В марте 1979 года Комиссией по безопасности и общественному порядку Оргкомитета «Олимпиада-80» было принято решение о создании досмотровой службы на контрольно-пропускных пунктах основных олимпийских объектов в городах Москва, Ленинград, Минск, Киев, Таллин и в Московской области.

Сейчас уже трудно найти и объяснить причины, заставившие руководство страны возложить эту работу на органы вну­тренних дел. Традиционно вопросы борьбы с терроризмом и защи­ты от вооруженных угроз из-за рубежа решались органами госбе­зопасности. Их представители присутствовали на XXI Олимпийских играх в Монреале, изучали использовавшиеся там формы и методы обеспечения безопасности, тесно общались с силами безопасно­сти. Более того, ими были определены объекты террористических угроз, выбрано оборудование и организована его закупка.

 Видимо, когда дело дошло до практической реализации си­стемы безопасности, руководство госбезопасности поняло, что их служба не располагает необходимыми возможностями для орга­низации службы специального контроля олимпийских объектов и соответствующих специалистов.

К сожалению, стрелка была переведена на МВД СССР в по­следний момент - за год до Олимпийских игр, и с полным по­ниманием того, что в МВД нет подготовленной структуры для решения этой объемной задачи.

Руководство МВД СССР, а точнее заместитель министра Бо­рис Шумилин, организацию этой работы возложил на Управление вневедомственной охраны МВД СССР.

Почему была выбрана вневедомственная охрана?

1. Вневедомственная охрана создала и отладила сугубо хоз­расчетный механизм наращивания милицейской компоненты в своей структуре.

2. Финансовое положение охраны, основанное на самооку­паемости охранной деятельности, было стабильным и могло без­болезненно выдержать краткосрочные и среднесрочные пере­грузки.

3. Только в охране была создана и динамично развивалась инженерно-техническая служба, которая могла найти в своей сре­де необходимых специалистов, подготовить и переподготовить их, а в дальнейшем найти им достойное применение.

4. И, наконец, именно во вневедомственной охране был руко­водитель, умеющий находить и реализовывать, как сейчас стало модно говорить, «амбициозные проекты» - генерал-лейтенант милиции Андрей Волков, которому Шумилин безусловно доверял, и кото­рый никогда его не подводил.

 

Была поставлена задача - «обеспечение безопасности чле­нов олимпийской команды, гостей и некоторых других категорий лиц путем предупреждения и пресечения попыток проноса/про­воза на территорию олимпийских объектов оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могли быть использованы для совершения террористических и других экстремистских акций или для дезорганизации работы Олимпиады-80».

Первым делом Андрей Михайлович подобрал ключевую фи­гуру, способную, по его мнению, создать новую службу, - Иоси­фа Голубева, который работал заместителем начальника отдела технических средств охраны управления, и назначил его своим заместителем. Иосифу Алексеевичу были даны соответствующие полномочия и штаты отдела численностью 20 человек с должно­стями начальника отдела, двух заместителей и двух начальников от­делений. 19 марта 1979 года был издан соответствующий приказ МВД СССР, и работа началась.

Иосиф Голубев набрал себе команду единомышленников из числа сотрудников управления, главным среди которых стал Ми­хаил Булатов - начальник отдела, его заместителями - Сергей Полукариков, Владимир Лепёшкин, начальниками отделений ста­ли Юлий Николаев и Петр Коротких.

Времени на раскачку не было, и вновь созданная команда одновременно с комплектованием отдела приступила к работе по следующим основным направлениям:

- выход на министерства и ведомства СССР, решающих ана­логичные вопросы;

- отработка организационной структуры службы, определе­ние источников её комплектования и организация этой работы;

- разработка технологии досмотра на контрольно-пропускных пунктах олимпийских объектов;

- подготовка необходимых нормативных документов, мето­дических, учебных и других материалов, регламентирующих ра­боту службы;

- приобретение необходимой досмотровой аппаратуры, ор­ганизация её технического обслуживания и ремонта;

- обучение личного состава службы досмотра;

- организация работы по строительству контрольно-пропускных пунктов и созданию на них необходимых условий для работы службы досмотра.

 

В качестве исходных данных послужило совместное решение МВД СССР и КГБ СССР, в котором осуществление пропускного режима и специального контроля предусматривалось на следую­щих объектах:

в Москве - в Олимпийской деревне, её филиале в Битцевском лесопарке, Олимпийском телерадиокомплексе, Главном пресс-центре, гостиницах «Россия», «Космос», «Спорт» (в дальнейшем этот список пополнился гостиницей «Москва», двумя блоками гостиницы «Россия», Техническим телевизионным центром и залами для конгрессов в Московском государственном университете),

в Московской области - в Международном моло­дёжном лагере,

в Таллине - в Олимпийской деревне и гостини­це «Виру»,

в Минске - в спорткомплексе «Стайки» и гостинице «Минск»,

в Киеве - в гостиницах «Русь» и «Днепр»,

в Ленинграде - в гостиницах «Астория» и «Спортивная».

 

На каждом олимпийском объекте требовалось создать три типа контрольно-пропускных пункта (КПП):

- для лиц, имеющих официальный олимпийский статус;

- для обслуживающего и иного персонала из числа совет­ских граждан;

- для проезда автотранспорта и проверки ввозимого груза.

Всего в г. Москве, Московской области, Ленинграде, Минске, Таллине и Киеве на 19 олимпийских объектах (из них 10 олимпий­ских объектов в г. Москве) требовалось создать 73 КПП.

В штаты Управлений вневедомственной охраны при ГУВД Мосгорисполкома, Мособлисполкома, Леноблгорисполкомов и МВД Белорусской ССР, Эстонской ССР, УВД Киевского гориспол­кома были также введены должности заместителей начальников управлений и созданы специальные отделы, отделения.

На основе изучения официального отчета МОК о работе сил безопасности на предыдущих Олимпийских играх была разрабо­тана схема организации службы досмотра на КПП и определён строгий порядок осуществления пропускного режима и специаль­ного контроля на КПП олимпийских объектов.

Распоряжением Совета Министров СССР от 24 июля 1978 г. № 1575-рс Министерству внешней торговли по согласованию с Оргкомитетом «Олимпиада-80» было выделено 1,3 млн. рублей в свободно конвертируемой валюте для закупки технических средств обнаружения оружия и взрывчатых устройств с необхо­димым комплектом запасных частей и материалов.

По рекомендациям специалистов КГБ СССР и Министерства внешней торговли СССР были выбраны рентгеновская установка «Микродоза-13ОЕ», стационарный металлоискатель «Фрискем-512Ф», газоанализатор ВВ «ПД-3».

 Справедливость требует сказать тёплое слово в адрес спе­циалистов КГБ, которые выбирали рентгеновские установки и металлоискатели, и это было хорошее приобретение.

Рентгеновская контрольная установка для проверки багажа типа «Микродоза» модель I30E, фирма изготовитель «АСиЕ» США, позволяет кон­тролировать содержимое предметов багажа высотой до 79 см, шириной до 47 см, неограниченной длины с максимальной про­пускной способностью до 1500 предметов в час. Установка способна «просветить» алюминиевую пластину толщиной до 5 см и обнаружить медную проволоку диаметром 0,4 мм. Использование узкого подвижного рентгеновского луча, надёжное экранирование рентгеновского излучения обеспечивают снижение мощности излучения во всех зонах, доступных персоналу и проверяемым лицам, до уровня, соизмеримого с гамма-фоном земли. Про­веряемый багаж получает минимальную дозу облучения, по­зволяющую проверять кинофотоаппаратуру без засвечивания находящейся в ней фотопленки. Наличие электронной памяти позволяет задерживать изображение проверяемых предметов на экране ТВ монитора на время, необходимое для тщательного их осмотра. Благодаря автоматизации процессов разогрева и переключения режимов работы, для управления рентгеновской установкой не требуется высококвалифицированный обслужи­вающий персонал.

 Металлоискатель проходного типа «Фрискем», модель 512Ф фирмы «Инфенетикс» США, используемый в аэропортах ряда за­рубежных государств, специально разработан для выявления ору­жия. Его чувствительность к изделиям из стали в несколько раз выше, чем к цветным металлам. На драгоценные металлы прибор практически не реагирует. Прибор имеет фиксированную установку чувстви­тельности, достаточно высокую стабильность работы, высокую пропускную способность. Наших специалистов-разработчиков из Специального Конструкторского Бюро Внутренних Войск (СКБ ВВ) очень удивило то, что металлоискатель с устаревшим принципом обнаружения, основанным на постоянном электромаг­нитном поле, даже на минимальной чувствительности уверенно обнаруживал стволы даже небольших пистолетов.

 Для обнаружения взрывчатых веществ предназначался порта­тивный газоанализатор - детектор ВВ типа «ПД-3» фирмы «ИАЛ», производства Великобритании.

Проблема неконтактного выявления ВВ тогда, да и в настоя­щее время, так и не решена, поэтому все существующие обнару­жители ВВ обладают теми или иными недостатками. При выборе газоанализатора «ПД-3» вероятно руководствовались простотой эксплуатации, а также необходимостью как-то обозначить про­цедуру поиска ВВ.

С целью определения технических возможностей газоанали­затора «ПД-3» были проведены широкие испытания прибора на различных типах ВВ. Крайне скромные результаты испытаний были использованы при разработке инструкции по применению газоанализаторов «ПД-3». Кроме того, специалисты ГУВО МВД СССР приняли участие в испытаниях химических средств для экспресс-анализа ВВ и отечественного газоанализатора «Эдель­вейс», разработанного накануне.

Интересной была реакция начальника главка, Андрея Михай­ловича Волкова, когда ему доложили о неудовлетворительных результатах испытаний газоанализаторов. Он задумался и ска­зал, что в войну для поиска мин использовались собаки и сле­дует изучить возможность использования собак при досмотре. Мы разыскали специалистов, которые подтвердили безусловное превосходство собачьих носов перед электроникой, была решена проблема обеспечения процесса обучения коллекцией взрывча­тых веществ (нашлась, к удивлению, в нашей системе), нашли деньги и на закупку собак в Нальчикской школе служебного со­баководства. Процесс пошёл.

 К маю 1979 г. Минвнешторгом были заключены контракты на поставку 47 рентгеновских установок «Микродоза-130Е», 47 металлоискателей «Фрискем-512Ф», 43 газоанализаторов «ПД-3» на общую сумму 1 млн. 150 тыс. рублей. Учитывая трудности по­ставки аппаратуры из Соединенных Штатов Америки, контракты были заключены через посреднические фирмы, а именно: фир­ма «Виделком СА» (Швейцария) обеспечила поставку установок «Микродоза- 1 3ОЕ», фирма «Калифорния интернейшнл трейд» (США) - установок «Фрискем-51 2Ф». Однако, несмотря на это, сроки поставок неоднократно срывались по вине фирм-изготовителей. УВО МВД СССР совместно с Минвнешторгом проделали значи­тельную работу по обеспечению поставок, в результате чего к на­чалу 1980 года вся аппаратура была получена и распределена по олимпийским городам.

Приёмка и проверка качества аппаратуры осуществлялась на местах с участием экспертов Торгово-промышленной палаты СССР.

В целях обеспечения независимости от иностранных фирм при эксплуатации импортной техники в г. Москве были организо­ваны учебные сборы технического персонала службы досмотра.

В июле-августе 1979г. специалистами фирмы-изготовителя «АСиЕ» проводилось обучение по рентгеновским установкам «Микродоза-130Е». Программа обучения состояла из теоретиче­ской части и курса практических занятий по устранению возмож­ных неисправностей. Нашим инспекторам-инженерам, успешно сдавшим зачёты, были выданы фирменные сертификаты на право монтажа и гарантийного обслуживания установок «Микродоза-130Е», включая ремонт отдельных функциональных частей. В дальнейшем наши специалисты обеспечили бесперебойную ра­боту оборудования, а когда оно было передано в систему ГУИТУ, они провели обучение технического персонала ИТУ. Надо было видеть, как те, до Олимпиады не знавшие принципа работы ло­гических ячеек, блестяще рассказывали о работе процессоров и блоков памяти - и это в 1980 году!

В связи с тем, что фирма «Инфенетикс», изготовитель ме­таллоискателей «Фрискем-512Ф», отказалась выделить своих специалистов для обучения технического персонала службы до­смотра, а также не предоставила для этой же цели необходимую техническую документацию, обучение было проведено по сокра­щенной программе представителем фирмы «КИТ» - поставщика металлоискателей. Слушатели, прошедшие обучение, получили сертификаты на право гарантийного обслуживания металлои­скателей «Фрискем-512Ф». Объём полученных знаний позволял производить гарантийный ремонт установок только путём замены функциональных узлов без права ремонта самих узлов.

По окончании обучения ГУВО МВД СССР организовало прове­дение эксплуатационных испытаний металлоискателей «Фрискем-51 2Ф» с целью уточнения пределов технических возможностей и диапазона рабочей чувствительности. По результатам прове­дённых испытаний, а также по зарубежному опыту применения подобной аппаратуры был принят единый эталон для настройки прибора - эквивалент пистолета P-6I, венгерского производства, весом около 500г, с корпусом из алюминиевого сплава и допол­нена инструкция по настройке и эксплуатации металлоискателей «Фрискем-512Ф».

Для проведения личного досмотра планировалось использо­вать ручные металлоискатели. ГУВО МВД СССР совместно с СКБ ВНИИБД МВД СССР и ГосНИИЭРАТ ГА провело сравнительные испытания серийных образцов металлоискателей отечественного и иностранного производства. В результате испытаний был при­нят для службы досмотра отечественный металлоискатель ВМ-20Н «Гамма» и разработана инструкция по его применению.

Описанная выше аппаратура была использована на КПП для лиц, имеющих официальный олимпийский статус. Каждый пост досмотра оснащался рентгеновской установкой «Микродоза-130Е», стационарным металлоискателем «Фрискем-512Ф», газоа­нализатором «ПД-3», двумя ручными металлоискателями «Гамма», столами для досмотра багажа и ручной клади и кабиной личного досмотра. Помимо этого, КПП были оборудованы системами тре­вожной сигнализации. Кнопки сигнализации располагались около установок «Микродоза-13ОЕ» и «Фрискем-512Ф», на столах до­смотра и в кабинах личного досмотра.

Для эксплуатационного обслуживания средств тревожной сигнализации, периодической настройки металлоискателей «Фрискем-512Ф», замены источников питания в металлоискателях «Гамма», зарядки аккумуляторов газоанализаторов «ПД-3», а также круглосуточного контроля за работой досмотровой техники, её включения и выключения, оказания помощи при проведении регламентных работ на КПП были введены электромонтёры, про­шедшие специальную подготовку. Все они наряду с теоретиче­ским курсом прошли практическую подготовку по осуществлению технического обслуживания досмотровой техники (в период про­ведения стажировки личного состава службы досмотра в аэропор­тах олимпийских городов).

В связи с возложением на службу вневедомственной охраны дополнительных задач по досмотру обслуживающего персонала - из числа советских граждан - ГУВО МВД СССР совместно с СКБ ГУВВ МВД СССР в сжатые сроки организовало и провело испы­тания отечественного стационарного металлоискателя «Флокс» (один из соавторов материала принимал в этом непосредственное участие, работая в СКБ). В результате испытаний заводу-изготовителю были даны рекомен­дации по доработке металлоискателей с целью улучшения внеш­него вида и эксплуатационных характеристик. После доработки металлоискатель «Флокс» был принят для оснащения КПП для до­смотра обслуживающего персонала из числа советских граждан.

 Во время проведения стажировки личного состава в период с сентября 1979 по май 1980 гг. технический персонал службы до­смотра осуществлял монтаж, настройку, ремонт и текущее обслу­живание досмотровой техники. Девять месяцев непрерывной эксплуа­тации техники показали достаточно высокий уровень подготовки технической службы, позволившей отказаться от услуг иностран­ных специалистов при монтаже и ремонте вышедшей из строя техники. В процессе стажировки был обобщён опыт эксплуатации и ремонта досмотровой техники. Обобщённые материалы были направлены в подразделения службы досмотра олимпийских го­родов для использования в работе.

В соответствии с разработанной технологией проведения до­смотра на олимпийских объектах была определена необходимая численность личного состава службы досмотра и источники ком­плектования. В г. Москве для этих целей высвобождался мото­ризованный полк милиции ГУВД Мосгорисполкома, содержащий­ся за счет средств и численности вневедомственной охраны, с одновременной заменой его на маршрутах патрулирования вновь создаваемыми в районах взводами милиции вневедомственной охраны. В других городах формировались специальные подраз­деления милиции вневедомственной охраны:

- в г. Таллине - дивизион милиции /72 чел./;

- в г. Киеве - дивизион милиции /64 чел./;

- в г. Минске - два моторизованных взвода милиции /53 чел./;

- в г. Ленинграде - моторизованный взвод милиции /36 чел./;

- в Московской области - моторизованный взвод милиции /27 чел/.

В дальнейшем в связи с дополнительными задачами по организа­ции пропускного режима и досмотра советского обслуживающего персонала и автотранспорта службе досмотра были приданы до­полнительные силы:

- в г. Москве - Рязанская высшая школа МВД СССР - 980 чел. и Московская высшая школа милиции МВД СССР - 300 чел.;

- в г. Химки Московской области - Воронежская специальная средняя школа милиции МВД СССР - 130 чел.;

- в г. Ленинграде - Ленинградская специальная средняя школа милиции МВД СССР - 80 чел.;

- в г. Минске - Минская специальная средняя школа милиции МВД СССР-120 чел.;

- в г. Таллине - Вильнюсская специальная средняя шкода пере­подготовки начальствующего состава МВД СССР - 260 чел.;

- в г. Киеве - Киевская высшая школа МВД СССР - 130 чел.

Всего в службе досмотра было задействовано около 4500 человек, в том числе 1200 работников вневедомственной охра­ны, 2300 слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР с учётом вспомогательного персонала, 360 сотрудников органов внутренних дел из числа женщин, 108 переводчиков, а также со­трудники органов госбезопасности, кинологи, электромонтёры и военнослужащие внутренних войск.

Для работы в службе до­смотра отбирались наиболее подготовленные, культурные, грамотные, вежливые и преданные служебному долгу милиционеры, проработавшие в органах внутренних дел не менее 2-3 лет. МВД Белорусской, Украинской, Эстонской ССР, Главные управления внутренних дел Мосгорисполкома, Мособлисполкома и Леноблгорисполкомов в сжатые сроки осуществили комплектование этих подразделений, организовали медицинское обследование, внеочередную служебную переаттестацию и специальную про­верку всего личного состава службы досмотра с целью допуска к работе с участниками Олимпийских игр и иностранными гостями.

Для обучения личного состава службы досмотра на местах были созданы учебные базы, оснащённые необходимыми сред­ствами досмотровой техники и учебно-методическими пособия­ми.

 ГУВО МВД СССР в сжатые сроки разработало «Программу специальной подготовки личного состава строевых подразделе­ний милиции службы досмотра вневедомственной охраны при органах внутренних дел» в объёме 588 учебных часов и «Програм­му специальной подготовки личного состава органов внутренних дел, слушателей, курсантов, начальствующего и рядового состава учебных заведений МВД СССР и работников милиции, привлекае­мых к несению службы по осуществлению специального контроля и досмотра на КПП олимпийских объектов с применением поис­ковой техники по обнаружению оружия, взрывчатых веществ и средств взрывания» в объёме 210 учебных часов.

Указанные программы были согласованы с Управлением учеб­ных заведений, Управлением по охране общественного порядка и безопасности ХХП Олимпийских игр и утверждены заместителем министра внутренних дел СССР генерал-лейтенантом внутренней службы Борисом Шумилиным.

Для проведения занятий по специальной подготовке также при­влекались специалисты инженерных войск Министерства оборо­ны, органов госбезопасности, таможенной службы, гражданской авиации, Управления аккредитации Оргкомитета «Олимпиада-80», ОТУ МВД СССР, ГУВВ МВД СССР, СКБ ОКТ ВНИБД МВД СССР. На занятиях, помимо лекционных материалов, широко использова­лись наглядные пособия, учебные кинофильмы, образцы оружия и взрывных устройств, образцы поддельных документов. Особое внимание уделялось политико-воспитательной рабо­те и обучению личного состава практическим навыкам работы с поисковой аппаратурой.

 Учитывая, что качество проведения специального контроля и досмотра во многом зависело от практического опыта операторов, которые невозможно приобрести в учебном классе, совместно с Министерством гражданской авиации (МГА) был решён вопрос о ста­жировке работников службы досмотра вневедомственной охраны в аэропортах Москвы, Ленинграда, Киева, Таллина, Минска с ис­пользованием поисковой техники, предназначенной для олимпий­ских объектов. В этих целях было подготовлено и направлено на места совместное указание МВД и МГА СССР.

При проведении этой работы приятно удивило доброжела­тельное отношение к нашим проблемам руководителей службы безопасности МГА СССР. Заместитель министра Н. Тимофеев, начальник Управления безопасности Н. Толстыко, начальники отделов этого управления и сотрудники ГосНИИЭРАТ, - во всём шли навстречу нашим просьбам. Они делились своим опытом организации досмотра, помогали в проведении испытаний аппа­ратуры и, конечно, предоставление помещений и создание условий в аэропортах для практической работы в боевом режиме было бесценным подарком, во многом обеспечившим нашу успешную работу на Олимпиаде.

Практически такая стажировка была начата уже в октябре 1979 года и завершена к 20 мая 1980 г. Только в московском аэропорту «Внуково» и Центральном аэровокзале при досмотре авиапассажиров и их ручной клади за 7 месяцев было обнаружено и изъято около 300 ед. огнестрельного и более 2,5 тыс. единиц холодного оружия, 2,5 кг взрывчатых веществ, 1200 ед. патронов, более 1,5 тыс. литров легко воспламеняющихся и ядовитых ве­ществ, 8 икон, 20 коробок с золотыми перстнями и т.п.

Для организации специального режима на 19 основных олимпийских объектах в городе Москве, Московской области, в городах Ленинграде, Киеве, Минске и Таллине необходимо было в сжатые сроки спроектировать и построить более 70 контрольно-пропускных пунктов.

 В связи с тем, что вопросы строительства КПП и размещения на них поисковой техники решались впервые и проектные органи­зации не имели специалистов для решения этих задач, ГУВО МВД СССР разработало и направило на места образец технического задания. Для уточнения технических заданий ГУВО МВД СССР и его аппараты на местах провели тщательное обследование всех олимпийских объектов, на которых предполагалось введение спе­циального режима. В обследовании объектов принимали участие, как инспектора службы, так и инженерно-технический состав, а также специалисты внутренних войск МВД СССР. По результа­там обследований разрабатывались и направлялись в проектные организации конкретные технические задания на строительство КПП. В технических заданиях были представлены схемы разме­щения досмотровой аппаратуры на КПП, определены требования к силовым и слаботочным цепям и т.д.

Учитывая крайне ограниченные сроки строительства, а также временный характер контрольно-пропускных пунктов, техниче­скими заданиями предполагалось, что большинство КПП олим­пийских объектов должны размещаться во временных павильо­нах или в существующих зданиях с минимальными переделками помещений. В гостинице «Россия», например, для досмотра обслуживающего персонала предусматривалось строительство временного павильона, а для досмотра лиц, имеющих офици­альный олимпийский статус, в холлах гостиницы были выгорожены декоративными щитами помещения для установки поисковой ап­паратуры и размещения службы досмотра.

Для ускорения строительства КПП ГУВО МВД СССР и его под­разделения на местах организовали техническое сопровождение проектно-строительных работ. За каждым объектом были закре­плены инженерно-технические работники, которые оперативно решали совместно с проектами и строительными организациями все возникающие вопросы. Например, своевременное вмеша­тельство в проектирование КПП Олимпийской деревни г. Москвы позволило предусмотреть остекление зала досмотра, правильно сконфигурировать линию досмотровой техники, что обеспечило максимальную пропускную способность КПП в часы пик, а также создать необходимые бытовые удобства для дежурного персона­ла.

Вместе с тем, в связи с задержками в финансировании, не­удовлетворительной работой строительных организаций на ряде объектов Москвы, Киева, Ленинграда сроки строительства КПП находились под угрозой срыва. Об указанных недостатках не­однократно информировались Оргкомитет «Олимпиада-80», пар­тийные и советские органы, где принимались соответствующие меры.

С марта 1980 года ход строительства взяли под контроль созданные на каждом олимпийском объекте штабы БиООП. В результате всех мер строительство КПП на всех основных олим­пийских объектах со специальным режимом было закончено в установленные сроки - 10-20 июня 1980 года.

 В соответствии с утверждённым графиком с 25 мая 1980 г. началась доставка досмотровой техники на олимпийские объекты г. Москвы. На всех объектах монтаж и настройка техники были завершены до введения специального режима. Проведённый анализ результатов монтажа и пробной эксплуатации техники на ряде объектов потребовал принятия дополнительных мер по повышению надёжности энергоснабжения - введения защиты и автоматически переключаемых аварийных линий электропитания.

На всех КПП, оборудованных досмотровой техникой, было про­ведено рентгенорадиологическое обследование рентгеновских установок «Микродоза-13ОЕ» и металлоискателей «Фрискем-512Ф», которое подтвердило полную безопасность указанного оборудования для обслуживающего персонала и проверяемых лиц. Непосредственно перед введением специального режима досмотровая техника была комиссионно принята в эксплуатацию.

 На заключительном этапе подготовки службы досмотра к предстоящим Играм ХШ Олимпиады руководителей службы до­смотра ряда олимпийских объектов города Москвы заслушал сам заместитель министра внутренних дел СССР. В ходе заслушива­ния были вскрыты некоторые недостатки в организации службы, которые до введения на объектах специального режима были опе­ративно устранены.

С 15 июня 1980 года на всех олимпийских объектах присту­пили к работе объединённые оперативные штабы безопасности и охраны общественного порядка. На олимпийских объектах со специальным контрольно-пропускным режимом в их состав во­шла служба досмотра, имевшая структуру, утверждённую прика­зом МВД СССР.

Для решения вопросов, связанных с выявлением, опознанием и обезвреживанием взрывчатых веществ и взрывных механизмов, службе досмотра придавались кинологи со специально обучен­ными служебно-розыскными собаками, саперные подразделения инженерных войск и лаборатории экспресс-анализа оперативно-технических служб МВД СССР, оснащённые отечественными газоанализаторами «Эдельвейс» и специальными химическими индикаторами. В олимпийских деревнях Москвы и Таллина на КПП для лиц, имеющих официальный олимпийский статус, были организованы таможенные пункты для выполнения таможенных формальностей в случае обнаружения у иностранцев предметов, запрещённых к ввозу в СССР.

В процессе работы по введению специального режима были уточнены и дополнены ранее разработанные графики несения службы, функциональные обязанности сотрудников, инструкции по осуществлению пропускного режима, специального контроля и досмотра для каждого конкретного КПП, с учётом особенностей олимпийских объектов и складывающейся оперативной обста­новки. Были найдены и отработаны оптимальные формы взаи­модействия досмотровой службы с другими службами оператив­ных штабов БиООП. Проводились учения по отработке действий личного состава службы досмотра в конфликтных ситуациях и при чрезвычайных обстоятельствах. Все контрольно-пропускные пункты были обеспечены образцами олимпийских пропусков и удостоверений.

Для обеспечения качественного технического обслуживания и ремонта досмотровой техники в Москве были оборудованы две подвижные ремонтные группы на базе микроавтобусов РАФ-2203, оснащённые необходимыми запасными частями, материалами и измерительной аппаратурой.

Для выполнения более сложных работ, связанных с ремон­том отдельных узлов и элементов досмотровой аппаратуры на базе моторизованного полка милиции УВО при ГУВД Мосгорисполкома оборудована стационарная мастерская. Одновремен­но мастерская являлась центральным складом запасных частей, которыми снабжались подвижные ремонтные группы в Москве, а также технические группы службы досмотра в остальных олим­пийских городах. В мастерской было организовано круглосуточ­ное дежурство двух специалистов, производящих ремонт неис­правных элементов досмотровой аппаратуры.

В остальных городах обслуживание досмотровой аппаратуры осуществлялось сотрудниками специальных отделов, закреплён­ными за каждым объектом.

Текущий ремонт и эксплуатационное обслуживание стацио­нарных металлоискателей «Флокс» на КПП для советского обслу­живающего персонала осуществлялось специалистами внутрен­них войск МВД СССР.

 За время эксплуатации с 15 июня по 5 августа вся досмо­тровая техника работала нормально. Возникавшие неисправности устранялись быстро и квалифицированно. Среднее время, затраченное на поиск и устранение неисправности, составило 20 минут. Не было зафиксировано ни одного случая возникновения напряженной обстановки на КПП по причине неисправности до­смотровой техники.

Рентгеновские установки «Микродоза-130Е», стационарные металлоискатели «Фрискем-512» и «Флокс», ручные металлоискатели «Гамма» подтвердили свою эффективность. Применение этих средств позволило исключить возможность промаха на олим­пийские объекты холодного и огнестрельного оружия, взрывных устройств и их составных частей.

 За период осуществления специального контрольно-пропускного режима на КПП олимпийских объектов с 16 июня по 4 августа 1980 года сотрудниками службы досмотра было обсле­довано 1 млн. 103 тыс. мест багажа и ручной клади лиц, имеющих официальный олимпийский статус, 28 тыс. единиц автотранспор­та. Обнаружено и изъято 250 ед. холодного и 4 ед. огнестрельного оружия, а также 42 детали к нему, 4658 патронов. Кроме того - 885 неправильно оформленных олимпийских пропусков у обслу­живающего и иного персонала из числа советских граждан.

 За весь период осуществления специального режима не было допущено случаев проноса /провоза/ на территорию олимпийских объектов огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых ве­ществ и взрывных устройств и других предметов, которые могли быть использованы для совершения террористических и других экстремистских акций или дезорганизации Олимпиады-80, а так­же не было допущено незаконного проникновения на территорию олимпийских объектов лиц, имеющих подобные намерения.

Руководством МВД СССР, КГБ СССР дана высокая оценка работы службы досмотра на ХХП Олимпийских играх. Приказом министра внутренних дел СССР было поощрено около 400 работ­ников службы досмотра. Наиболее отличившиеся были представ­лены к правительственным наградам.

 

Пропускные пункты.

Образцы  документов для прохода через КПП.

Материал подготовлен совместно с редакцией журнала "Охрана"