От владивостокского вокзала, конечного пункта самой длинной в мире Транссибирской железной дороги, рукой подать до центральной улицы — Светлановской. По ней когда-то ходили герои романа Валентина Пикуля «Крейсера», посвящённого русско-японской войне. Её сражения бушевали на суше и на море ровно сто лет назад. Здесь, во Владивостоке, дальневосточном форпосте России, немало памятных мест, связанных с историей освоения и защиты рубежей далёкого, но нашенского края. Хотя сам город моряков, рыбаков и пограничников по историческим меркам довольно молод. Он был основан русскими служивыми людьми в 1860 году, когда русско-китайская граница на Дальнем Востоке была закреплена Пекинским дополнительным договором.

В международно-договорном плане этот документ завершил территориальное размежевание в Уссурийском крае и в Приморье, подтвердив основные положения Айгуньского договора, заключённого двумя годами ранее. Но мирное закрепление России на тихоокеанских рубежах очень не нравилось набиравшей силу Японии. После так называемой революции Мейдзи (1868 г.) Страна восходящего солнца вышла из изоляции и начала бурно развиваться по капиталистическому пути, одновременно всё больше претендуя на гегемонию в регионе.

Возвращение

Так вот, если от одного из символов города — памятника борцам за освобождение Приморья, что рядом с высотным зданием краевой администрации, — повернуть на север, в сторону университета, то по Океанскому проспекту и далее автобусом можно добраться до интереснейшей достопримечательности, связанной с русско-японской войной. А точнее, с событиями той далёкой уже войны, в которых волею судьбы оказались вовлечёнными моряки крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Речь идет о Морском кладбище, где захоронены останки 14 моряков с «Варяга». Их прах был перевезен во Владивосток в декабре 1911 года из порта Чемульпо (ныне Инчхон, Южная Корея). На могиле героев установлен обелиск из серого гранита. На его гранях славянской вязью высечены фамилии и имена моряков, павших в неравном бою. Никого не оставляет равнодушным надпись: «Пройдут века, и новые поколения русских моряков с гордостью будут нести в своих сердцах светлую память о тех, кто в грозный для Отчизны час не склонил голову перед врагом».

О подвиге экипажа «Варяга» в общем-то известно многое, хотя широкой публике — далеко не всё. И хотя подвигу — более ста лет, новые факты открылись в последние годы. Так или иначе, если смысл напомнить об этом читателям «Хранителя». Например, та самая Светлановская улица и берега живописнейшей бухты Золотой Рог 21 марта 1916 года были свидетелями того, как сюда пришли тысяч горожан, чтобы приветствовать легендарный крейсер «Варяг» и ещё три корабля, вернувшиеся из Японии. Как они туда попали, будет сказано ниже. Когда крейсер пришвартовался к пирсу, тяжёлая хмарь неба внезапно будто испарилась, и над живописной бухтой засияло яркое солнце. Старожилы говорят, что это было знамение…

«А разве крейсер не погиб в неравном бою с японцами?» — спросил меня знакомый охранник, когда я рассказал ему об этом, демонстрируя  фотографии «Варяга» из своей коллекции. Формально мой собеседник был прав. Но… Впрочем, обо всём по порядку.

Крейсер 1 класса «Варяг» был одним из лучших в отечественном флоте. В его состав корабль вошёл в 1901 году. «Варяг» по заказу российского правительства был построен годом раньше в Америке, на верфи в Филадельфии. Поскольку в то время именно американская сталь считалась одной из лучших в мире. При строительстве корабля было использовано множество технологических новинок. Достаточно сказать, что впервые в мировой практике вся мебель на нём была сделана из металла, правда, её выкрасили под дерево. Тактико-технические данные крейсера 1 ранга «Варяг» таковы: длина наибольшая — 129,56 м; ширина (без обшивки) — 15,9 м; водоизмещение проектное — 6500 т; дальность плавания 10-узловым ходом, при полном запасе угля около 6100 миль; скорость полного хода — 24,59  узлов. Царю так понравился «Варяг», что он включил его в конвой императорской яхты «Штандарт».

Двое против пятнадцати

8 января 1904 года (по новому стилю) началась война с Японией. Началась с коварного нападения японской эскадры на российские корабли, стоявшие на рейде Порт-Артура. В это время канонерка «Кореец»(командир — капитан 2 ранга Г.П.Беляев и крейсер «Варяг» (командир — капитан 1 ранга В.С.Руднев) находились в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон). Они получили предписание срочно соединиться со своими силами. Но на выходе из порта путь преградили 15 японских кораблей. Командующий эскадрой контр-адмирал С.Уриу передал на «Варяг» ультиматум:

«Командиру крейсера «Варяг» Императорского Российского флота.

Сэр! Ввиду начала военных действий между Японией и Россией я имею честь почтительнейше просить Вас покинуть со всеми судами, находящимися под Вашей командой, порт Чемульпо до полудня 27 января 1904 года. В противном случае я атакую Вас в порту. Имею честь быть Вашим почтительнейшим слугой.

 С.УРИУ, контр-адмирал Императорского Японского Флота и командующий Японской эскадрой на рейде в Чемульпо» .

Одной из причин того, что Уриу потребовал покинуть нейтральный порт, было нахождение в нём боевых кораблей других стран. Командиры французского крейсера «Паскаль», английского «Тэлбот», итальянского «Эльба» и американской канонерской лодки «Виксбург» получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли.

На военном совете было решено с боем пробиваться из порта. Кстати, в принципе шансы на прорыв были, учитывая боевые и скоростные характеристики «Варяга». К тому же командир крейсера капитан 1 ранга Всеволод Руднев был блестящим морским офицером. Но он не мог бросить в беде тихоходный «Кореец». Понятия о чести у офицеров флота высоко блюлись со времен Петра Великого. О сдаче в плен не могло быть и речи — это не в традициях русских военных моряков. «Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови». С такими словами Руднев обратился к экипажу. Эти слова моряки встретили с пониманием и  энтузиазмом. Как потом вспоминал сам Всеволод Федорович, «отрадно было видеть проявление такой горячей любви к своему Отечеству».

9 января 1904 года в 11 часов 20 минут «Варяг» и «Кореец» направились к выходу с рейда. Моряки с иностранных судов отдавали нашим кораблям честь, а итальянцы заиграли русский гимн. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!» — писал потом командир французского крейсера «Паскаль» капитан 1 ранга Сенес.

Японцы поджидали «Варяга» и «Корейца» в шхерах. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке враг противопоставил пятнадцать боевых единиц: броненосный крейсер «Асама», бронепалубные крейсеры «Нанива», «Такачио», «Чийода», «Акаси», «Ниитака», посыльное судно «Чихайя» и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм и тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата. Это было более чем тройное превосходство!

Завязался бой с превосходящими силами японцев. В 11.45 «Асама» с дистанции 7-8 км открыл огонь. Спустя две минуты загремели орудия «Варяга», и закипел беспощадный артиллерийский бой, продолжавшийся по одним данным, ровно час, по другим — 45 минут. Из двенадцати 152-мм орудий на «Варяге» осталось только два, а из двенадцати 75-мм — пять, все 47-мм пушки выведены из строя.

Но самым ужасным было то, что из состава команды, находившейся на верхней палубе, выбыла почти половина. «Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне, — вспоминал капитан 1 ранга Сенес, поднявшийся на борт «Варяга» сразу после боя, — палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения».

На «Варяге» было выведено из строя более половины орудий, серьёзно повреждено рулевое управление, через пробоины ниже ватерлинии внутрь корабля хлынула вода. Корабль получил крен на левый борт, что мешало вести огонь исправным орудиям. Руднев приказал разместить раненых и команду на иностранных кораблях, а «Варяг» и «Кореец» уничтожить...

Бой «Варяга» полон не только драматических эпизодов, но и беспримерного мужества русских моряков. Раненный в спину рулевой Г.П.Снегирёв, истекая кровью, до конца боя продолжал стоять у штурвала. Ординарец командира крейсера Т.П.Чибисов, раненный в обе руки, не пошёл в лазарет, заявив, что пока жив, ни на минуту не оставит своего командира. Получивший несколько ранений машинист С.Д.Крылов подавал снаряды из порохового погреба до тех пор, пока не потерял сознание. Из 570 членов экипажа крейсера погибли 30 матросов и один офицер.

Японцам, несмотря на явное численное превосходство над русскими кораблями, не удалось ни потопить их, ни тем более захватить. Капитан 1 ранга Руднев имел все основания позднее доложить командованию, что суда вверенного ему отряда «с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду».

27 января 1904 г. в 16 ч. 30 мин. была взорвана канонерская лодка «Кореец». Затем со слезами на глазах герои «Варяга» покинули свой корабль. Последним сошёл командир крейсера, бережно неся в руках иссечённый осколками корабельный флаг. В 18 ч. 10 мин. экипаж затопил свой непобеждённый крейсер. Моряки перешли на французский и итальянский крейсера. (Во флотской солидарности отказали только американцы). Над инчхонской бухтой догорал закат…

Адмирал Уриу и другие японские старшие офицеры были поражены мужеством русских моряков. Уриу дал команду оказать помощь раненым в госпитале Чемульпо наравне с японцами и распорядился не считать их пленными. Позже морем экипаж был доставлен в Россию. На всем пути следования по родной стране — от Одессы до столицы — героев торжественно чествовали соотечественники…

Адмирал Уриу потом победно рапортовал, что у него нет потерь. До сих пор японцы о них официально ничего не сообщают. Но на деле противнику был нанесён существенный урон. 1105 снарядов выпустил за этот поистине исторический час русский крейсер, нанеся, по нашим данным, серьёзные повреждения «Асаме» и «Такачио». Позже стало известно, что пять японских кораблей пришлось отправить в ремонт. Не удивительно, что Уриу очень не любил вспоминать о том бое.

Повороты штурвала Истории

Исследователи подсчитали, что о подвиге русских моряков сложено почти полсотни песен. Самая известная начинается словами: «Наверх, вы, товарищи, все по местам». Она считается народной, но у неё есть авторы. Причём поразительно, что автор поэтического текста отнюдь не русский, а немец — Рудольф Грейнц. Этой песне, как и подвигу «Варяга», в 2005 году тоже исполнилось 100 лет.

Грейнц написал её под впечатлением подробных сообщений германских газет о бое русского крейсера и канонерки с превосходящими силами японцев. Ведь в то время, в начале прошлого века, между Германией и Россией были хорошие отношения. Перевод сделала русская поэтесса Е.Студентская, а музыку написал музыкант 12-го Астраханского гренадерского полка А.Турищев. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме в честь моряков-героев, который организовал царь Николай II.

Однако десятилетие спустя штурвал Истории повернулся на 180 градусов. Германия стала главным противником России в начавшейся Первой мировой войне. А Япония, как это сейчас ни кажется странным, — нашим союзником. Более того, именно в Стране восходящего солнца российские военные закупили для фронта 300 тысяч винтовок «Арисака». Вот тогда-то Токио очень вежливо, но весьма настойчиво попросил российские власти изъять из текста песни один куплет. Тот, в котором были такие слова: «Держись, желторожие черти!». Ирония судьбы в том, что слова-то эти написал подданный кайзеровской Германии! То есть герр Рудольф Грейнц.  

Но вернёмся к судьбе крейсера. В 1905 году «Варяг» был поднят японцами. Примечательно, что в Страну восходящего солнца он пришёл своим ходом! Почти 10 лет корабль прослужил в составе японского флота — под названием «Сойя». А штурвал с «Варяга» японцы в качестве экспоната поместили на мемориальный корабль — линкор «Микаса», вкопанный в землю на территории морского музея в Иокосуке. Штурвал с легендарного русского крейсера вызывает далеко не однозначные чувства у посетителей. А японским кадетам, будущим офицерам императорского флота, на примере «Варяга» внушали, как надо выполнять воинский долг. В знак уважения к мужеству экипажа русского крейсера флотское командование даже оставило на его корме изначальное русское название — «Варяг».

В 1916 году правительство России выкупило крейсер у Японии. Тогда-то, в марте, он и совершил заход во Владивосток, где его восторженно встречали жители города, солдаты, матросы и офицеры местного гарнизона. Решено было направить «Варяг» во флотилию Ледовитого океана, но корабль нуждался в ремонте. Так он оказался в Англии. Но после октябрьской революции 1917 года новая власть отказалась платить по царским долгам. «Варяг» и обслуживавшие его матросы оказались брошенными на произвол судьбы. Английские власти конфисковали русский корабль и продали его немецкой компании на металлолом. Однако во время буксировки к месту слома крейсер наскочил на скалы и затонул у берегов Южной Шотландии. До недавних пор считалось, что в 20-е годы англичане полностью разобрали его прямо в море.

В канун 100-летней годовщины подвига «Варяга» телеканал «Россия» при поддержке командования Военно-морского флота организовал уникальную экспедицию к берегам Шотландии, к месту, где покоятся останки легендарного корабля. Об этом рассказывает двухсерийный документальный фильм, снятый съёмочной группой.

На подготовку экспедиции к месту гибели крейсера в Ирландском море ушёл почти целый год. Однако шансов на успех было немного. Архивных документов о последних днях легендарного корабля ни в России, ни в Великобритании не сохранилось. К тому же членам экспедиции стало известно, что немецкая компания, занимавшаяся разделкой крейсера на металлолом, в 1925 году взорвала его корпус, чтобы облегчить себе работу.

Взрыв буквально разметал фрагменты корабля на большой площади. Шотландские рыбаки смогли лишь приблизительно указать район, где 82 года назад затонул «Варяг». Но с помощью местных жителей удалось найти то место, где в 1922 году «Варяг» наскочил на скалы. Оно находится в 60 милях к югу от Глазго и всего в полукилометре от берега.

Наконец 3 июля 2003 года в 12 часов 35 минут по местному времени один из наших аквалангистов обнаружил первый фрагмент «Варяга». Это был деревянный леер носовой надстройки. Некоторые фрагменты крейсера, которые уцелели после взрыва в 1925 году, находятся на глубине 6-8 метров. На этом месте под водой никто никогда не снимал. Теперь впервые представилась возможность увидеть останки легендарного крейсера «Варяг». К сожалению, уцелело немногое. Но сохранились латунные и бронзовые детали. И даже стальные: под тонким слоем ржавчины у американской стали даже сохранился блеск.

Самой сенсационной находкой российской экспедиции стали иллюминатор и латунная табличка американского завода, поставлявшего на «Варяг» паровые насосы и приводы. На обратной стороне отчётливо видны и японские иероглифы. Ведь когда японцы подняли «Варяг» в 1905 году и включили его в состав своего флота, русские и английские названия были перебиты на японские.

На месте подрыва корабля погружение совершил внук командира крейсера Никита Пантелеймонович Руднев. Он родился в 1945 году во Франции, куда вся семья Рудневых вынуждена была уехать после революции. Никита Руднев специально прилетел в Шотландию из Франции, чтобы увидеть фрагменты «Варяга» собственными глазами…

В феврале 2004 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» малый противолодочный корабль «Кореец», названные так в честь героических кораблей Тихоокеанской эскадры, и БПК «Адмирал Трибуц» вышли из бухты Золотой Рог, где 90 лет назад владивостокцы восторженно встречали легендарный крейсер, и  взяли курс на Южную Корею. Корабли посетили с визитом Инчхон, а затем китайский портовый город Люйшунь, в начале прошлого века носивший гордое русское имя Порт-Артур. Моряки-тихоокеанцы побывали там, чтобы отдать почести подвигу русских моряков.

В память об этом на берегу инчхонской бухты наши моряки установили большой православный крест, привезённый из Владивостока. Над бухтой догорал ранний красный закат. Как тогда, в девятьсот четвертом… А у внука командира первого «Варяга» в эти минуты за тридевять земель необъяснимым образом затрепетало сердце. Никита Руднев уже позже понял, почему — когда узнал о событиях того дня в Инчхоне.

Встреча с российскими военными моряками (на крейсере служат и парни из Подмосковья) привлекло всеобщее внимание местной общественности. Ведь до сих пор многие жители Инчхона считают бой русского крейсера с превосходящими силами противника самым важным событием в многовековой истории своего города. Это событие настолько оказало сильное эмоциональное влияние на инчхонцев, что некоторые из них приняли христианство. А в местном музее бережно сохраняются уникальные экспонаты, связанные с подвигом «Варяга». Моряки современного крейсера увидели их первыми из россиян.