В связи с последними событиями с AirUnion перед страной стала насущная потребность изменить государственный подход в области управления авиаперевозками и контроля цен на топливо в России.

Выход из ситуации лежит на поверхности. При Правительстве РФ необходимо создать антикризисную диспетчерскую службу, в обязанности которой входили бы следующие функции: мониторинг цен на топливо; мониторинг состояния авиакомпаний; подготовка аналитических докладов руководству Правительства о складывающихся проблемах с топливом и его ценой в регионах России.

Для работы антикризисной диспетчерской службы необходимо разработать следующие основные регламенты по взаимодействию: с компаниями-производителями топлива; с участниками авиаперевозок; с регионами по вопросу топливного мониторинга.

В первом регламенте необходимо учесть следующие моменты: компании-производители топлива должны за 10 дней уведомлять антикризисную диспетчерскую службу об изменениях цен на топливо. Каждую неделю они  должны информировать о запасах топлива, предупреждать о ситуации, приводящей к нехватке на рынке того или иного вида топлива. Топливные компании должны также за 10 дней информировать о возможности прекращения поставок топлива должникам.

В регламенте по взаимодействию с участниками авиаперевозок хорошо бы учесть следующие моменты. Авиаперевозчики должны еженедельно докладывать о задолженностях за топливо и другие виды обслуживания. В случае отсутствия возможности оплатить задолженность за топливо, авиакомпании обязаны доложить эту ситуацию в антикризисную диспетчерскую службу.

Антикризисная диспетчерская служба на основании полученных данных должна информировать граждан России о возможных сбоях в авиаперевозках в данной компании. Рационально было бы эту информацию доводить по нескольким направлениям.

Первое, в воскресном еженедельном новостном блоке необходимо выделять некоторое время для информирования граждан о возможных проблемах с авиаперевозками. Кроме того, при покупке авиабилетов проблемным категориям этих билетов можно было бы присваивать определенный цвет, например, желтый – цвет предупреждения. В компьютере при поиске билетов в сетевой программе, напротив проблемной компании высвечивался бы желтый цвет. Эта мера дала бы огромный стимул компаниям никогда не попадать в эту категорию, т.к. продажи билетов этой компании резко бы снижались.

Каждый регион России обязан еженедельно передавать сведения о запасах всех видов топлива в регионе и их цены (оптовые и розничные). Если цены резко отличаются от соседнего региона, то регион должен обосновать факторы, которые влияют на такое резкое повышение цены.

Эти простые и незамысловатые меры могли бы навести порядок с авиаперевозками и с контролем цен на топливо. Дополнительно, это даст возможность выявления ценового сговора между компаниями-производителями топлива, необоснованного повышения цен на топливо и авиаперевозки.