Морские пираты наглеют, а военно-морские силы многих стран мира, в том числе и России, бездействуют. Или отрабатывают учебно-показательные маневры, стрельбы, атаки на «условного» противника по всему Мировому океану. Я помню, как в советские времена наши эсминцы любили по ночам играть с нашим круизным теплоходом «Феликс Дзержинский» на линии Фримантл — Сингапур. Нас чуть ли не на абордаж брали, слепили мощными прожекторами, наводили на нас ракеты, РБУ, «Барсы»…Они пугали иностранных туристов пока капитан не посылал моряков по-русски открытым текстом через громкую связь, обещая прямо сейчас связаться с Москвой, и доложить, куда следует об их «забавах». А в это время, почти рядом, в Малаккском проливе реальные пираты потрошили очередное захваченное в плен гражданское судно. Примеров подобного рода я мог бы вспомнить много. И куда более опасных!
Давно это было. Свои своих уже не пугают. Но и не выручают из беды! И морской разбой в последнее время не ослабевает, а, напротив, усиливается. В недавнем ежегодном докладе Международного морского бюро подчеркивалось, что в 2005 году на планете было совершено рекордное количество пиратских нападений: 445 против 370 в предшествовавшем году. Причем число моряков, павших от рук «морских разбойников», более чем удвоилось — 21 погибший против 10. Особенно опасны для мореплавателей воды Индонезии, на которые пришлось 27% случаев пиратства во всем мире. В частности, на одном из самых оживленных мировых морских путей — в Малаккском проливе — в прошлом году совершено 28 пиратских нападений (против 16 в 2004 году).
Не надо делать обзора за год. Месячной хроники происшествий хватит! 2 апреля 2005 года также около побережья Сомали подвергся атаке вооруженных людей на двух пиратских лодках российский танкер «Моннерон» Приморского морского пароходства, следовавший из порта Ямбу (Саудовская Аравия) в порт Момбаса (Кения) с грузом бензина на борту. Преступники обстреляли танкер из автоматов и гранатометов. Один из снарядов взорвался на трапе в районе кают-компании. Танкеру удалось уйти от преследования пиратов, набрав скорость.
10 апреля 2005 года в 60 милях от побережья Сомали жертвой флибустьеров стал теплоход «Тим Бак», ходивший под кипрским флагом, (оперативное управление — ОАО «Мурманское морское пароходство»). Пираты обстреляли судно из гранатометов. Загорелась спасательная шлюпка. Но проникнуть на судно нападавшие не смогли. Никто из членов экипажа не пострадал.
21 апреля 2005 года более двух десятков пиратов напали на российский сухогруз «Форест-1» Приморского морского пароходства, стоявший на рейде бангладешского порта Читтагонг. Нападавшие были вооружены дубинками, металлическими прутьями и ножами. Российской команде удалось отбиться от пиратов своими силами.
Этот год не лучше прошлогоднего. На днях в Констанцу из рейса по Юго-Восточной Азии вернулся румынский сухогруз «Посейдон». Моряков встречали как героев. И повод для этого был. В Малаккском проливе по пути домой сухогруз подвергся атаки морских пиратов. С трудом, но румынские моряки отбились от разбойников и, вырвавшись на просторы океана, ушли от них, потеряв только одного человека. Так бывает, но редко. Гораздо чаще моряки торгового, пассажирского и круизного флота из разных стран мира, сдаются на милость пиратов. Их убивают, груз растаскивают, исчезают не только люди, но и целые современные большие теплоходы.
Однако редкие победы не внушает морякам оптимизма. Их работа, и без того не легкая, становится все более опасной в условиях обнаглевшего терроризма.
Стало известно, что у западного берега Африки на российский танкер напали пираты. Информация о ЧП пришла в 11 часов по московскому времени в морской Спасательно-координационный центр Владивостока. В ней сообщалось, что около берегов Гвинеи, в 55 милях от порта Конакри, на танкер напали пираты. Шесть человек, вооруженных стрелковым оружием, на быстроходном катере догнали судно и захватили его. Капитан корабля был вынужден отдать бандитам судовую кассу, после чего налетчики покинули танкер. Никто из 20 членов экипажа не пострадал. В целях безопасности танкер вышел из береговой зоны в открытое море, после чего подал сигнал бедствия. Российский танкер «Шкотовое», принадлежащий Приморскому морскому пароходству, работает в Атлантическом океане, обеспечивая топливом экспедиции африканских рыбаков.
Другой пример. На днях двое филиппинских рыбаков погибли и четверо пропали без вести в результате нового нападения пиратов в море Сулавеси, пишет во вторник газета «Филиппин Дейле Инкуайрер». Это море, про которое все моряки когда-то говорили: самое спокойное в мире!
А в соседнем море Сулу, где смыкаются территориальные воды Малайзии и Филиппин, около десятка одетых в форму и вооруженных автоматами М-16 и гранатометами «морских разбойников» захватили морской буксир и уничтожили на нем радиопередатчик. После этого пираты скрылись, захватив в качестве заложников капитана, инженера и оператора крана.
Морское пиратство, а это террористы с очень большим стажем, на просторах Мирового Океана увеличилось за первое полугодие этого года на 3.6%. Морское международное агентство по мореплаванию давно уже бьет тревогу. Оно обращается к военно-морским силам различных стран мира с просьбой проводить учения в опасных районах, патрулировать «горячие точки» и при необходимости сопровождать гражданские теплоходы. За это моряки готовы даже платить военным. Но их просьбы пока никто не услышал. И мореплаватели надеются, как и сто лет назад, только на Бога да на себя. А зря!
Хоть бы наши военные моряки пришли на помощь своим гражданским коллегам.
«Всё чаще и чаще пираты нападают на наши корабли, — сообщил вице-президент Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук. — Особенно часто это происходит в трех местах — на западном побережье Африки, около Бразилии и в районе Юго-Восточной Азии. Обычно хорошо вооруженные пираты подплывают к судам на скоростных катерах. Собирают экипаж и закрывают его где-нибудь, например в столовой. После чего идут по каютам в поисках денег и ценных вещей».
Если кто-нибудь из команды начинает сопротивляться, то пираты практически всегда открывают стрельбу на поражение. «Поэтому экипажам советуют сдаваться без сопротивления, а после того как бандиты уедут, сообщать о нападении местным властям», — говорит Игорь Ковальчук.
Стоит добавить, что морских пиратов обычно не находят. По мнению Игоря Ковальчука, все дело в регионах, в которых влияние властей ослаблено, и полиция не реагирует «по горячим следам». Понесенный ущерб приходится возмещать судовладельцу или фрахтователю. Экипаж во главе с капитаном не несет ответственности за преступные действия пиратов.
Все правильно говорит высокопоставленный профсоюзный чиновник. Но мыслит он все-таки узко. Давно пора не жаловаться на судьбу, а вырабатывать эффективные меры в борьбе с морским бандитизмом, а точнее — терроризмом. Ведь ничего в Мировом океане не меняет в течение десятилетий. Хуже только становится! Значит, привлечь к этой проблеме пора внимание всего мирового сообщества.
Военные корабли всех морских держав барражируют просторы Мирового океана по всем направлениям от Северного полюса до Южного. Лихо производят маневры, метко стреляют по надувным мишеням. Но почему-то всегда чуть в стороне от пиратской вотчины. Может быть, они флибустьеров боятся? Торговые моряки всегда насмешливо наблюдают за своими военными коллегами. И спрашивают друг друга: а почему бы им не повертеть башнями своих орудий в районах активного пиратства? Глядишь, и от учений пользы больше было бы. Ведь противник в морях будет не условный, а настоящий!
А ведь складывается впечатление, что военные моряки, в самом деле, побаиваются пиратов. Уязвимость военно-морского флота от терроризма на море достаточно убедительно была продемонстрирована 12 октября 2000 года атакой, организованной членами террористической организации «Аль-Каида», на американский эскадренный миноносец УРО «Коул», находившийся в то время на стоянке в йеменском порту Аден. Преданный широкой огласке, этот инцидент, повлекший за собой серьезные материальные и моральные потери для США (17 убитых и 42 раненных членов экипажа, значительные повреждения боевого корабля), внушил многим опасения и тревогу. Зато он немедленно вызвал радостную реакцию со стороны других террористических групп в Азии и на Среднем Востоке, подтолкнул их к организации других подобных диверсий на море. В том же году катера со смертниками из организации «Тигры освобождения Тамил Илами» (LTTE) уничтожили один и повредили другой быстроходный паром в Шри-Ланке, а 7 ноября того же года боевики из палестинской организации ХАМАС предприняли атаку на израильский военный катер, лишь незначительно повредив его ввиду преждевременной детонации подрывного заряда. Как было установлено западными спецслужбами, успех атаки на ЭМ УРО «Колу» стимулировал интерес многих террористических групп к техническим средствам проведения терактов на море (а некоторые группы инвестировали в них значительные средства).
Реальные возможности морских террористов как на тактическом, так и стратегическом уровне создают многостороннюю, комплексную угрозу безопасности в международном масштабе. Кажется, это поняли даже в ОНН. «Морское пиратство и терроризм угрожают международному судоходству и подрывают безопасность международных торговых маршрутов». Об этом говорилось в проекте резолюции комитета по политическим вопросам и безопасности Парламентской ассамблеи ОБСЕ, внесенном на заседании комитета в рамках проходящей в Вашингтоне 14-й ежегодной сессии ассамблеи.
«В отдельных районах судоходству грозит смертельная опасность пиратства и терроризма. Пиратство усиливается в Малаккском проливе, а также в других районах Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки и Средиземного моря», — говорится в документе.
В проекте сообщается, что через Малаккский пролив, который, «остается потенциальным объектом нападений» пиратов, ежегодно проходят порядка 50 тысяч морских торговых судов, которые перевозят около 30% общего объема мировой товарной торговли, а также значительную часть нефти для стран Азии, включая Японию и Китай.
Уточню ещё раз, что особо рискованными зонами для мореплавания остаются воды вдоль побережья Индонезии, Индии, Бангладеш, Малакки и южные районы Красного моря. Именно в этих местах за последние полгода произошло более 50 % всех случаев морского разбоя. Самыми опасными территориальными водами ЮВА остаются, как и год назад, моря и проливы вокруг Индонезии — 44 нападения за 6 месяцев.
В Азии моряки особенно осторожны в районе Сомали. Здесь опасно снижать ход, становиться на якорь, лежать в дрейфе. Если кто-то нарушит эти не писанные морские правила, считайте, что ограбление морскими пиратами обязательно состоится. Сухогрузы, пассажирские теплоходы берутся на абордаж за считанные минуты. С теми, кто не удачно сопротивляется, пираты расправляются жестоко. Нередки случаи взятия моряков или богатых пассажиров в плен для выкупа. Часто бандиты забирают с собой красивых женщин. И судьба их потом, как правило, уже никому не известна.
Сейчас много говориться о мировом терроризме, о необходимости бороться с ним объединенными силами. А чем морские пираты лучше обычных террористов? Убытки от них миллионные. Люди из-за них гибнут. Так что пора за последователей Генри Моргана взяться мировому сообществу всерьез и надолго.
Я слышал, что ВМФ СССР однажды провел акцию устрашения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Замаскировали наши моряки несколько кораблей под сухогрузы, несколько дней болтались в море как приманки, но пираты не появились. Говорят, у них хорошо разведка работает. Это быль или байки — пока не знаю.
Правда лёд кажется, тронулся! Согласованные действия патрульных сил ВМС стран самого опасного морского региона, а также предполагаемое участие в антипиратской кампании японского агентства по обеспечению безопасности на море (MSA) выразились на практике пока лишь в ограниченном обмене разведывательной информацией и обсуждении проблемы на региональных конференциях различного уровня. Тем не менее, некоторые антипиратские меры со стороны правительств стран региона все же были предприняты. Морская полиция Малайзии усилила контроль над обстановкой в Малаккском проливе и взаимодействие с соответствующими службами Индонезии. ВМС Филиппин приступили к регулярному патрулированию в акватории архипелага Сулу. Япония уже направила два патрульных самолета для борьбы с пиратами, нападающими на японские суда в водах Юго-Восточной Азии. А число таких инцидентов за последние четыре года возросло впятеро. Вместе с тем, большинство стран региона проигнорировали предложения о допуске иностранных военных кораблей в свои территориальные воды. Ну, и что? Всё начинается с малого. Пора за дело браться и дипломатам. Особенно нашим. Россия по-прежнему великая морская держава, и кому как не нам первыми бить тревогу.
А какие меры были приняты со стороны международных органов по регулированию судоходства? Да, никакие. Чиновники ограничились только заявлением о том, что пик пиратских нападений на танкерные суда, прямо связан с ростом мировых цен на топливо. И прогрессирующей бедностью в регионе.
Проведение под эгидой Международной организации по мореплаванию (IMO) серии конференций с участием региональных и интернациональных правоохранительных органов с целью достижения взаимопонимания между странами Юго-Восточной Азии, России и США по борьбе с пиратскими действиями, тоже малоэффективны. В виду многочисленных внутри региональных противоречий (между Малайзией и Индонезией, Малазийским Борнео, Филиппинами и Индонезией и т. д.).
В настоящее время моряки возлагают надежды на применение современных технологий в борьбе с пиратством. Задействованы каналы циркулярных передач оповещения судов об опасности. В Тихоокеанском регионе скоро может быть заработает информационный канал через спутниковую систему INMARSAT-C и ретрансляционную наземную станцию в Сингапуре. На судах богатых компаний уже устанавливается компактная спутниковая навигационная система, которая позволяет подвергшимся нападению быстро определить свое местонахождение и сообщить точные координаты, а 1MB принять срочные меры по привлечению соответствующих силовых структур в регионе к оказанию им помощи.
С момента окончания холодной войны морской терроризм и пиратские действия охватывают все новые регионы мира. Атаки террористов становятся более интенсивными и чувствительными, вызывают значительные материальные и людские потери и наносят серьезный ущерб морскому торговому и транспортному судоходству, а также контролирующим его кораблям ВМС и береговой охраны целого ряда стран. Согласно западным статистическим данным, около 90 проц. терактов на море имели место в акваториях, прилегающих к развивающимся странам, правительственные структуры которых (в том числе правоохранительные, разведывательные и дипломатические) оказываются неэффективными, слабо финансируемыми (а зачастую и коррумпированными) и некомпетентными в борьбе с терроризмом, все более смыкающимся с международной организованной преступностью. Таким образом, организация противодействия морскому терроризму, как и любым иным его проявлениям, выходит за рамки национальных и региональных проблем и должна стать объектом внимания всего цивилизованного мира.