 879 человек являлись представителями нерусской национальности. Из 2679 полковников всех родов войск 405 также не принадлежали к государственнообразующей нации. Из 1468 генералов 228 были нерусскими. Еще выше этот процент был среди полных генералов. Из 136 «их высокопревосходительств» 20 были немцами, 5 поляками, 3  грузинами, 1 армянином, 1 шведом, а остальные — русскими.

Высокий процент немцев среди генералитета русской армии определялся двумя обстоятельствами. Во-первых, влиянием исконных симпатий императорской семьи к немцам, особенно к остзейскому дворянству — это покровительство достигло своего пика при Павле I и Александре I. Единственный венценосец России, который не жаловал немцев, был Александр III. А во-вторых, значительное число  офицеров немецкой национальности были людьми с высшим военным образованием. В людях такой квалификации армия, несмотря на наличие 6 академий и 66 военных училищ ( данные 1912г. — В.М.), остро нуждалась.  Образовательный ценз немцев способствовал их продвижению по карьерной лестнице.

А что делало эту разноплеменную массу единым и сплоченным войсковым организмом? Двух мнений тут и быть не может — истоки силы многонациональной русской армии следует искать в той политике, которую проводило государство для укрепления собственных устоев. Она была многоплановой, но если сформулировать основной ее принцип, то он звучит так: выше рас, взглядов, течений и верований наши предки ставили святое понятие «РОДИНА».

Патриотизм — родовое отличие нашего воинства. Отчетливые свидетельства о патриотической идее встречаются в ранних военно-исторических документах и летописях. Древние отечественные хроники запечатлели трогательный факт. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в своих записях шесть раз вспоминал родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев разрешения поставить свечу от всей русской земли. В Европе же впервые мысль о родине как главной ценности народа высказал Ф. Петрарка в середине ХIV века…

Русское государство, постоянно страдающее от нехватки как рабочих рук, так и рук, владеющих мечом и копьем, стремилось не вытеснить, а, напротив, поставить себе на службу людские ресурсы побежденной стороны. Потому-то Россия, отстаивая свое существование, никогда не вела войн на истребление. Она предпочитала превращать своих бывших противников в союзников и друзей.

А.Герцен, одним из первых  подметивший особенность развития империи вширь, так писал, сравнивая методы российской и американской колонизации: «Но Россия расширяется по другому закону, чем Америка; оттого, что она не колония, не наплыв, не нашествие, а самобытный мир, идущий во все стороны, но крепко сидящий на собственной земле. Соединенные Штаты, как лавина, оторвавшаяся от своей горы, прут перед собой все; каждый шаг, приобретенный ими, — шаг, потерянный индейцами. Россия… как вода, обходит племена со всех сторон, потом накрывает их однообразным льдом самодержавия…»

Арабская газета «Маат-аль-Гарб» («Зеркало запада»), пристально наблюдавшая за межэтническим процессами в России, сообщала в 1904 году : «Русские никому не отказывали в гражданских правах: побежденный или присоединенный к их владению народ сейчас же уравнивался в правах с урожденным русским. Тем она и привязала к себе бухарцев, хивинцев, туркмен, бурят и другие национальности. С каким единодушием недавние подданные России встали на защиту сделавшегося им дорогим русского государства (только что началась русско-японская война)! Наблюдались ли такие примеры в Индии, во время англо-бурской войны? Решительно ответим: «Нет!»

А коль права были равными, то само собой равными были и обязанности. Всех тех, кто видел свой воинский долг в честном служении Родине, государство поддерживало, награждало и благодарило. Что касается лиц, в отношении которых имелись подозрения в неверности, но и тут политика — политика сдерживания, ограничения — проводилась строгой рукой. В этом смысле показательно отношение к офицерам польского корня, гордой шляхты, постоянно фрондировавшей с царским правительством. В силу этого поляки подвергались известным ограничениям. Уроженцев Царства Польского лишали права получать высшее военное образование в Академии Генерального штаба, в Военно-юридической академии. По одному человеку на курс разрешали их принимать только в Михайловскую артиллерийскую и Николаевскую инженерную академии. Подобные ограничения распространялись и на лиц других вероисповеданий и на лиц, женатых на католичках польской национальности.

Согласно высочайшему указанию, общее число офицеров данной категории не должно было превышать 20 в гвардейских и армейских пехотных полках, кроме Варшавского военного округа, крепостей Европейской России и Кавказа, где вовсе запрещалось пребывание офицеров-поляков, а точнее «католиков, уроженцев Царства Польского, западных и юго-западных губерний». Это, кстати, касалось и военных врачей, чиновников и вольноопределяющихся. Кроме того, полякам запрещалась служба в ряде частей инженерных войск и в постоянном составе военно-учебных заведений. В конце ХIХ века появилось еще одно ограничение, касающееся поляков, их перестали допускать к службе в штабах корпусов.

Сдерживающие меры принимались и по отношению к другим национальностям. Общее требование было таково: количество офицеров нерусской национальности в армии не должно превышать 30%. Хотя, как показывает знакомство с некоторыми материалами, норма эта нарушалась. Особенно на Кавказе. Там имелись полки ( к примеру, 43-й драгунский), в которых лишь несколько человек были русскими, а остальные — горцами.

С началом боевых действий ограничения исчезали. Вот, к примеру, с каким тактом Николай II обставляет официальную часть своего пребывания на Кавказском фронте в 1914 году. «Тифлис, 29 ноября, в 10 часов утра, из внутренних дворцовых покоев Его Величество изволил выйти в Белый зал, встреченный восторженными приветствиями собравшихся здесь представителей и депутаций всех сословий населяющих Кавказ народностей: русского населения, молокан, грузин, пшавов, хевсуров, тушинов, осетин, армян, мусульман, горцев, сирийцев и представителей православного, католического, лютеранского и еврейского исповеданий… Его Величество, милостиво выслушал все приветствия, благодарил за выраженные чувства, любовь и преданность кавказских народностей и обратился со следующими словами:

К русскому населению:

«Искренне благодарю все русское население за поднесенные Мне хлеб-соль и за выраженные чувства любви и преданности, искренности, которым Я верю. Рад был посетить древний Тифлис».

К грузинскому населению:

«Сердечно благодарю вас и весь грузинский народ за выраженные Мне чувства любви и преданности, в истинности которых Я не сомневаюсь. Господь Бог, быть может, приведет снова посетить Кавказ вместе с Ея Величеством и Моей семьей. Передайте Мою искреннюю благодарность населению».

К армянскому населению:

«Передайте Мою сердечную благодарность всем армянам за выраженные чувства, которым Я глубоко верю, и Мою радость по поводу пребывания на Кавказе».

К мусульманскому населению:

«Выражаю Мою сердечную благодарность всем представителям мусульманского населения Тифлисской и Елизаветпольской губерний, отнесшегося так искренно в переживаемое трудное время, доказательством чего служит снаряжение мусульманским населением Кавказа шести конных полков в составе дивизии, которая под командой Моего Брата, отправилась для борьбы с общим нашим врагом. Передайте Мою сердечную благодарность всему мусульманскому населению за любовь и преданность России». Напомним, что на Кавказском фронте борьба русской армии велась с турками, исповедавшими ислам. Но даже родственная вера некоторых кавказских народов с турками-мусульманами не могла возобладать над общероссийским патриотизмом.

В России издавна обосновались колонии немцев. Обрусевшие переселенцы охотно шли на военную службу, считая делом чести участвовать в защите земли, на которой они живут. В Отечественной войне 1812 года прославились имена российских немцев генерала Карла Клодта, морского офицера, позже адмирала, Теодора Литке, одного из организаторов и руководителей партизанского движения в тылу французов Александра Фигнера и других.

Русские немцы добровольно участвовали и в русско-персидской, русско-турецкой, Крымской войнах. Сохранился документ, в котором говорилось, что «Его Величество Государь Император соизволил Всемилостивейше пожаловать немецким колонистам за выказанное ими при удовлетворении различных нужд во время Крымской войны золотую медаль с надписью «За усердие».

Проблема русских немцев обострилась с началом Первой мировой войны. Понимая неэтичность использования солдат-немцев на русско-германском фронте, командование армии направило их на Кавказский фронт, против турок. Русские немцы участвовали в штурме мощной турецкой крепости Эрзерум. При осаде ее, по некоторым данным, сложили головы за свою второю родину около 50 тысяч немецких солдат.

Даже сейчас, после полутора десятилетий, прожитых раздельно, нелишне   вспомнить, что литовский и русские народы объединяет дружба, скрепленная кровью, пролитой в борьбе с общим врагом. Хрестоматийные факты, но говорят о многом. Одно из племен Руси, кривичи, вело свое название от литовского бога Кривейто. Любимый псковичами князь Довмонт был литовцем. Сражавшиеся вместе литовско-славянские войска наголову разбили немецких рыцарей у Танненберга в 1410 году. Примерно треть русских князей — литовского происхождения. На поле Куликовом с татарами сражались Андрей и Дмитрий Ольгердовичи. А во время отражения набега хана Тохтамыша в 1362 году оборону Москвы возглавлял Остей, внук Ольгерда.

Любопытно, что государственным языком Великого княжества Литовского в ХIV-XV веках был русский язык, до конца XVII столетия он оставался официальным языком государственных и судебных органов. В статусе Великого княжества Литовского 1588 года записано: «Писар земский мает по русску литерами и словы русскими, все листы, выписаны и позвы писати, а не ишним языком и словы». На этом фоне вполне естественно выглядит присутствие на культовом памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде скульптурной группы литовских князей Гедиминаса, Ольгерда и Витовта. Немало литовцев служили в русской армии, и в дальнейшем и служили они хорошо.

На защиту Российского государства поднимались все народы, населявшие одну шестую часть суши. Так, в 1611 году жители Казани и Казанского края отправили на Урал, где формировалось народное ополчение, грамоту от имени «всяких людей Казанского государства» с призывом к единству действий польских интервентов, захвативших Москву. Спустя каких-нибудь полстолетия после присоединения к Руси Иваном Грозным Казани! Причем призыв исходил не только от русских жителей края, но и татар, чувашей, мордвы, марийцев и удмуртов…

Говоря о межнациональных отношениях в русской армии, нельзя обойти  такой деликатной темы, как евреи и военная служба.

К началу ХХ века из 12 миллионов евреев, обитавших на земном шаре, 5 миллионов жили в России. Этот этнос, несмотря на свою многочисленность, впервые был «поставлен под ружье» только Николаем I. Император 26 августа 1827 года утвердил «Устав рекрутской повинности и военной службы евреев».Законодательный акт был весьма сурового содержания. Устав, в частности, устанавливал увеличенный почти втрое по сравнению с русским населением набор евреев в армию, предусматривал жесткие административные меры за уклонение от службы: вводился принцип круговой поруки, штрафы и  запрещалась замена личной службы денежной компенсацией. Общине разрешалось ловить беспаспортных евреев и отдавать их в солдаты вместо своих рекрутов.

В солдатском строю евреям было трудно, так же как и воинам других национальностей. После окончания службы они имели право свободного жительства и могли поступать на гражданскую службу. В 1874 году в России был принят закон о всеобщей воинской повинности. Уже первые наборы показали, что количество призывников еврейской национальности не соответствует норме, обусловленной соответствующим положением. Причин «недобора» было несколько. Плохая, запутанная метрикация в еврейских поселениях, резкий рост эмиграции из России лиц призывного возраста.

Правительство в связи с этими явлениями вынуждено было ввести штрафные и другие санкции за уклонение еврейского населения от воинской службы. О том, что административные санкции либерального правительства (в стране проходила «милютинская военная реформа») были  вынужденными , свидетельствует тот факт, что в еврейских общинах было поставлено на поток членовредительство мальчиков. Операторы, специалисты по членовредительству, калечили детей таким образом, чтобы спасти их от серой шинели, но в то же время не лишить трудоспособности. По статистическим данным 1907 года, недобор среди этой этноконфессиональной группы был самым высоким — 37 %. Для сравнения: недобор среди православного призывного контингента составил — 1,8%; среди язычников — 10,1%,а мусульман соответственно — 7,5%.

Из 80317 рекрутов, не явившихся на призывные пункты в 1907 году, 20809 были евреями. Еврейские общины, связанные круговой порукой, уплатили в казну за «беглых» в том году 6 миллионов 158 тысяч 700 рублей. Можно без труда вычислить стоимость одного еврейского отказника…

С началом Первой мировой войны основная масса ереев-мужчин подобно представителям других народов России была мобилизована в действующую армию. По некоторым данным, в войсках их насчитывалось около трехсот тысяч. На стороне Антанты, союзницы Российской империи, воевали сыны Сиона. Так, вместе с англичанами и французами на Западном фронте сражался еврейский легион, прибывший из Палестины. Во главе этой части стоял офицер И.Трумпельдор, сын бывшего николаевского солдата.

В русском общественном мнении циркулировали резкие суждения о предательстве евреев, их откровенном нежелании разделять тяготы войны с остальными подданными. К слову, для таких подозрений имелись основания. При наступлении немцев в Прибалтике коренные еврейские жители дружелюбно встретили неприятельских солдат, сотрудничали с кайзеровской разведкой… Ответные меры не заставили себя ждать: жандармский корпус осуществил массовое переселение евреев из Курляндской губернии.

Исторический опыт показывает, что военное ведомство достаточно умело решало этнические проблемы, немало делало для того, чтобы мундир Отечества приходился в пору солдату любой национальности. Старый лозунг «Едино Отечество — едины заботы» сегодня должен наполниться новым содержанием.