Активизация в России «нетрадиционалов», с одной стороны, объясняется разрушением основ прежнего государственного обустройства и низвержением прежних ценностей (своеобразный ее пик приходится на 1991-1993 годы), а с другой стороны, — комплексом социальных причин, породивших ощущение беспросветности жизни, невозможности установления в обществе гармоничных отношений. Представители регрессивных культов, прибегая к современным технологиям манипулирования, обещая каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования и самовыражения, в полной мере воспользовались ситуацией.

Не скупясь на рекламу, на издания, на презентации возможностей сект, они умело вербовали доверчивых людей на улицах, вокзалах, в метро, учебных заведениях, на стадионах, в клубах, в домах культуры. Ради своего безраздельного влияния лидеры общин делают все, чтобы физически и духовно изолировать членов общины от внешнего мира, отгородить от прежних ценностей и привязанностей. Им удается брать под контроль все переживания, раздумья, интересы своих подопечных, назойливо вмешиваться в их интимные отношения, регламентировать чувства...

Действующие ныне в России нетрадиционные религиозные объединения можно условно разделить на три большие группы: восточного, евангельского и смешанного типов. К восточному относятся — Международное общество сознания Кришны, Миссия Чайтшаньи, «АУМ синрике», Тантрасангха, Джива-Храм Инглии и другие. Зародившись на Востоке и приобретя на Западе опыт работы среди последователей христианства, они появились в России. Пожалуй, самым нашумевшим из перечисленных выше культов является японская религиозная корпорация «АУМ синрике», зарегистрированная в России в июне 1992 года. Основным притягательным началом «АУМ синрике» является то, что ее создатель и руководитель Тидзудо Мицумото (монашеское имя Секо Асахара) возвестил в свое время о том, что якобы нашел способ вхождения в нирвану и стал свободен в своем желании покинуть физическую оболочку своего тела в любое время и в любом месте, овладев сверхъестественными силами.

К нетрадиционным религиозным объединениям евангельского типа относятся Белое братство, Богородичный центр, Церковь Христа, Церковь «Роса», Семья (Дети Бога), Община Единой Веры (Виссарион), Церковь «Единство», Церковь Сатаны, а также ряд религиозных организаций, созданных выходцами из Кореи (Миссия Агафе, Дом христианства, Церковь свободной евангелизации и другие). Одна из самых активных организаций — Церковь Христа, зарегистрированная в 1992 году и получавшая финансовую поддержку от международной миссии «Голгофа» (США).

Наиболее радикальные течения представляет Церковь Сатаны, созданная в 1996 году в США Антоном Ла Веем, автором «Сатанинской библии» и разделенная на два ордена — «Черный Дракон» и «Черный Ангел». В России последователи Сатаны появились в 1991 году, объединившись в 20 организаций, насчитывающих сегодня по разным оценкам до 20 000 человек. Основной посыл сатанизма: человек — разновидность животного, освобожденного от физического и умственного напряжения. Источник всех ценностей — Сатана, снимающий всякие запреты и освобождающий от понятия греха, вечно борющийся с церковью.

К смешанному типу относятся Церковь Объединения, Церковь Саентологии, вера Бахаи и другие. В них переплетаются элементы христианства, восточных религий, древних учений. Крупнейшая — Церковь Объединения (Ассоциация Святого духа за объединение мирового христианства), основанная корейцем Сан Мен Муном, который по собственному свидетельству, в возрасте 16 лет ощутил призвание создать на земле Царство Божие.

В 1954 году он учреждает Церковь, которая действует сегодня в 130 странах мира, располагает широкой сетью международных организаций: Международный фонд помощи и дружбы, Международный религиозный фонд, Ассамблея религии мира, Международная федерация победы над коммунизмом и других. Являясь крупнейшим собственником (владеет корпорациями в пищевой промышленности, судостроении, производстве компьютеров, медицинской техники, рыболовстве), Церковь активно распространяет влияние и в России, правда, с определенной спецификой, внедряясь, главным образом в систему образования, в среднюю и высшую школу, организует семинары учителей, издает учебные пособия.

В 1992 году в России появилась Церковь саентологии (от латинского слова «саенс» — наука, и греческого «логос» — изучение), по версии создателей — «прикладная религиозная философия, занимающаяся изучением знания, позволяющего с помощью применения специальной техники вызывать желаемые изменения в условиях жизни», а также рассматривающая человеческий дух в его отношении к самому себе, Вселенной и другим формам жизни. В основе религии саентологии, центром которой является Лос-Анджелес, лежат труды Л. Рона Хаобарда, составляющие священные тексты этой религии.

 Что характерно, на протяжении всех лет существования Церковь саентологии обвинялась в разных странах в нарушении прав человека и различных свобод, ибо разработанная в свое время Л. Роном Хаббардом так называемая «программа очищения» представляет собой определенную методику манипуляции сознанием, ведущую к полному и безропотному подчинению руководству Церкви. К слову, «школу» саентологии прошли и многие достаточно известные российские политики и бизнесмены.

Иностранные религиозные организации, работающие в России можно разделить и по трем иным критериям.

Первый — организации, хорошо знающие и учитывающие политические и духовные проблемы России. В своей евангелизационной деятельности они, как правило, тесно сотрудничают с российскими религиозными организациями, а порой и оказывают им помощь в работе. Массовыми тиражами издается сегодня проповедническая литература «новой» направленности.

Второй — организации невостребованных на Западе служителей культа (а иногда и вообще случайных людей), преследующих в России под видом религиозно деятельности чисто материальные и коммерческие цели.

И наконец, третий, требующий наибольшего внимания, мониторинга и прогнозирования, — организации, преследующие чисто миссионерско-прозелитические, а нередко и политические цели. Они проводят активную работу по насаждению своих целей, а в ряде случаев поддерживают и финансируют фундаменталистские, сепаратистские и националистические силы и движения, проводят негласные кампании, фактически направленные против традиционных конфессий, создавая реальную почву для межконфессиональной нестабильности России.

Так, если в 1990 году Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано 5,5 тыс. религиозных организаций двадцати конфессий, то уже на 1 января 1995 года их число возросло до 11,5 тыс., представляющих более 50 конфессий. Процесс роста продолжается и поныне, причем появление большинства религиозных новообразований инспирируется иностранными миссионерами и проповедниками. По данным опроса населения, проведенного Российским независимым институтом социальных и политических проблем,10 процентов опрошенных из числа молодежи, студентов и школьников, научно-технической интеллигенции, назвали себя приверженцами нетрадиционных верований. Обращает на себя внимание, что уровень образованности среди последователей нетрадиционных религий и культов достаточно высок: лица с ученой степенью или высшим образованием в среднем составляют до 40 процентов.

Увеличение происходит и за счет оттока верующих от традиционных религий. Так, боле 30 процентов членов «АУМ синрике» это те, кто считал ранее себя православными. Примечательно, что к примеру, в православии более пожилая часть населения составляет 55 процентов, а более молодая — 45. В нетрадиционных религиях процент молодежи в два раза превышает процент пожилых людей, что заставляет по особому взглянуть на будущую перспективу…

Вот характерный пример того, что деятельность нетрадиционных религий подчас непосредственно затрагивает интересы суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Некоторое время тому назад в служебной записке руководства УВД Приморского края губернатору Приморья, Краевой думе и представителю Президента РФ выражалась серьезная озабоченность опасностью создания на территории края национальной автономии корейцев с последующим ее отторжением от России. Как утверждалось в записке, «Церковь Объединения», активно действующая в Приморье и вкладывающая в российские проекты значительные суммы в твердой валюте, является своего рода ледоколом, расчищающим путь для прихода более серьезных и могущественных организаций, которых будет устраивать все что угодно, но только не целостность, независимость и сила России.

Как видим, наступление «нетрадиционалов» идет своим чередом, подчас открыто игнорируя законы правового общества и морали, а то и прямо угрожая интересам безопасности России. Примечательно, что основная масса миссионеров приезжает в Россию изначально по туристическим визам или с коммерческими целями (об этом неоднократно заявлял МИД России). Созданные ими фирмы, предприятия, учебные центры используются в качестве ширмы для деятельности по созданию структур данных религиозных организаций и миссионерства в регионах России.

Так, во многих регионах созданы Хаббард-колледжи, за которыми кроется Церковь саентологии. За некоторыми ассоциациями преподавателей вузов, студентов, директоров школ, Международным религиозным фондом стоит Церковь Объединения. А некоторые руководители городских администраций (как это было в Перми) не только сами оказывают им содействие, но и обязывают городских чиновников посещать занятия в Хаббард-колледже.

Подобная бесхребетность «аукается», прежде всего на молодой прослойке общества, детях. Анализ психологов показал, что у молодых людей спустя 2-4 месяца после вступления в религиозные организации нетрадиционных культов наступали выраженные изменения в психологическом состоянии и поведении: отчуждение от родителей, уход из дома, отказ от учебы, прекращение чтения газет и журналов, художественной литературы, развитие замкнутости, потеря друзей, появление отрешенного взгляда, безразличие к жизни с полным погружением в фатальность религиозной организации, в итоге — физическое и психологическое истощение.

Одним словом, деятельность некоторых нетрадиционных религий создает угрозу безопасности общества. Это проявляется в угрозе социокультурной, информационной безопасности, в политической, управленческой сфере, в стремлении прямыми и косвенными методами влиять на кадры и с их помощью «регулировать» ситуацию, в том числе и в отношении с традиционными религиями.

И, наконец, в прямой угрозе безопасности государства. Пример активной деятельности «Церкви Объединения» в Приморье, возникновение разного рода фондов и миссий, имеющих возможность не только манипулировать сознанием, но и практически беспрепятственно собирать «нужную» информацию, — лучшее тому подтверждение.

Пришло время для разработки и принятия на законодательном уровне правовых норм, которые бы регулировали деятельность в России зарубежных миссионеров, представителей нетрадиционных религий, параллельно создавая правовую базу для защиты граждан от непрошенного вмешательства в их личную жизнь, а общества — от деструктивного влияния на национальные традиции и устои.

Необходимо вести речь и о создании соответствующих социальных институтов, наблюдающих за установленными границами религиозной активности и правилами взаимоотношений с государственными и общественными учреждениями, реабилитационных институтов для лиц, ставших жертвами воздействий мистических культов, институтов контрпропагандистской и просветительской работы. Наконец, требует известной модернизации религиоведческая наука.

Словом, вопрос взаимоотношений с нетрадиционными религиями и культами должен стать для традиционной России вопросом повышенной государственной важности. На карту поставлены будущее многонациональной и многоконфессиональной страны, ее граждан, сохранность исторически формировавшихся духовных ценностей, безопасность нации и государства.

Будем помнить об этом.