Ситуация вполне банальная: в стенах вашего бизнеса появляются люди: их представление - «экологическая инспекция». Но кто они такие, какое ведомство представляют, какими правами располагают? Если вы испугались, то готовьте конверт с деньгами. Если нет, то…

А вот тут надо соображать.

Что бы посоветовал на этот счет первый заместитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Олег Митволь? Можно ли, к примеру, определить, из какого ведомства инспектор, представляющийся как экологический?

— Если честно, то не знаю, признается Олег Львович. Правом на проведение различных проверок, связанных с охраной окружающей среды, обладают сразу несколько федеральных ведомств. В связи с этим возникает определенная путаница. Она прослеживается и в законодательстве. В данном случае речь не идет о каких-то злоупотреблениях. Это объективная ситуация на сегодняшний день. Поэтому могу отвечать только за свое ведомство.

- А на какие предприятия приходят ваши инспекции, как часто и какими возможностями вы располагаете?

- У нашей службы много различных функций. Но при этом есть 11 основных направлений. Я упомяну главные: контроль над соблюдением правил пользования водными ресурсами страны, контроль над правильным использованием лесного фонда и лесных угодий, контроль в области правильного использования недр и ресурсов, контроль над соблюдением экологических норм в уникальных природных зонах, контроль над разведением и сохранением сфер обитания редких видов животных.… И так далее. Работы хватает. Поэтому, если предприятие по роду своей деятельности попадает в сферу контроля нашей службы, на нем обязательно, не реже чем раз в два года появится наша инспекция. Причем, с лабораторией. Мы будем брать пробы воздуха, воды, почвы, все, как положено.

Это то, что касается плановых проверок. Поводом для внеплановой проверки в первую очередь становится выброс загрязняющих веществ в атмосферу, воду, почву, о котором нам сигнализируют местные органы, пресса, жители… Что же касается возможностей, то они невелики. Центральный аппарат нашей службы насчитывает около 80 человек. Наши отделения есть во всех регионах, в наиболее развитых численный состав сотрудников не превышает 50 человек. Это - включая бухгалтерию и прочие сопутствующие службы.

Что ж, понятно. И все же стоит продолжить «путешествие по чиновникам» с целью понять, кто может прийти на предприятие с проверкой.

Вот мнение главного эколога Москвы руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Леонида Бочина.

Он рассказывает, что в его департаменте есть экологическая милиция, природоохранная прокуратура и солидный инспекторский состав. Это профессионалы, которые знают, как замерять, как оценивать, как контролировать, как искать причинно-следственную связь и так далее.

Есть, например, судно «ЭКО-патруль» с самым современным лабораторным комплексом на борту. Оно уникально, имеет разные европейские награды и дипломы. Ходит по реке, замеряя концентрацию вредных веществ. На основе получаемых данных специалисты могут определять, откуда в реку попадают вредные сбросы. И делать выводы о том, кто их производит.

Кроме того, по словам, Леонида Бочина, в черте Москвы, в особо охраняемых природных территориях выделены заповедные места, куда не должна ступать нога ни одного человека. Там водится нерестовая рыба, есть выводки птенцов, редкие членистоногие. Есть специальная электронная карта, куда единицы посвященных в эту деятельность людей наносят все новые и новые природные зоны.

Резюмируя, отметим, что и Росприроднадзор (а также еще и Ростехнадзор) и московский департамент природопользования и охраны окружающей среды занимаются очень серьезными, можно сказать, макроэкологическими проблемами. И если уж вы привлекли их внимание, значит, либо сбрасываете какие-то отходы в один из водоемов столицы, либо в рамках своей деятельности «залезли» в природоохраняемую зону, что, как показывает московская практика, вполне вероятно.

Даже из приведенных выше кратких интервью двух руководителей понятно, что четкого разграничения полномочий между федеральным и региональным органом нет, а карты охраняемых территорий являются тайной за семью печатями. Этой двойственностью во многом и объясняется то, что, получив разрешение на ведение каких-либо работ в одном ведомстве, вы можете попасть под «табу» другого.

И вот тогда начинаются запреты, попытки сноса готовых строений бульдозерами и прочий «экологический беспредел».

Кстати, имеется немало и других экологических организаций. Как мы уже упоминали, инспекторы, в ведение которых входят экологические проблемы, есть в каждой управе, и они ежедневно (в идеале) отправляются в обход своих районов, выискивая различные нарушения. Прежде всего, это касается строительных площадок.

Стараниями активных защитников природы создаются новые муниципальные и общественные «экологические инспекции». Например, инспекция Международного социально-экологического союза (СОО МСоЭС). Ее инспекторы проходят специальную подготовку и получают корочки, вроде бы дающие право проверки предприятий. На самом деле реальные полномочия общественных инспекций достаточно размыты. Тем не менее, в принципе это вполне закономерный процесс, поскольку в последнее время усиливается внимание к вопросам экологии со стороны руководства страны. В развитых странах он давно уже прошел, и там устоявшиеся общественные экологические организации имеют очень солидный статус.

Кроме того, в Москве действует экологическая милиция. Она как раз имеет все полномочия привлекать нарушителей к административной и уголовной ответственности. Так, например, за вырубку нескольких деревьев по существующему УК уже предполагается уголовное наказание. Однако, вся проблема в том, что до сих пор ни в России, ни в Москве не создана стройная система исчисления экологического ущерба. Поэтому и неясно, зашкалили ли действия того или иного предприятия за административный барьер или нет. Отсюда на сегодняшний день самая большая опасность встречи с экологическим милиционером – штраф. И даже не очень крупный.
В настоящее время по принадлежности к тому или иному органу формирования, масштабам своей деятельности, исполняемым функциям и имеющимся полномочиям экологические инспекции делятся на четыре вида: государственный, муниципальный, производственный и общественный. Общественные организации экологического контроля существенно различаются и по своей специализации: одни осуществляют охрану животных и растений, другие занимаются радиационной безопасностью, третьи следят за уровнями вредных веществ, выбрасываемых промышленными предприятиями. И так далее.
В связи с этим рассмотрим несколько практических советов, которые могут оказаться полезными для руководителей и специалистов проверяемых организаций.
Первое, на что обратит внимание любая экологическая инспекция, – это площадка для вывоза мусора. Мусор не должен на ней скапливаться, его необходимо вывозить, причем желательно, чтобы время, когда выбрасывается наибольшее количество отходов производственной деятельности, максимально совпадало с приездом мусорной машины. Прежде всего, это касается лечебных учреждений, отходы работы которых могут наносить вред окружающей среде.

Об этом маленьком «ребусе» хорошо осведомлены владельцы предприятий пищевой промышленности, а также продуктовых супермаркетов, в которых в наше время повсеместно действуют мясные, кондитерские и прочие цеха полуфабрикатов. Для того чтобы не нарываться на солидные штрафы в связи с утилизацией остатков пищевой продукции, они, как правило, заключают договора с фирмами, производящими вывоз мусора, и стараются минимизировать время от выноса отходов предыдущего дня до приезда мусорной машины. Гниющие пищевые отходы – весьма основательный предлог для прихода экологической инспекции.

Это же предупреждение в равной степени относится к школам, больницам, профилакториям и т. п.

Кстати, и работник экологической милиции, если уж он проверяет конкретный объект, в первую очередь обратит внимание на переполненный мусорный бак на площадке предприятия. А если этот мусор кто-то уже успел поджечь – тут уж штраф вам гарантирован. Правда, не слишком большой. Вряд ли он превысит 20-30 тысяч рублей, но для небогатых организаций и это деньги.

В последние годы целый ряд московских предприятий, в основном, пищевой промышленности сочли для себя необходимым получить сертификаты соответствия международным экологическим стандартам ISO. Насколько наличие такого сертификата освобождает от проверки Росприроднадзора и других экологических служб? Этот вопрос - Олегу Митволю.

- Никак не освобождают. Дело в том, что в России на сегодняшний день не приняты стандарты соответствия экологическим нормам. Отсюда своего рода экологические спекуляции. Организовывается какое-нибудь ООО «Сертификации кондитерских комбинатов». А дальше, кто больше заплатит, у того и круче будет сертификат. Но даже если на предприятии будет висеть табличка «Ударник экологического труда», инспектор Росприроднадзора все равно придет и будет проводить набор стандартных экспертиз: брать пробы воды, воздуха и так далее…

Итак, напоследок классический вопрос: что же делать?

— Существует-таки ряд простых правил, которые желательно соблюдать на тот случай, если приход какой-либо экологической инспекции, в принципе, возможен:

Почти любая организация может быть проверена на предмет содержания закрепленной территории в чистоте, правильной утилизации твердых бытовых отходов, состояния автомобильного парка (уровень CO, правила хранения нефтепродуктов) и т.п. Особенно внимательными следует быть владельцам автозаправок – именно с них Москва ежегодно получает львиную долю штрафов за экологические нарушения. Характер проверки зависит также от вида экологической инспекции. Скажем, инспекция местного исполнительного органа (муниципальный экологический контроль) будет обращать внимание на влияние вашей деятельности на местную экологию. Такие инспекции, как правило, хорошо оснащены технически.

Общественные инспекции, наоборот, оснащены слабо, но стараются затронуть наиболее широкий круг спектр параметров. Они более эмоциональны и обычно приводят с собой журналистов. Правда, отметим, что результаты проверки общественной экологической инспекции юридической силы не имеют и должны быть перепроверены компетентными органами. То есть даже в случае установленных недостатков у руководства предприятия есть некоторое время на изменение ситуации в лучшую сторону.

В принципе, вы можете даже вообще не допустить общественную экологическую инспекцию к проверке и вызвать милицию для того, чтобы выяснить пределы ее полномочий. Однако такой подход вряд ли верен: общественники внесут вас в свой «черный» список и будут бомбардировать экологическую прокуратуру и СМИ письмами с нелицеприятными для вас оценками.
И еще. Все контролирующие органы обязаны работать в рамках законодательства, а это значит, что руководителям и специалистам проверяемых организаций очень полезно изучить регламент проведения проверок, границы полномочий инспекторов, требования к документации и меры собственной ответственности за выявленные нарушения.
Наконец, стоит помнить о том, что в области защиты окружающей среды весьма существенную роль играет общественное мнение. Создание положительного образа предприятия в глазах общественности значительно снижает вероятность частых проверок со стороны экологических инспекций. Другими словами - надо заботиться о своей репутации.