Англию, а по другую сторону Атлантики — США буквально охватил шок, когда британская полиция объявила о предотвращении терактов на нескольких авиарейсах. В августе нынешнего года террористы намеревались организовать теракты на авиарейсах из Великобритании в США — в Нью-Йорк, Вашингтон и Калифорнию. В небе этих двух стран планировалось взорвать 10 самолетов. Предположительно планировалось три волны взрывов на нескольких лайнерах с промежутком в несколько дней. Мишенью террористов должны были стать самолеты Британских авиалиний, а также американских авиакомпаний «Юнайтед эйрлайнс», «Америкэн эйрлайнс» и «Континентал эйрлайнс». Основными же объектами ударов могли стать аэропорты пяти крупнейших американских мегаполисов — Вашингтона, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса.

Теракты на авиарейсах из Великобритании в США были запланированы на конкретное число — 16 августа. По мнению полиции Великобритании, эти теракты должны были превзойти по масштабам атаки террористов 11 сентября 2001 года на Нью-Йорк и Вашингтон. Члены группы также планировали провести в пятницу, 11 августа репетицию проноса взрывчатки через пункты контроля в аэропорту. Если бы она прошла успешно, то ячейка надеялась вызвать жертвы и разрушения беспрецедентных масштабов в воздухе и на земле. Среди вещей, найденных во время одного из обысков накануне, есть авиабилеты на 11 августа на рейс американской авиакомпании «Юнайтед эйрлайнс».

По данным полиции, арестованные собирались пронести на борт самолетов взрывчатые вещества в ручной клади, чтобы взорвать лайнеры примерно в середине полета — над Атлантикой. Для подрыва предполагалось использовать «жидкую взрывчатку, залитую в бутылки или банки с прохладительными напитками — ее не могут зафиксировать электронные системы обнаружения в аэропортах. При этом гелем-взрывчаткой предполагалось заполнить лишь нижнюю часть контейнера, а под горлышко — налить напиток, чтобы в случае необходимости можно было отпить из бутылки, успокоив службу безопасности. А детонатором должно было послужить одно из электронных устройств — например, мобильный телефон, аудиоплейер или вспышки одноразовых фотокамер. Компоненты предполагалось смонтировать в действующее взрывное устройство уже на борту самолетов…

Но вот что сообщил корреспонденту НТВ один из пассажиров прибывшего из Лондона в подмосковный аэропорт Шереметьево самолета. Террористы умудрились пронести взрывчатку через систему охраны аэропорта Хитроу, потому что, по данным Скотланд-ярда, она якобы была имплантирована в женскую грудь, и поэтому жидкое вещество детекторы не обнаружили.

Как сообщил британский министр внутренних дел Джон Рид, в течение минувшего года спецслужбы Туманного Альбиона предотвратили, по меньшей мере, четыре крупных теракта. Причем один из них планировался еще в 2000 году, до удара по Всемирному торговому центру в Нью-Йорке и задолго до войны в Ираке. Как сказал Рид в своем интервью британской радиовещательной корпорации Би-би-си, именно тогда люди «Аль-Каиды» попытались организовать теракт в Бирмингеме.

Операция по поимке террористов разрабатывалась в течение года. По данным источников СМИ в спецслужбах, успех этой операции во многом обеспечили агенты США, которым удалось перехватить телефонные переговоры террористов. Есть сведения, что в группу заговорщиков был внедрен и агент британских спецслужб. Ранее власти Пакистана также объявили о своем содействии в раскрытии заговора.

В результате длившегося несколько месяцев расследования в Лондоне, Бирмингеме и в Южной Англии арестовано 24 человека (одного потом отпустили). Сразу же начались их допросы в связи с планом взрыва самолетов. Однако параллельно полиция ведет около дюжины расследований деятельности террористических ячеек. Хотя глава британского МВД и уверен, что полиция смогла поймать основных организаторов планировавшихся терактов на борту самолетов, кто-то из их сообщников еще может оставаться на свободе.

Куда ведут следы заговора

По некоторым данным, среди задержанных был глава ячейки «Аль-Каиды» в Британии Рашид Рауф. Его арестовали пакистанцы, что и помогло британской полиции раскрыть заговор. Причем пятеро арестованных британцев пакистанского происхождения прошли обучение в лагерях «Аль-Каиды» в Афганистане, где их натаскивали вместе с двумя организаторами взрывов в лондонском метро, прогремевшими 7 июля 2005 года в трех поездах лондонской подземки и в автобусе. Как считает бывший советник объединенного правительственного комитета по разведке Криспин Блэк, в тот период недоработали разведслужбы. В ходе обысков в домах этой пятерки обнаружены видеообращения, записанные в традиционной форме «прощаний шахидов». Двое арестованных были взрывниками — они обучились этому в подпольной лаборатории в пакистанском городе Карачи. Но вот что подчеркивают представители следствия: планы нападения на самолеты разрабатывались «британскими мозгами, на британской земле». Причем не где-нибудь, а в местных университетах, где планировщики терактов набирали добровольцев из числа студентов-радикалов мусульманского вероисповедания.

Между тем имена большей части арестованных по подозрению в подготовке масштабных терактов в пассажирских самолетах огласили не спецслужбы, а банк Англии, заморозивший их счета. Большинство из них — жители Лондона с мусульманскими именами. Самому старшему из списка 35 лет, младшему — 17. Названы имена трех главарей: Рашид Рауф, Мохаммед аль-Гандра и Ахмед аль-Хан. Cреди задержанных — сотрудник благотворительной мусульманской организации и работник аэропорта Хитроу с пропуском во все зоны аэропорта. Разыскиваются еще пятеро подозреваемых в подготовке терактов. Семь человек были арестованы и в Пакистане; судя по всему, пакистанская полиция предупредила британских коллег о возможной угрозе терактов. Как стало известно, недавно двое лидеров группировки ездили в эту страну, откуда получили денежный перевод. Не исключено, что эти средства могли быть потрачены на покупку авиабилетов для террористов-смертников.

По обе стороны Атлантики

Принятые накануне меры по ограничению ручной клади сохраняются в аэропортах Британии и США, а также на ряде рейсов, летящих в Лондон. Пассажирам разрешается брать на борт в прозрачном пакете лишь кошельки, бумажники, паспорта, билеты, очки, таблетки и детское питание, причем, его надо пробовать в присутствии сотрудников служб безопасности. Представители британских и американских властей назвали планы подозреваемых разработкой «массовых убийств беспрецедентных масштабов». «Это один из самых сложных террористических планов за последнее время», — сказал министр национальной безопасности США Майкл Чертофф.

Соответствующие меры безопасности были срочно приняты и по другую сторону Атлантики, где также повышен уровень террористической угрозы. Помимо дополнительного и более строгого досмотра в аэропортах США, на многих рейсах увеличено число вооруженных охранников в гражданской одежде. Особое внимание уделяется рейсам трех компаний, чьи самолеты заговорщики избрали в качестве объектов для совершения терактов — «Юнайтед эйрлайнс», «Америкэн эйрлайнс» и «Континентал эйрлайнс».

Президент США Джордж Буш сказал, что «исламские фашисты будут использовать все возможности для уничтожения тех, кто любит свободу». Но добавил, что США, хотя и остаются под угрозой, сегодня более безопасны, чем до 11 сентября 2001 года. Это заявление, сделанное, очевидно, под влиянием эмоций, лишь подлило масла в огонь. Мало того, что неудачная, мягко говоря, формулировка Буша насчет «фашистов» оскорбила религиозные чувства миллионов мусульман во всем мире, главное, она может послужить поводом для радикальных исламистов — дальнейшей эскалацией террора.

Между тем, как отметил ранее депутат британского парламента лейборист Шахид Малик, не существует системы, которая способна предотвратить подобные акты террора в принципе. «Правда состоит в том, что ни одна спецслужба мира не может гарантировать 100-процентной безопасности, — заявил он. — Угроза не снята». Иное дело, что степень этой угрозы можно снизить более активным взаимодействием правоохранительных и оперативных органов стран мирового сообщества. Таков важнейший вывод из британских событий.