Это неправда, что граница в Курске — явление новое. Хотя, люди в зеленых фуражках появились здесь действительно недавно — 13 лет назад. На основании президентского Указа от 18 июля 1992 года Министерство безопасности России приняло решение об организации пунктов погранконтроля на основных авто- и железнодорожных магистралях российско-украинской границы. А уже 16 декабря на курский участок прибыла первая группа пограничников из Тихоокеанского, Дальневосточного, Северо-Западного округов, Группы погранвойск РФ в Республике Таджикистан. Чтобы начать все «с нуля».
Но если сделать в экскурс в историю…
Курск — один из древнейших городов России — был основан славянским племенем вятичей не позднее IX века. С 1032-го известен, как крепость Киевской Руси. Об отваге древних курян повествуется даже в знаменитом «Слове о полку Игореве»: «А мои куряне — ратники бывалые, под трубами повиты, под шеломами всхолены, с конца копья вскормлены, пути их ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли изострены, сами скачут, будто волки по полю, князю славы ища — чести себе».
С присоединением к Москве в 1508 году, Курск оказался на южных окраинах Русского государства, поэтому к 1586 году был укреплен и стал военно-сторожевым постом, защищавшим рубежи государства от набегов крымских татар.
Так что возвращение сюда стражей границ можно рассматривать не только в политическом, но и в историческом ракурсе.
Через тернии — к новому облику границы
В короткий срок было сформировано отделение пограничного контроля «Глушково», включившее в себя четыре контроллерских поста. В мае 1994-го создан Отдельный контрольно-пропускной пункт «Курск» Западной пограничной группы. В зону его внимания попали граждане третьих стран, лица без гражданства, следующие через российско-украинскую границу. Даже небольшой КП — врата страны. Но те, кому есть, что скрывать, предпочитают не пользоваться ими, выбирая объездные маршруты, коих в чистом поле множество. Промежутки необходимо прикрывать. В 1998-м Приказом ФПС на Курском участке начинают действовать две пограничные комендатуры, которые уже в сентябре приступили к охране границы оперативно-войсковым способом. Через год ОКПП «Курск» переименован в Курский пограничный отряд. Участок его ответственности составил 285,6 километра.
Новый рубеж — есть новый рубеж. Пограничная служба и в обжитом-то месте легкой никогда не была, а что говорить, когда обустраиваться, кадры подбирать и службу нести приходится одновременно. И все это при огромном недофинансировании девяностых годов.
Начальник погрануправления по Курской области полковник Валерий Николаевич Ваганов признается: «Когда давал согласие на новое назначение в Курск, полагал, что здесь будет легче. Как-никак, граница с бывшей союзной республикой, братской Украиной. Личный состав — исключительно контрактники. Специфика КПП, новая для Ваганова, не пугала. В реальности все оказалось сложнее.
Необустроенность — неуютное слово. Это не только отсутствие привычных атрибутов границы: пограничных столбов, знаков, КСП, налаженной заставской и отрядной службы… Неприспособленные, а порой и просто аварийные помещения для подразделений, офицеры без жилья, которым некуда привезти семьи. В 1999-м, когда образовался отряд, на обустройство не было выделено ни копейки государственных денег. И это факт! Тем не менее, все подразделения сейчас под крышей, в тепле и довольстве.
Необустроена, практически виртуальна, и сама граница. Юридически она существует, и в землеустроительных документах есть: где по реке, где — по рощице, где по краю лога. Линию эту обязан знать теперь каждый солдат, каждый офицер отряда. На местности она — почти незаметна. Однако нигде не отражено, что прошла она также и по семьям, и по судьбам людским. Там, на Дальнем востоке все было ясно, в Таджикистане тем более, а здесь… Не один год прошел, прежде чем местное население с обеих сторон стало привыкать к этому, что здесь проходит линия государственной границы.
С самого начала было ясно: высокий забор здесь не спасет, он только усилит социальную напряженность. Жители приграничья обеих стран тесно связаны между собой узами родства, экономическими интересами.
Увы, и криминальное поле у братских народов общее. «Поэтому, говорит Ваганов, — наша главная задача на этом, как и на любом другом участке границы, сделать максимально удобным и безболезненным пересечение границы для законопослушных граждан и поставить заслон для тех, кто с законом не в ладах. У нас основные виды трансграничного криминального бизнеса это: контрабанда наркотиков растительного происхождения, контрабанда товаров, в результате беспошлинного ввоза которых государство теряет огромные средства. И конечно — нелегальная миграция.
Нам удалось «наступить на хвост» криминалу. Извиваясь как змея, сейчас он ищет способы прикрытия своей противоправной деятельности. Вплоть до того, что делаются попытки внедрения в наши ряды. И одновременно не прекращаются попытки скомпрометировать самых способных и деятельных из числа оперативно-розыскных сотрудников».
Сумма, в которую оцениваются задержанные в этом году пограничниками контрабандные товары, уже превысила 7,5 миллионов рублей.
Особенности национального наркобизнеса
Еще совсем недавно наркотрафик здесь был организован по следующей схеме: дельцы с Украины приезжали в приграничные села, где большая часть населения — старики, существующие на нищенскую крестьянскую пенсию, да на плоды своего труда. Без работы и активная часть населения. Многие колхозы «приказали долго жить». А жить-то на что? А тут заказ на «сырье» — мак да коноплю, чтоб в своем саду-огороде вырастили. И аванс платят. Потом за урожаем приезжают, рассчитываются. Перерабатывают на Украине, а готовый продукт опять же — в область. С появлением в Курском силовом блоке пограничного звена схема эта существенно дезорганизована. Пограничные оперативники работают в тесной связи с ФСБ, МВД, Комитетом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Так, прошлой осенью на участке ответственности Суджанской комендатуры пограничники обнаружили целое поле конопли. Выкосили его. И с заинтересованными ведомствами согласовав, уничтожили.
Всего же с начала года в ходе оперативно-служебной деятельности курскими пограничниками задержано 3.195, 8 килограммов наркотических веществ.
«Шанхайский» транзит.
Российско-украинское приграничье — пункт транзитный и очень привлекательный для криминального бизнеса. Если в 1999 году тайно пробирающиеся в Западную Европу граждане Китая, Афганистана, Вьетнама, Индии, Бангладеш платили за переправку 6-7 тысяч долларов, то сейчас эта «услуга» выросла до 17-20 тыс. соответственно. Украина напротив, получает деньги от Евросоюза за фильтрацию, за так называемые буферные мероприятия. Но… криминальная схема есть и тут. В Россию искатели лучшей доли въезжают по легально оформленным визам, вполне законно. Одни отвечают за поиск «дыры» в российско-украинском «заборе», другие — в украинско-западноевропейском. Находят перевозчиков, организуют прикрытие. На удивление легко находят общий язык представители разных народов в этом грязном бизнесе. Никаких тебе межнациональных разборок. Отношения простые: товар-деньги-товар.
Пробираются как небольшими группами, так и весьма внушительными. В мае прошлого года в результате реализации оперативной информации на участке Рыльской комендатуры был задержан грузовик, в схроне которого перевозили группу из 30 граждан КНР. Грузовик имел деревянные перекрытия и сверху нагружен мешками с обычными отрубями… Людей везли много часов без воды, пищи и остановок на отправку естественных надобностей.
Но больше всего хлопот пограничникам доставила история с задержанием в августе этого года нескольких групп китайцев общей численностью 90 человек. Задержала их украинская сторона. Наши были обязаны принять их, так как оперативная информация поступила по линии ФСБ России. По законодательству пограничники могут содержать задержанных не более двух суток, после чего должны передать миграционной службе. Однако ни у одного из членов этой группы не было документов. Процесс депортации затянулся на месяцы, но отнюдь не по вине пограничников. Увы, это тот самый случай, когда законодательная база не поспевает за реалиями жизни. Есть соглашение по миграции стран СНГ, но механизм приемо-передачи этих граждан в нем не прописан. Более того, с принятием в 2003 году Федерального закона «О порядке въезда и выезда иностранных граждан в РФ» соглашение вошло в противоречие с ним. Нет внутренних российских документов, в которых четко были бы оговорены обязанности и полномочия взаимодействующих силовых ведомств. Поэтому и возникают споры о том, кто что должен и не должен делать. А криминал — это не только братки в растянутых тренировочных штанах. Очень активно он отбирает специалистов правового поля, которые умело используют каждую брешь и недомолвку в законодательстве. От ряда структур в адрес пограничников прозвучали обвинения в превышении полномочий. Ваганов не отрицает: «Полномочия превышены, но поступить в данной ситуации иначе было нельзя».
А ведь нелегалы — живые люди, которых надо кормить и содержать. Как вы думаете, есть ли в бюджете Пограничного управления статья на эти расходы? На этот раз ситуацию удалось разрешить, помогли администрации Беловского и Суджанского районов, но… проблема остается. Кстати, украинским законодательством предусмотрена ответственность за организацию нелегальной миграции, вплоть до конфискации средств доставки. По мнению начальника Пограничного управления, только за последний год наметились какие-то подвижки в деле борьбы с нелегальной миграцией. В Курске осудили троих организаторов, пусть условно, но это уже имеет резонанс в обществе.
Пограничники отмечают, что сейчас этот бизнес становится все более дерзким. В первый год существования отряда границу охраняли без оружия. В 2000 году встал вопрос о необходимости вооружить наряды — нередко возникали ситуации, связанные с риском для жизни военнослужащих. (Украинские пограничники вооружились еще в 1994-м). Нарвавшись на пограничников, злоумышленники делали попытку прорыва, демонстрируя готовность сбить наряд. Фургон, хоть и по бездорожью, идет подчас со скоростью 80 — 100 километров. Был случай, когда при задержании 13 нелегалов из Вьетнама, водитель, перевозивший их, скрылся, нанеся удар пограничнику открытой на ходу дверью авто. При конвоировании последней группы китайцев оперативники выделили семь машин, в том числе и с московскими номерами, явно сопровождавших конвой. Уточняли, куда везут, рассчитывая, что через положенные двое суток, нелегалов просто выдворят за границу области. И тогда можно будет перебросить их на других направлениях. Впрочем, не исключено, что при удобном случае могла быть сделана попытка отбить группу. Слишком большие деньги замешаны в этом деле.
Из 25 случаев задержания незаконных мигрантов, зафиксированных в 2005 году, половина на счету пограничников. Всего же за истекший год задержано более 100 человек.