В середине девяностых годов прошлого века в Приморье «расцвела» новая разновидность криминального бизнеса, - разбои на трассах. Освоив приемы заокеанских гангстеров, преступники, как будто сговорились и, на автодорогах в различных районах края, стали происходить налеты на водителей и экспедиторов. Бандиты, вооруженные огнестрельным оружием, используя разнообразные уловки, или просто стреляя по автомобилям, останавливали как груженые фуры, так и машины, направляющихся в краевой центр для оптовых закупок предпринимателей средней руки, после чего банально грабили последних. Выгода от такого рода криминальной деятельности была очевидна, ведь передвигающиеся по дорогам бизнесмены, как правило, имели при себе крупные суммы наличных денег, которые и привлекали преступников. Решили заняться разбоями на трассах и преступники из Дальнегорска.

В то время на территории края действовало несколько таких групп. Серийность преступлений и их количество заставили руководство, как УВД, так и уголовного розыска края обратить на это особое внимание. Количество сыщиков, работавших по раскрытию этих преступлений и, число дней проведенных ими в командировках, тогда никто не считал.

Хочется остановиться на раскрытии одной серии разбойных нападений, совершенных на территории северных районов побережья. За линию имущественных преступлений в уголовном розыске края тогда отвечал заместитель начальника УУР УВД - Ульзутуев Андрей Константинович.

События происходили в девяностых годах и закончились для бандитов в двухтысячном году, когда те решили «выйти на большую дорогу». Преступники не отличались оригинальностью и применяли огнестрельное оружие, не заботясь о том, что могут пострадать или погибнуть люди. Дерзкие, уже имеющие криминальный опыт налетчики, соблюдали конспирацию, распределяли роли, да и в целом старались действовать, не оставляя следов.

И конечно криминальные элементы имели свою организацию. Оригинальной их мысль не была, и все произошло, как и во многих других субъектах нашей огромной страны. Стоит вспомнить выражение «общак», которое прочно ассоциируется с организованной преступностью и рэкетом, и все сразу станет понятно.

Эта история началась в начале девяностых годов в городе Дальнегорске Приморского края. Местное «отделение общака» возглавляли два брата, известные в определенных кругах как Гоча и Тятя. Как положено в таких криминальных структурах делилась она на бригады, состоящие из рядовых членов и возглавляемых бригадирами. Одной из таких бригад, в Дальнегорском «общаке», руководил Вадим К. Он женился на дочери Тяти и, кроме этого «административного ресурса», поддерживал свой криминальный авторитет дерзостью и жестокостью. Вскоре, в результате дорожно-транспортного происшествия, Тятя погиб и во главе преступной организации остался Гоча, правой рукой которого и стал Вадим К.

Кроме таких черт характера как наглость и дерзость он имел неплохие организаторские способности, но, не смотря на высокую должность в криминальной среде, лично продолжал совершать преступления.

По информации сотрудников уголовного розыска большинство разбойных нападений с огнестрельным оружием и в масках были его рук делом. В том числе, налеты на магазин «Детский мир», оптовые базы, металлобазы и другие. Но собрать доказательства о причастности к преступлениям Вадима К., не удавалось. Многие потерпевшие просто не заявляли в милицию. Не стоит говорить, что если заявители и знали, кто совершил преступление, то отказывались давать какие-либо показания следствию, ведь сама мысль, что потом им придется выступать против одного из лидеров «общака» в суде, повергала коммерсантов в шок. Причины этого объяснять не имеет смысла.

Старшим опером по раскрытию тяжких преступлений в уголовном розыске Дальнегорска, которому и вменили в обязанность заниматься серийными разбоями, тогда был Николай Серышев. Конечно, занимался раскрытием не только он. Разбойные нападения, где уже прослеживалась серийность, заставили руководство криминальной милиции Дальнегорска, подключить к раскрытию и других сотрудников розыска. Да и начальник криминальной милиции Игорь Новик и начальник ОУР Олег Новиков не сидели, сложа руки, они, надо отдать им должное, сами обладали определенными возможностями получать информацию из криминальной среды.

И вот в ходе работы появилась небольшая зацепка. А именно, после разбойного нападения на магазин «Детский мир», расположенный в микрорайоне Горького, во время отработки района, сыщикам удалось найти место, где преступники оставляли автомобиль на время совершения преступления. Так же было установлено, что преступники, перед тем, как сесть в машину сложили в нее оружие и сняли маски. По описанию автомобиль походил на автомобиль Вадима К. Только свидетелем, который это видел, оказался мальчишка семи-десяти лет. Несмотря на свой возраст, он уверенно назвал, что один из мужчин, садившихся в машину, был «дядя Вадик». А вот тут и начались сложности. Как потом оказалось, «дядя Вадик» иногда приходил к его маме домой ночевать. Здесь больше ничего сделать не удалось, несмотря на все усилия сыщиков, мама парнишки-свидетеля сама не давала никаких показаний и не разрешала допрашивать сына. Понятно, что ребенка можно было допросить и в присутствии педагога, но, как теперь известно, не без помощи Вадима К., мальчика под различными предлогами просто прятали. Возможно и в других населенных пунктах. То есть когда педагог есть, парнишки ни дома, ни у родственников, ни в школе не было.

Сложности были и с поступающей из преступной среды информацией. Авторитет Вадима К. работал на него и здесь. «Безбашенный», как иногда отзывались о нем его коллеги по криминальному бизнесу, мог учинить расправу и с ними, поэтому высказываний своего мнения о нем, даже в «общаке» старались избегать.

Но кое-что уже было известно. А именно, что наиболее близки к нему двое из дальнегорского «общака» - Железный и Пиняй, как их называли в определенных кругах. Имелась, информация, что внутри троицы налажены устойчивые связи и все в ней с полуслова понимают друг друга. Да и по дерзости двое последних не намного уступали лидеру. К тому же они имели на то время и достаточный криминальный опыт. Пиняй был судим по нескольким статьям, а Железный проходил подозреваемым по уголовному делу в Хабаровске, куда выезжал «гастролировать». В последующем дело, неизвестно по каким причинам, было прекращено, а вот связи с криминальными авторитетами соседнего региона, у него остались. Да и сам Вадим К. был судим, как говорят в народе, по-малолетке, за корыстно-насильственные преступления. То есть проблем от них было много, а информации о них очень мало.

Какой бы сложной не была задача, работа профессиональных сыщиков в преступной среде не могла не дать результат. Стало известно, что преступники собираются совершить, или как дословно было сказано, «замутить что-то крупное, даже с трупами», на автодороге в поселок Ольга. Движение на данной трассе было достаточно активное, по ней круглосуточно перегоняли автомобили, привезенные из Японии, шли грузовики с лесом, в отдаленные районы края и обратно двигались машины местных коммерсантов. Но что конкретно и, самое главное, где, в каком месте дороги, преступники собирались совершить, известно не было. Работа сотрудников уголовного розыска была еще затруднена тем, что специалисты из технических подразделений в отдаленные небольшие населенные пункты тогда почти не выезжали, и мероприятия поисковых подразделений на второй, если не в первый день, проводить не имело смысла, так как каждый новый человек или автомобиль, здесь сразу бросались в глаза. А рисковать даже просто расшифровкой, если не будет конечно более тяжких последствий, своего интереса к конкретным личностям в данном случае было нельзя. Да и сами преступники, о чем говорилось выше, профессионально соблюдали конспирацию. Как пример стоит сказать, что в последующем, уже находясь в изоляторе, Вадим К., заходя в камеру, объявлял, что «разговор будет только о бабах и философия, а по делу лишь с адвокатом». Ничего не рассказывал даже о своей личной жизни, не связанной с криминалом.

В это же время означенная выше троица стала часто выезжать за пределы Дальнегорска. Сыщики, со своей стороны, провели встречи с коллегами из соседних районов, поделились имеющейся информацией и ежедневно штудировали сводки происшествий в округе.

И вот как-то вечером в Дальнегорск приехали опера из Чугуевского РОВД. Они рассказали, что днем на трассе в их районе неизвестные обстреляли дальнегорского бизнесмена, занимающегося торговлей спиртом, и что пули прошли и через кабину, чуть не задев потерпевшего. Преступники были в масках и передвигались на автомобиле японского производства белого цвета. Потерпевший пояснил, что стрелять в него начали около поселка Шумный или в Антоновке, после чего он прибавил газ, но бандиты догнали его и заставили остановиться. Проезжавших мимо, знакомых бизнесмена, оказавшихся случайными свидетелями, так же остановили, угрозами заставили выйти из машины и положили на землю. Самого же предпринимателя бандиты ограбили и скрылись в сторону Дальнегорска. Вот и приехали сыщики из Чугуевки спросить своих коллег, могли ли их «подопечные» совершить это преступление. Не успели дальнегорские опера открыть рты, как чугуевцы рассказали следующее. А именно, что они по дороге подвезли до Дальнегорска парня, который, с его слов, автостопом добирался из Спасска-Дальнего. По описанию, в том числе и по татуировкам на кистях рук, парень оказался очень похож на Вадима К.. Чугуевским коллегам были показаны фотографии всех троих – Железного, Пиняя и Вадима К. Они тут же опознали последнего. Откуда они могли знать, что подвезли до дома того, кто совершил это разбойное нападение. Да и сам Вадим К. не знал, что на трассе остановил автомобиль с сыщиками.

Ждать больше было нельзя и дальнегорские опера отправились на поиски, но никого из подозреваемых, по известным адресам, не было. Опера из Чугуевского РОВД, со своей стороны, продолжили отрабатывать район совершения преступления, в том числе и поселки, прилегающие к трассе, с целью установления свидетелей и для поиска машины, на которой передвигались преступники. Какую работу можно провести на трассе, проходящей, где в поле, где в лесу, а где и вовсе в тайге, рассказывать не нужно, но сотрудники уголовного розыска из Чугуевки делали все возможное.

На второй день поисков, в лесном массиве около поселка Шумный, нашли сгоревший седан, японского производства, Тойота Корона или Тойота Королла, который еще до поджога был белого цвета. По номеру автомобиля установили хозяина машины. Как оказалось он, незадолго до этого, продал ее по доверенности, но не помнил, кому конкретно. Вот в Дальнегорске и продолжилась работа по двум направлениям. Первое это по розыску фигурантов, а второе по установлению фактических, а не документальных, владельцев сгоревшего автомобиля. Работа сыщиков в преступной среде и здесь, пусть не сразу, но принесла свои плоды. Если по местонахождению преступников информации не поступало, кроме того, что бандитов в городе нет, то узнать, кто действительно владел, автомобилем, обнаруженным, по таежным меркам, недалеко от места совершения преступления, удалось через несколько дней. Хоть последние и отказывались давать какие-либо показания, документальный владелец машины опознал их. Как оказалось, автомобиль принадлежал сразу двоим, парню и девушке из секты свидетелей Иеговы, у которых дома нашли копии документов на автомобиль и доверенности. Еще недавно они употребляли наркотики, а известная троица шантажом вымогала у них деньги, что и заставило пару променять опий на секту. Потом были найдены свидетели, которые видели бывших наркоманов на этой машине. Но они продолжали упираться, ведь боязнь «общаковских» делала свое дело. Как потом выяснилось, за день до разбоя на трассе, автомобиль у них просто отобрали уже известные сыщикам Пиняй, Железный и, конечно, Вадим К.. Бывших наркоманов избили и выкинули из машины, объяснив, что они еще и остались должны. Потом по делам секты они уехали в Нерюнгри, что еще более осложнило расследование, но с помощью тамошних оперов, все необходимые следственные действия с ними были проведены.

Надо отдать должное и местным сыщикам, они смогли установить свидетеля, который видел Вадима К. на отобранном автомобиле. Нашли и тех, кто видел, как наркоманов преследовали и выкидывали из машины.

Продолжался и розыск подозреваемых. Первым задержали Вадима К.. Сыщики из Дальнегорска получили информацию, что он выехал во Владивосток со своими знакомыми на микроавтобусе частного перевозчика и даже установили номер этой машины. Далее все было прозаично, сначала звонок начальника криминальной милиции Дальнегорского ГОВД Игоря Новика заместителю начальника УУР Андрею Ульзутуеву, потом приказ операм отдела по борьбе с имущественными преступления розыска края ждать и, конечно, сотрудники поискового подразделения выставились в месте предполагаемого прибытия микроавтобуса. Потом около железнодорожного вокзала Владивостока, куда и прибыл микроавтобус, поисковики «передали» Вадима К. сыщикам, где по формальному поводу он был задержан. Все было сделано так, что Вадим К. сам сел в дежурный УАЗ вместе с девушкой, с которой приехал во Владивосток, а понял, что его задержали по более серьезной причине, только тогда когда составлялся протокол личного досмотра, но было уже поздно. Далее задержали и остальных участников группы, с ними было все проще.

Стоит добавить, что доказывание в данном случае было действительно не простым, но благодаря усилиям как дальнегорских, так и чугуевских сыщиков, дела были переданы в суд, и троица понесла заслуженное наказание.