По данным агентства Washington Profile, сегодня более 30 стран мира производят свыше 250 типов беспилотных летательных аппаратов (БЛА) различных классов. Лидируют в этой области самолётостроения Соединённые Штаты Америки.

Ещё в начале 1998 года заместитель министра обороны США Джекус Ганслер заявлял, что правительство должно выделять Пентагону большие суммы на работы, связанные с цифровым представлением боевого пространства, совершенствованием систем управления, контроля, разведки (С41) и созданием интеллектуального оружия. «Интеграция систем С41 в единый комплекс — ключевая задача для достижения информационного превосходства», — отметил Ганслер. А после достижения этого превосходства полностью разгромить противника поможет, по его мнению, дальнобойное, всепогодное, высокоточное и интеллектуальное оружие. На работы в этих областях планируется ежегодно выделять 17 млрд. долл. (РС Week // RE 1998. 27 янв.). Чем увенчалась эта настойчивость, мы можем судить по косвенным данным, которые на недавней коллегии Минобороны обнародовал С.Иванов. По словам руководителя военного ведомства, к началу ХХI столетия Россия располагает примерно 20% современной военной техники и вооружений, тогда как у США и НАТО этот показатель приблизился к 70%.

Немного истории

Господин Ганслер имел весомое основание для такой просьбы: благополучный исход крупной военной операции в 1991 году в Персидском заливе, когда коалиция эффективно применила беспилотные летательные аппараты (БЛА) в боях против войск Ирака. Активные боевые действия начали Соединенные Штаты с упреждающего удара по иракским ВВС, с нейтрализации системы ПВО, пунктов управления и связи. При подготовке массированных ударов по позициям войск Саддама Хусейна первостепенное внимание уделялось воздушной и космической разведке. Оптическую и радиотехническую разведку вело около 20 спутников. К осуществлению воздушной разведки было привлечено около 120 самолётов стратегической, тактической и палубной авиации, начиная с огромных RC-135 и кончая малоразмерными дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами «Пионер» — прообразами современных БЛА — для корректировки огня американских линкоров.

Во время Балканской операции 1999 года в Югославии армия США для ведения тактической разведки уже применяла БЛА «Хантер» (несколько таких аппаратов сбито средствами ПВО Югославии). Другие американские БЛА — аппараты длительного патрулирования «Предэйтор», находящиеся в распоряжении ЦРУ, — использовались на Балканах (первоначально над территорией Боснии) с 1995 года. 7-й артиллерийский полк французской армии, развернутый в Боснии, применял для ведения тактической разведки мини-БЛА SAGEM «Грецерелль». Французы предполагали задействовать тактические разведывательные БЛА Бомбардьер/Дорнье CL-289.

Европейские беспилотные аппараты обладают радиусом действия, не превышающим 200 км, тогда как радиус действия американского «Хантера» — более 260 км, а «Предэйтора» — более 3500 км. Правда, в ходе военной кампании выяснилось, что БЛА несут относительно высокие потери от средств ПВО Югославии. В частности, только за один день —14 мая  были сбиты три беспилотных шпиона (два американских «Предэйтора» и один французский «Грецерелль»). В общей сложности, по югославским данным, к середине мая было уничтожено 11 БЛА стран НАТО (в том числе новейших аппаратов типа «Хантер»). Но главное не потери, а доказательство эффективности использования БЛА на современном театре военных действий (ТВД).

Настоящее время

В период, предшествовавший военной операции 1999 ода, научно-консультативная комиссия ВВС США выпустила 15-томный доклад под названием «Перспективы нового мира» (1996 год). В докладе  упоминался тезис о развитии БЛА на следующие три десятилетия. Подобные летательные аппараты имеют название Unmanned Air Vehicles. Они начинены высокотехнологичными датчиками различного рода, и используются, например, для слежения за границами США, или для работы в зонах военных действий. По версии NASA, предусматривается семь классов беспилотных летательных аппаратов — от больших аппаратов в полтонны весом до миниатюрных моделей, размах крыльев которых не превышает 15 см.

Дело в  том, что перспектива «скоростной» войны, а именно достижение быстрого и полного контроля за воздушным пространством ТВД, требует от авиации новых стандартов маневренного боя.

Исторически сложилось так, что мировая авиационная промышленность полностью сконцентрировалась на развитии пилотируемой авиации. Современные истребители могут выполнять маневры с перегрузкой в 20g, что позволяет уйти от большинства ракет. Но пилот даже в противоперегрузочном костюме будет находиться фактически, без сознания уже при 9g. Человек тем самым ограничивает боевой потенциал летательного аппарата. Допустимые перегрузки – 20g. Cвыше этого порога лопатки турбин начнут задевать внутреннюю поверхность корпуса двигателя, и механизм разрушится.

Успешное применение БЛА в качестве разведчиков сделало неизбежным рассмотрение вопроса об их использовании в роли боевого самолёта. Замена человека компьютером и создание полностью автономного самолёта-робота — наиболее очевидный путь создания БЛА. Сегодня большой спектр боевых задач выполняется в автоматическом режиме. Компьютеры могут, например, управлять практически всем полетом F-117 при нанесении ударов.

Но робот никогда не составит конкуренции человеку, способному действовать интуитивно, когда информация  об обстановке запутанна и неполна. Постепенно и информационные технологии подтягиваются до необходимого уровня. Уже сейчас на базе нейропрограммирования возможно частично трансформировать боевой опыт пилота в машинные алгоритмы. Так, 27 сентября 2002 года перед большой аудиторией была продемонстрирована система БЛА фирмы Воеing, включающая первый из двух летательных аппаратов Х-45А, пульт управления полетом и контейнер хранения.

Х-45А построен по схеме «летучая мышь», что снижает эффективную поверхность рассеивания и затрудняет его уничтожение в воздухе. Длина самолета — 8,2 м, размах крыла — 10,3 м, вес пустого самолета — около 3,6 т, максимальный вес — около 7 т, высота на шасси — 2 м. Самолёт изготовлен из графитно-эпоксидных композитов, наложенных на алюминиевый каркас, имеет реактивный двигатель с отклоняемым вектором тяги, две точки подвески для ложных целей или управляемого оружия. Он оснащен радаром с синтезированной апертурой и другой самой современной авионикой, включая спутниковую связь.

Плоскости сделаны примерно по той же технологии, что и доски для серфинга, легко демонтируются, и весь самолет может быть упакован в прямоугольный контейнер. Это делает Х-45А достаточно транспортабельным. В один транспортный самолет типа С-5 помещается 12, а в С-17 — 6 таких контейнеров. Аппарат рассчитан на 20-летнее хранение в контейнере с функциональной проверкой раз в пять лет. Сборка занимает не более часа. Каждый серийный БЛА стоит приблизительно 10 млн. долл., — почти в три раза меньше пилотируемого самолёта следующего поколения, а обслуживание его будет на 75% дешевле обслуживания современных авиационных комплексов. Это немаловажно, потому что ВВС США ежегодно расходуют около 2 млн. долл. на первоначальное обучение одного пилота и примерно 1 млрд. — на поддержание уровня натренированности около 2000 пилотов F-16. По сравнению с крылатыми ракетами, каждая из которых стоит более 1 млн. долл., БЛА более выгоден, так как предназначен для многократного использования.

Система управления полётом оснащена закрытыми спутниковыми и обычными линиями связи для управления в любой возможной ситуации воздушного боя. Автоматизированное рабочее место оператора Х-45А состоит из компьютера с двумя плоскоэкранными мониторами, клавиатурой и мышью. На первом мониторе отображается карта местности — примерно такого же вида, как в военных компьютерных играх, а на втором — информация с борта самолёта. По прикидкам фирмы Boeing, оператор должен быть способен эффективно управлять одновременно четырьмя БЛА с одного автоматизированного рабочего места.

Среди разработчиков БЛА — корпорация Lockheed. Специалисты из Lockheed предложили создать БЛА на базе F-16. Были исследованы возможности дозаправки и перевооружения в воздухе. В дальнейшем было сделано заявление о том, что в варианте БЛА возможно выполнение всего спектра задач F-16, а круглосуточное патрулирование может быть достигнуто силами лишь трёх самолетов вместо эскадрильи из 12 пилотируемых.

Вначале предлагалось модифицировать под БЛА отслужившие истребители F-16А с базы хранения в штате Аризона. Однако  разработанный в начале 70-х F-16А не имеет оборудования для ночной навигации на малых высотах, а также для применения любого высокоточного вооружения, кроме ракет AGM65 «Мейверик».

Поэтому было предложено переделать эксплуатируемые в войсках F-16С, имеющие средства ночной навигации и способные применять практически весь спектр авиационного вооружения, в самолёты «двойного предназначения» — для использования в качестве пилотируемых самолётов и как БЛА. По расчётам Lockheed, для этого требовалось установить на F-16С около 150 кг оборудования дистанционного управления. Если понадобится использовать такой самолёт в качестве БЛА, он немедленно будет готов к этому без дополнительного обслуживания. По оценкам экспертов, на доработки по управлению потребуется 300-400 тыс. долл., а на установку спутниковой связи и дополнительных закрытых каналов связи и антенн — ещё 200-300 тыс. долл. на каждый самолёт.

Для увеличения радиуса боевого действия при дистанционном пилотировании планировалась быстрая установка в кабину топливного бака емкостью около тонны. Предполагалось, что F-16С мог бы перелетать океан как пилотируемый самолёт. После посадки, не требуя дополнительного обслуживания, он должен был быть способен немедленно вылететь на выполнение беспилотной задачи. В качестве рабочего места оператора предлагалось использовать доработанный тренажёр лётчика. Не исключено, что ВВС США будут развивать и этот вариант.

В то же время необходимо отметить, что если ВВС США откажутся от модернизации старых машин, то Lockheed без всяких проблем сможет использовать готовые стапеля и лекала для серийного производства БЛА на базе F-16.

Перспективы

В настоящее время в США проводятся боевые учения в космосе. Пока только на уровне компьютерного моделирования.  «Игры патриотов» длятся неделю, в них участвуют от 250 до 300  человек. По легенде, время действий «противников» — 2017 год. Командование ВВС США организовав две космические эскадрильи (одна рассчитана непосредственно на нападение, второй предписываются функции защиты и контроля космического пространства).

Стратеги из Вашингтона рассматривают вариант выноса в околоземное пространство автономных технических систем, то есть БЛА. Ещё в 1996-1997 годах по заказу Лаборатории Райта, ныне являющейся подразделением Исследовательской лаборатории ВВС АФРЛ (AFRL), компания Boeing изготовила опытную модель СМВ (SMV — Space Маnеvering Vehicle) для изучения его аэродинамических характеристик. Создавалась эта модель, получившая обозначение Х-40А, в соответствии с контрактом стоимостью 5,2 млн. долл. в рамках комплексной программы МИСТ (MIST — Military Spaceplane Technology), предусматривающей отработку технологий для малогабаритных военных трансатмосферных аппаратов (воздушнокосмических самолётов).

Опытная модель, представляющая собой практически полноразмерный (90% образец) штатного аппарата, спроектирована по схеме низкоплана и имеет длину 6,6 м, размах крыла 3,6 м, массу 1,2 т.

Семь бросковых испытаний систем проведено на базе ВВС Эдвардз (Калифорния). Отделение изделия от вертолета СН-47 предполагается осуществлять на высоте 4,5 км при скорости полета 162 км/ч. Посадка  производилась на аэродромную полосу, находящуюся на дне высохшего озера Роджере.

Параллельно с лётными испытаниями ведётся разработка тактического высокоэнергетического лазера, об испытаниях которого сообщалось в сентябре 2000 года в Нью-Мексико. Осуществляются разработки «протонного» оружия, — а это  прорыв в военных технологиях.

Любопытно и то, как под эти затратные проекты заинтересованные стороны находят средства. Они углубляют интеграцию военной промышленности с частными фирмами. Фактически речь идёт о превращении США в единый военно-промышленный комплекс. А нынешний глава Пентагона  Доналд Рамсфелд заявляет, что предложенная схема финансирования должна сделать «американские вооруженные силы более мобильными и смертоносными». Отметим, что ключевым пунктом, который находился на первом месте в списке приоритетных направлений развития вооруженных сил США, значится «Разработка различных беспилотных аппаратов, летательных, наземных и морских».