Как свидетельствует публикация Бориса Сопельняка «Отравленная Балтика» в сетевом журнале «Территория жизни», у потенциально опасной балтийской проблемы существует собственная история с прологом. А если человечество промедлит, то и с однозначно трагическим эпилогом. История есть и у непоследовательных, эпизодических попыток общественности и российских властей избавиться от этой грозной опасности в одиночку. Национальным экономикам даже самых развитых государств (не говоря уже о прибрежных республиках бывшего СССР и самой России) дегазация моря не под силу. Это самый очевидный вывод, который напрашивается при знакомстве с очерком «Отравленная Балтика».

Наука 40-х годов ХХ столетия была не способна не только переработать, утилизировать трофеи Второй мировой, но и предвидеть последствия затопления химических ОВ на оживленных морских коммуникациях Европы. Газовая атака из глубины и массовые отравления населения — первый и самый стремительный акт вероятной трагедии. Второй акт — цепная реакция мутационных изменений, чреватых физическими уродствами и умственной деградацией последующих поколений людей.

Учитывая, что ежегодный вылов и, соответственно, потребление морепродуктов в бассейнах Балтийского и Северного морей составляет в среднем 2,5 млн. тонн, пострадать от отравленных килек и сельди могут 80-250 млн. человек как в Европе, так и за ее пределами. Прямым следствием надвигающегося бедствия может стать сокращение рыболовства в Балтике и Северном море, свертывание рыбоперерабатывающей отрасли, что подорвет экономику европейских государств.

Мутагенные элементы, период полного распада которых практически не изучен и неизвестен, включатся в круговорот воды в природе, смертоносный коктейль будет разнесен течениями на обширные акватории. Основная угроза исходит от химических боеприпасов в трюмах кораблей, затопленных в 1946-1947 годах ВМС Англии и США. Активная масса содержащихся в них 14 видов токсических агентов — иприт, люизит, арсенил, адамсит и др. — составляет порядка 50 тысяч тонн. Совокупный ущерб, который они нанесут мировой экосистеме до их полной нейтрализации, неизвестен.

Кроме того, боеприпасы содержат и взрывчатые вещества, предназначенные для подрыва и распыления ОВ. В морской воде они образуют пикраты, чувствительные к ударам и толчкам. Существует опасность взрыва боеприпасов при производстве работ по нейтрализации ОВ. При этом взрыве жидкие компоненты растворятся или осядут на дно в виде «дымящихся» желеобразных комков, способных десятилетиями сохранять токсичные свойства. Практически постоянная температура на глубине (+2...+4 градусов по Цельсию) препятствует разложению ОВ (кроме нестойких ОВ типа синильной кислоты).

Россия в инициативном порядке предложила мировому и европейскому сообществу о готовности к ликвидации последствий затопленных трофейных химических боеприпасов. Президент РФ Б.Ельцин в 1995 году возложил решение проблем отравленного моря на Межведомственную комиссию (МВК) по химическому разоружению. С марта 1997 года стала действовать постоянная рабочая группа, возглавляемая виде-адмиралом Т.Борисовым. В ее состав вошли представители Минобороны, РАН, МЧС, МИД, Госкомэкологии, СВР, ФСБ, сотрудники Администрации Президента РФ.

Для определения реальных масштабов угрозы со дна моря были проведены две международные конференции в России и Италии. В итоговых документах их участники подтвердили: опасность реальна. Предложили провести дополнительные исследования районов затоплений и самих судов, рекомендовали создать международную группу для координации действий и поиска финансов...

В октябре 1997 года в Осло состоялась встреча экспертов, на которой российская делегация информировала коллег о готовности международных общественных и правительственных организаций к реализации балтийского экологического проекта «Скаген». К операциям по спасению Балтики готовы были подключиться Хельсинкская комиссия по защите Балтийского моря (ХЕЛКОМ), Венский форум ОБСЕ, Европейский Союз и даже ЮАР. На двусторонней основе с РФ изъявляли желание сотрудничать Германия, Латвия, Польша, Швеция и др. Более того, Й.Ван Форист, помощник Х.Саланы, высказался за создание «специализированного международного консорциума», поскольку аналогичная экологическая проблема существует в Бискайском и Мексиканском заливах, в Северном море, в Тихоокеанском бассейне...

У России, обладающей уникальными технологиями («капсулирование» АПЛ «Комсомолец», к примеру), специалистами, способными закрыть вопрос за 4-5 рабочих сезонов в море, появляется реальная возможность стать во главе международного консорциума для предотвращения мировой экологической катастрофы. По данным независимой экспертизы, российский проект обойдется мировому сообществу в 30-100 раз дешевле любого из предполагаемых ныне альтернативных решений. Наши отечественные разработки имеют столь значительный потенциал, что при перепрофилировании технологии могут применяться при локализации последствий затонувших ядерных отходов и т.д.

Но прекращением деятельности Межведомственной комиссии по химическому разоружению (председатель Ю.Батурин) и закрытием межведомственной рабочей группы по вопросам захоронений химического оружия в акваториях мирового океана (руководитель Т.Борисов) фактически было сорвано выполнение поручения Президента РФ от 1 декабря 1997 г. №1997 о разработке международной программы ликвидации угрозы экологического бедствия.

Все последние годы утрачивался созидательный потенциал российского экологического проекта. И дело не в амбициях инициативной группы — преступно затягивается решение вопроса по спасению среды обитания. Любая случайность природного или техногенного характера в море способна назначить судный час человечеству.

А между тем наши западные оппоненты обвиняют Россию в паникерских настроениях, «чрезмерной драматизации» обстановки в проливах, своекорыстии и неприемлемо высоком экологическом риске российских проектов обезвреживания химических ОВ. Замалчивают данные российских океанологов о разносе водными течениями компонентов ОВ по акватории Балтийского моря... А ведь эта беда по своим последствиям несопоставима с «коровьим бешенством», или «птичьим гриппом» на которые европейское сообщество отреагировало достаточно адекватно. Чего не скажешь об отношении к подводной угрозе.

В США и Англии некие деловые люди стали создавать альтернативные «несовершенным российским» технологические проекты спасения Балтики, что в конечном итоге может вытеснить Россию из предложенного ею акта милосердия. Кстати, об альтернативных вариантах противодействия химической опасности. Западные специалисты предложили: а) поднять и перезахоронить суда на больших глубинах в открытом океане; 6) вскрыть трюмы судов и разгрузить их от боеприпасов, которые затем вывезти и уничтожить; в) закрыть суда саркофагами. Но благо, если бы очистка моря началась, как говорится, работы хватит всем желающим. Так ведь нет, дальше международных интриг дело не идет…

С прекращением работы МВК наметилось торможение инициативных предложений и в российских структурах и инстанциях. Единственной организацией, отслеживающей все аспекты проблемы, остается Национальный комитет экологической безопасности (НКЭБ). Многократное обращение Комитета в российские правительственные, общественные организации, Госдуму, Совет Федерации, к сожалению, не переломили ситуацию с природозащитным проектом. Опасаясь, что международные интриги и нерасторопность отечественных ведомств приведут к необратимым последствиям в акватории Балтийского моря, Комитет выступил инициатором проведения закрытого российско-германского рабочего совещания.

Берлин представляли глава Германского информационного бюро при Администрации Калининградской области, руководители концерна «Heinrich Hirdes GmbH», а Москву соответственно руководители НКЭБ, специалисты Атлантического отделения Института океанографии РАН, Госкомэкологии, представители командования Балтийского флота, Калининградского регионального управления ФПС и др.

В результате двусторонних контактов был подписан Протокол о намерениях и создана совместная российско-германская Рабочая группа по начальной фазе международного проекта «Скаген». Протокол констатировал факт реальной опасности для экосистем Балтийского и Северного морей. Стороны признали, что снижение уровня экологического риска от затопленного ХО возможно путем применения специальных технологий, которые были разработаны в Российской Федерации для предупреждения загрязнения морской среды от затонувших подводных лодок. Участники совещания признали, что, поскольку применение упомянутых выше технологий требует привлечения значительных средств (по предварительным оценкам от 1 до 3 млрд. долларов США), потребуется проведение научных исследований для обоснования принятия решений на правительственном и международном уровнях.

Достигнута договоренность о создании совместного предприятия для проведения соответствующих работ при том, что в дальнейшем Германия может встать во главе процесса объединения практических усилий стран Европы в масштабном экологическом проекте.

...Прошло несколько лет. У славного начинания российских экологов, озабоченных судьбой континента, накопилась колоссальная переписка с российскими и международными инстанциями... И горький осадок от того, что европейцы остались глухи к предупреждению о смертельной опасности. Об этом, в частности, свидетельствует и та беспечность, с которой сегодня обсуждаются планы строительства газопровода по дну Балтийского моря. Дай Бог, чтобы Балтика реже штормила…