Преемники знаменитых боевых пловцов князя Боргезе востребованы и по сей день 

Как их только не называют: и «морскими котиками», и «красными драконами», и «боевыми дельфинами». Они десантируются с самолётов в полном подводном снаряжении и сразу уходят под воду. Скрытно от противника преодолевают многие мили с аквалангом, стреляют из уникального оружия, поражающего цели в воздушной и водной среде, внезапно нападают. Эти бойцы решают особые задачи, на первый взгляд невыполнимые. От их действий враг несёт ощутимые потери, расценивая их как форс-мажор. При этом даже не предполагает, что за всем этим стоят специально обученные люди - диверсанты.  

«Немного, но отлично» 

Все эксперты и историки спецслужб считают итальянцев наиболее изощрёнными и умелыми специалистами в проведении подводных диверсий. Например, признанный авторитет в этой области, капитан 1-го ранга специальной разведки ВМФ России Геннадий Сизиков с уважением отзывается о подводных диверсантах с Апеннинского полуострова: «Считается, что именно они были родоначальниками этой военной специальности. 

Первую попытку проведения диверсионной операции они предприняли ещё во время Первой мировой, войны против линкора «Вирибус Унитис», который взорвали. Затем они создали 10-ю флотилию MAS, проведшую много операций, изучаемых сегодня в специальных учебных заведениях». 

Поскольку к началу войны итальянцы располагали слабым флотом, они придумали, как эффективно противостоять англичанам на море. Главным героем диверсионной войны под водой стал, как его называли, «Чёрный князь» Валерио Боргезе. Этот аристократ из старинного рода руководил итальянскими «людьми-торпедами». Подводные диверсии в Александрии и Гибралтаре, на Крите и Мальте вошли в мировую военную историю. В Генуэзском заливе и сейчас готовят одних из лучших в мире боевых пловцов. 

В разгар войны на севере Африки подводные бойцы «Чёрного князя» провели свою самую громкую операцию - в египетской Александрии, где у англичан была морская база. Итальянская десантная субмарина незаметно подкралась на расстояние мили от входа в бухту. Диверсанты оседлали управляемые торпеды и растворились во тьме. Им удалось проскочить через боновые заграждения и присоединить мины большой мощности к вражеским кораблям. Два страшных взрыва осветили всю бухту. Англичане беспомощно наблюдали, как сели на дно прямо у причала два их главных линкора на Средиземном море «Вэлиэнт» и «Куин Элизабет». 

В октябре 1955 года в СССР произошла одна из самых страшных катастроф в истории отечественного ВМФ. 

В северной бухте Севастополя в час тридцать ночи взрыв в носовой части флагмана Черноморского флота линкора «Новороссийск» пробивает насквозь несколько палуб. Образуется пробоина площадью 150 квадратных метров, и линкор неожиданно быстро переворачивается вверх килем. Официальной причиной гибели нескольких сот людей и корабля назвали взрыв донной мины, оставшейся после войны. Но факты говорят об обратном. 

Прежде линкор гордо именовался «Джулио Чезаре» - «Юлий Цезарь», в закрытом военно-морском реестре Королевского флота Италии он красовался на первой странице. «Когда Советский Союз забрал по репарации «Джулио Чезаре», - рассказывает Геннадий Сизиков, - итальянцы неоднократно заявляли, что этот линкор не будет плавать под советским флагом, поскольку для них он такой же корабль-символ, как для нас крейсер «Аврора», а для англичан - крейсер «Hood». Я считаю, что случившееся с кораблём - действия итальянских диверсантов. К тому же проходил слух о том, что после взрыва «Джулио Чезаре» несколько итальянцев из подразделения, которое теперь называется «Тезео Тезеи», получили золотые звёзды за высшие воинские достижения». 

По данным советской резидентуры в Италии, дней через десять-пятнадцать после катастрофы правительство этой страны присвоило звание национальных героев группе боевых пловцов бывшей 10-й флотилии MAS князя Боргезе. В их честь в Риме состоялись большие торжества, а пресса открыто связывала эти события с потоплением линкора в Севастополе. 

Есть довольно много свидетельств того, что нашим черноморским морякам во время войны довелось сталкиваться с бойцами «Чёрного князя». В 1960-е годы даже художественный фильм сняли на эту тему. Но вот сенсационная новость 2003 года, никак не связанная с Чёрным морем: во время строительных работ по реконструкции берега Финского залива в Стрельне случайно найдены обломки торпедного катера. Экспертиза установила, что он принадлежал элитному подразделению итальянских ВМФ - 10-й флотилии MAS. Такими катерами пользовались для сверхсекретных и самых ответственных операций итальянские боевые пловцы князя Боргезе. Однако никаких данных, что в Финском заливе воевали итальянцы, в том числе и их боевые пловцы, нет. По крайней мере, об этом до последнего времени ничего не было известно. Ещё одна неразгаданная тайна Второй мировой. 

После окончания войны 10-я флотилия подлежала расформированию, поскольку Италия не имела права иметь в составе своих вооружённых сил диверсионные подразделения. Однако костяк удалось сохранить, направив бойцов в другие подразделения, занимающиеся подводными работами. Воссоздать знаменитое подразделение морских диверсантов страна смогла только после вступления в НАТО - в 1954 году. 

Сегодня в активе итальянского спецназа, о чём официально сообщалось в СМИ, свыше двух с половиной десятков успешных операций, пять из которых проведены в самой Италии. Последняя проведена в октябре минувшего года совместно британскими и итальянскими спецназовцами. Они освободили захваченный сомалийскими пиратами в Аденском заливе танкер MV Montecristo, который шёл под итальянским флагом. Структурно подразделение боевых пловцов входит в состав 10-й флотилии ВМФ Италии и базируется в Вариньяно. Набирают контингент в результате очень жёсткого отбора, и лишь 

10 процентов желающих в конечном итоге попадают в элитный отряд. Его знак отличия - изумрудный берет, а девиз боевых пловцов - «Лучше немного, но отлично, чем много и только хорошо»… 

Герои тайных войн 

Не менее, чем «моряки», известен спецназ итальянской полиции. О нём пишут книги, снимают фильмы. Такой популярности отряд обязан успешной операции по освобождению высокопоставленного заложника - американского бригадного генерала Джеймса Ли Дозиера, заместителя начальника Южно-Европейского штаба наземных войск НАТО. Вечером 17 декабря 1981 года в дверь его квартиры в городе Верона позвонили четверо мужчин, представившиеся водопроводчиками. Ворвавшись в жилище, они скрутили хозяина и заклеили ему рот скотчем. И только после этого заявили, что являются боевиками известной террористической организации «Красные бригады». Террористы запихали Дозиера в фургон и увезли в неизвестном направлении. 

В штаб-квартире НАТО началась паника: там решили, что похищение генерала дело рук КГБ. Разведки США, Италии и других стран Североатлантического альянса бросили все силы на поиски военачальника. Американцы, не очень доверяя итальянским коллегам, послали в Италию одну из команд знаменитого спецотряда «Дельта». Но сами не рискнули организовать спасательную операцию. 

Через три недели некий аноним сообщил о записке, лежавшей в урне на одной из улиц. В ней похитители признавали свою ответственность, хотя об этом спецслужбам уже было известно. Их насторожило то, что похитители не выдвинули никаких требований. Это могло означать только одно - генералу грозит смерть. Однако Рим и Вашингтон отказались вести переговоры с похитителями, а штаб-квартира НАТО недвусмысленно заявила, что «Красные бригады» «совершают большую ошибку, не отпуская Дозиера». 

Спустя месяц с лишним итальянской контрразведке удалось выяснить: Дозиера держат в многоквартирном доме на окраине города Падуя. Туда немедленно отправили бойцов спецподразделения под названием «Центральная оперативная группа сил безопасности». Они установили, что генерал находится в квартире, расположенной над универмагом. 

28 января 1982 года спецназовцы бесшумно вошли в дом. В течение нескольких секунд генерала освободили. В квартире, кроме четырёх террористов, спецназовцы нашли склад оружия, а также досье на известных граждан Италии, которых собирались похитить. Во время допроса боевиков выяснилось, что двое из них ранее принимали непосредственное участие в похищении бывшего премьер-министра Италии Альдо Моро. 

В активе отряда также известное освобождение бизнесмена Данте Буларденелли в 1989 году, предотвращение отправки наёмников в Боснию и захват исламистских боевиков. 

Если о боевых пловцах и полицейском спецназе кое-что известно, то деятельность их армейских коллег окружена плотной завесой секретности. Подтверждается только, что это подразделение принимало участие во всех конфликтах, в которые была вовлечена Италия, начиная с 1960-х годов. На его счету операция в Ливане в 1982-1984 годах, освобождение захваченного террористами судна «Ачилле Лауро» в 1985-м, акции в Курдистане и Эфиопии в 1991-м, в Сомали в 1992-1995-х, в Руанде и Йемене в1994-м, в Косово в 1995-м. 

Поводом для создания спецназа послужил захват террористами в конце 1977 года в Могадишо самолёта с 86 пассажирами на борту. Подразделение стало называться 1-м батальоном карабинеров-парашютистов «Тоскана». Оно насчитывало около 300 человек, потом выросло до полутысячи. В 2001 году корпус карабинеров становится полностью автономным. К сентябрю 2002-го сформированы две мобильные бригады, что явилось реакцией итальянских властей на террористические акты в США в сентябре 2001 года и рост исламского терроризма в Европе. 

В 1980-х годах карабинеры-парашютисты впервые выполняли задачи за пределами Италии: сначала в Ливане, потом в составе миротворческих сил ООН в Намибии, а также в Сомали, где они обеспечивали защиту итальянской дипломатической миссии. В конце 1989 года им пришлось спасать сотрудников итальянского посольства в Бухаресте во время падения режима Чаушеску. В 1991-м они приняли участие в такой же работе в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. В марте 1997 года карабинеры эвакуируют гражданских лиц из Тираны во время беспорядков в Албании. «Тоскана» включена в состав сил коалиции государств в Афганистане и в Ираке. А в 2006 году проводит операцию по освобождению заложников в Ливане.  

Управа на сатанистов  

Отряд спецназа корпуса карабинеров - GIS может в любой момент быть задействован за рубежом. В то же время в случае возникновения кризисных ситуаций внутри Италии GIS может быть переподчинён руководству МВД. 

Сегодня бойцы GIS находятся в командировке в Ираке, которая является, наверное, самым тяжёлым и серьёзным испытанием с момента основания группы. Чем конкретно они там занимаются и где базируются - тщательно засекречено. Журналисты газеты «Ла Стампа» смогли докопаться до некоторых подробностей операций GIS в Ливии. По их сведениям, спецназ Италии появился в ливийской пустыне в начале апреля минувшего года. В зоне Аль-Хамада Аль-Хамра на юго-западе страны затерялось подразделение французских коммандос. Итальянцы помогли найти их. Затем они занялись поисками замаскированных танков и ракетных установок полковника Муаммара Каддафи. Несколько спецназовцев, переброшенных в Киренаику, подсвечивали лазерными целеуказателями объекты, по которым наносила удары авиация НАТО. 

В ближайшее время в итальянской полиции появится специальное подразделение, которому предстоит изучать религиозные секты. Идея создания столь необычной полицейской структуры появилась сразу же после нескольких жестоких убийств, которые, предположительно, были совершены сатанистами. Известно, что члены одной из таких группировок, «Звери сатаны», недавно живьём закопали двух человек, некогда входивших в секту, в лесу под Миланом. 

Команду сформируют из специалистов-психологов и священнослужителя, который является экспертом в области оккультизма. Планируется, что подразделение будет отслеживать деятельность небольших религиозных объединений, которые получили широкое распространение в Италии. Полицейские намерены выявлять секты, идеология которых связана с экстремизмом и может стать причиной преступлений… 

 

Печатается с сокращениями.  

Журнал «Эхо планеты», №16, 26 апреля - 2 мая 2012