К.: Уважаемый Николай Дмитриевич! Вопрос о месте и роли негосударственных охранных структур в системе обеспечения общественной безопасности активно обсуждается все последние годы на самых разных уровнях. С чем, по Вашему мнению, это связано?  

Н.К.: Повышенное внимание к деятельности негосударственных структур безопасности объяснимо и, считаю, вполне оправданно.   

Судите сами. Сегодня в частных охранных структурах заняты на постоянной основе около 3 млн. человек. Прибавьте сюда семьи сотрудников,  получите около 5 млн. наших сограждан,  психологическое и материальное благополучие которых находится в прямой зависимости от общего состояния дел в этом  обширном сегменте российской экономики.   

Далее. Работа в охранных организациях предъявляет к сотрудникам особые требования. Ответственность, законопослушность, наличие весьма специфических профессиональных качеств, умение работать в команде и приверженность корпоративному духу, эмоциональная устойчивость, хорошие физические данные, - вот далеко не полный перечень этих требований. Понятно, что от того, насколько сотрудник им соответствует, во многом зависит качество выполнения стоящих перед ним задач и, как следствие,  степень нашей с вами защищенности от действий граждан, нарушающих закон и порядок.  

Наконец, нельзя забывать и о том, что значительная часть сотрудников этих организаций, являются выходцами из силовых ведомств и обладают специальными знаниями и навыками, полученными в период прохождения службы в войсках, правоохранительных и специальных органах. Необходимо гарантировать, чтобы этот уникальный багаж использовался строго и исключительно по назначению в рамках закона. Этот момент требует деликатного, но постоянного и внимательного контроля со стороны государства.   

К.: Насколько мы понимаем, когда сегодня говорится о негосударственных структурах безопасности, речь идет об организациях негосударственной сферы безопасности (НСБ) уже устоявшихся, уверенно занявших свою «нишу» в системе коммерческих организаций, при этом в подавляющем большинстве эффективно работающих на благо общества. Если это так, то в чем смысл создания Координационного совета НСБ?  

Н.К.: Действительно, можно с уверенностью сказать, что эти организации оказались, востребованы и нашли свое достойное место на рынке негосударственных услуг. Тут Вы совершенно правы.  Тем не менее, мы считаем, что пока ими пройден лишь первый этап – этап становления. Следующая масштабная задача – выйти на качественно новый, по-настоящему современный уровень работы, отвечающий лучшим мировым стандартам. Мы пришли к выводу, что достичь этой, прямо скажем, весьма амбициозной цели можно лишь объединив усилия в рамках постоянно действующего координационного механизма.   Так родилась идея создания Совета, координирующего органа, призванного оказывать содействие субъектам негосударственной охранной деятельности в решении широкого круга вопросов, связанных с обеспечением их дальнейшего поступательного развития.  

К.: Не могли бы Вы остановиться несколько подробнее на тех конкретных задачах, которые предстоит решать Координационному совету НСБ?  

Н.К.: Они, разумеется, вытекают из специфики деятельности самих охранных организаций. В то же время ни подменять, ни дублировать работу этих структур Совет не собирается.   

В его лице сообщество организаций НСБ должно получить с одной стороны своеобразный мозговой центр, который на основе осмысления  лучшего отечественного и зарубежного опыта вырабатывал бы соответствующие рекомендации и содействовал их реализации,  а с другой – благодаря компетентности и личному авторитету входящих в него фигур – был бы способен осуществлять т.с. «представительские функции» перед органами исполнительной и законодательной власти, а также гражданским обществом от имени всех структур, входящих в  НСБ.   

Известно, например, что важнейшей функцией негосударственных охранных структур является оказание всемерного содействия государству в обеспечении общественного порядка и противодействии  преступности. На этом направлении у них, на наш взгляд, все еще имеются значительные неиспользованные резервы. Как  вовлечь структуры НСБ в более активную работу в данной области, какие нестандартные формы взаимодействия с правоохранительными органами  предложить, какие применить стимулы, в том числе для скорейшего внедрения самых современных технологий, методик и стандартов охранной деятельности, направленных на повышение уровня защищенности граждан, общества и государства, - вот  те вопросы, до которых в будничной текучке у практиков руки не всегда доходят. Думается, Координационный совет НСБ мог бы здесь оказать существенную помощь.  

Общество вправе ожидать от частных охранных структур более весомого вклада и в работу по предупреждению и пресечению террористической деятельности, а также обеспечению национальной безопасности. Координационный совет мобилизует специалистов соответствующего профиля на поиск приемлемых вариантов законодательного оформления участия сил и средств НСБ в этой важнейшей работе, а также на самое внимательное изучение  весьма богатого опыта, имеющегося в этом плане у наших западных коллег. 

Пока далеко не все сделано и в области законодательного обеспечения  деятельности негосударственных охранных структур. Задача Совета – с опорой на лучшие экспертные силы участвовать в подготовке обоснованных и убедительно аргументированных предложений по дальнейшему совершенствованию регламентирующей их деятельность нормативной базы.   

Уверен, что организационный и интеллектуальный ресурсы Совета были бы весьма полезны  в работе по координации работы ветеранских объединений, направленной на оказание помощи бывшим сотрудникам силовых структур в таких жизненно важных для них вопросах, как социальная   и психологическая адаптация к условиям гражданской жизни,  трудоустройство, неукоснительное исполнение государственными органами всего комплекса предусмотренных законом мер социальной поддержки ветеранов-силовиков  и т.п.  

В ходе текущих контактов с субъектами НСБ Совет будет аккумулировать практический опыт лучших из них, обобщать его и всемерно содействовать его распространению. То же касается инициатив, которые будут поступать в адрес Совета: после соответствующего изучения заслуживающие реализации предложения  будут обобщаться и в доработанном виде вноситься в заинтересованные органы исполнительной и законодательной властей. Одновременно с позиций Совета мы намерены содействовать повышению эффективности текущего диалога охранного сообщества с органами государственной власти и местного самоуправления по всем представляющим взаимный интерес вопросам.  

Актуальным и важным направлением деятельности Координационного совета НСБ, очевидно, станет работа с гражданским обществом.   Ее целью будут не только создание позитивного имиджа негосударственных охранных структур, объективное информирование наших сограждан о решаемых ими задачах  и – как результат – формирование среды, благоприятной для их повседневной работы, но и посильное участие в консолидации здоровых сил российского общества на платформе патриотизма, и других  наших традиционных ценностей. Выбор тех или иных форм этой работы (конференции, семинары, опросы и т.п.) будет определяться спецификой конкретной ситуации, но общими и обязательными требованиями к подобного рода мероприятиям должны стать их хорошая организация, убедительность и самый современный уровень технического обеспечения.  

К.: Какой Вам видится структура новой организации?  

Н.К.:  В настоящее время положение о Координационном совете проходит окончательную правовую экспертизу. Проектами этих документов предусматривается, что в его состав, помимо руководителей некоммерческих неправительственных организаций негосударственной сферы безопасности и профильных общественных объединений общероссийского и межрегионального уровня, смогут войти представители заинтересованных органов власти, авторитетные представители заинтересованных институтов гражданского общества, а также известные эксперты, специалисты-правоведы. Возглавит Координационный совет его Председатель, избираемый из числа членов Совета.   

Каждое конкретное направление работы закрепим за соответствующим членом Совета.  На заседания и совещания, к работе комиссий и рабочих групп в качестве экспертов по тематике обсуждаемых вопросов  могут приглашаться лица, не входящие в  состав Совета.   

Подготовка и   согласование   повесток дня   заседаний   Совета,   материалов   к   заседаниям, проектов решений, своевременное доведение рабочих документов до его членов,  их текущее информирование, а также организация собственно заседаний и выполнение отдельных поручений руководства будут поручены Исполнительному секретариату.

 

Членам Совета, естественно, предоставляется право участвовать  во всех проводимых им мероприятиях, вносить предложения к повестке дня его заседаний, получать в Исполнительном секретариате  любые материалы,   связанные   с   его   деятельностью,   а   также   работой экспертных групп и комиссий.  

К.: Каким будет механизм принятия и исполнения решений?  

Н.К.: Предполагается, что на свои заседания Совет будет собираться не реже одного раза в месяц. В промежутках между ними по мере необходимости возможно проведение оперативных совещаний, в том числе видеоконференций.  

Совет будет функционировать на общественных началах. Поэтому коллегиально принимаемые на его заседаниях решения будут иметь рекомендательный    характер.    Решение    правомочно,     если    за    него высказались    более    половины    членов    Совета,    и    оно    утверждено Председателем или лицом, исполняющим его обязанности. Все решения оформляются протоколами. Принятие оперативных решений можно  осуществлять в форме заочных опросов.   

К.: Спасибо Вам, уважаемый Николай Дмитриевич, за интересный рассказ. Нам остается пожелать Вам и Вашим единомышленникам успеха в реализации этой, на наш взгляд, полезной и очень своевременной инициативы.  

Беседовал Александр Бондарев