По словам Патриарха, православие должно быть не обрамлением мирской жизни, а «центром и мерилом всех наших поступков, мыслей и слов». Важнейшая задача общества, по мнению Алексия II, научить каждого человека следовать указаниям совести. При этом Патриарх выразил сожаление о том, что современное образование приобрело меркантильный характер и порой становится товаром. А воспитание, нравственное формирование человеческой личности часто оказывается делом, «весьма отдаленно относящимся к школе».
Отвечая на антиклерикальные замечания противников сближения школы и церкви, Алексий II заметил: «Никакого вреда школьнику не будет, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви (РПЦ), — пусть так считает, но не навязывает это другим». Патриарх убежден, что включение «Основ православной культуры» в школьную программу не нарушит принципа светскости нашего государства и поможет противостоять идеям национализма и экстремизма.
Алексий II также затронул в своем выступлении тему военного духовенства и высказался за создание в Вооруженных силах института капелланов.
Кроме того, он считает необходимым учредить должность уполномоченного по правам детей при президенте России с широкими полномочиями, как в Европе. «Пора раз и навсегда решить проблему беспризорников, сиротства в нашей стране», — заявил он.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выступая на Рождественских чтениях, в свою очередь выразил надежду на сотрудничество с Русской Православной Церковью в сфере воспитания молодежи и борьбе с нравственными пороками в современном российском обществе. По его словам, в большинстве регионов изучением культуры и религии охвачены тысячи школьников. Министр заверил, что переход на новые образовательные стандарты не помешает преподавать предметы, содержащие духовные и нравственные основы.
Тепло было встречено собравшимися выступление президента Российской академии образования (РАО) Николая Дмитриевича Никандрова. В своем проникновенном слове, академик Н.Д.Никандров отметил, что та ломка ценностей, которая силовым, шоковым порядком осуществлена в 1990-е годы, привнесла в нашу непростую жизнь целый набор рисков. Это — риски всей нашей сложившейся в последние годы системы социализации. Под социализацией понимается воспитательное влияние на человека — кстати, не только на детей и молодежь — всего уклада жизни, включая образование.
Это — риск роста антипатриотических настроений и утраты чувства Родины, неуважения к власти, армии и силовым структурам вообще. Этот риск вполне реален, если мы вспомним, чем заполнены наши кино- и особенно телеэкраны, как изучается история в школе. Вспомним, например, многочисленные зарубежные фильмы о борьбе с терроризмом и преступностью, о том, как смело ведут себя работники различных спецслужб США. Патриотов какой страны воспитывают эти фильмы в нашем прокате? То, что они только развлекают, — глубокое заблуждение.
Вспомним, что в США, население которых сейчас примерно вдвое больше, чем население России, учебников истории много меньше, чем у нас. При этом совершенно невозможны случаи, чтобы в американских учебниках трудные моменты истории получали бы неоднозначную, неканоническую, не патриотическую интерпретацию. Патриотическому воспитанию американских школьников способствует и салют на верность флагу и республике в школах, и система скаутского воспитания, которая ориентирует ребят на преданность Богу, стране, семье, руководителям, вообще начальству.
…Вспомним, с другой стороны, что Русская православная церковь всегда, но особенно во времена кризисов, выступала за единство власти, армии и народа. В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, — а ведь это было время жесткого атеизма, — уже в июле 1941 года митрополит Ленинградский Алексий обратился к верующим с посланием «Церковь зовет к защите Родины». В своем Слове митрополит говорил: «Мы верим, что и теперь великий предстатель за землю русскую преподобный Сергий Радонежский простирает свою помощь и благословение русским воинам. И эта вера дает нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы». В сентябре 1943 года на Соборе архиереев он сделал доклад «Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны». А 7 ноября 1941 года после военного парада на Красной площади в церквах состоялся молебен о даровании Победы русскому — вспомним, тогда советскому — оружию.
Много раньше, в смутные времена начала XVII века Патриарх Гермоген, призывая народ российский к сопротивлению иноземным захватчикам, говорил: «Если велики волны и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне правды и веры стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!» (Мысли, с.39).
Это — часть истории Церкви, часть истории нашей Родины, и это — воспитательный пример патриотической роли Церкви, который обязательно должен быть известен школьникам. И, конечно, гражданина и патриота страны воспитывает молитвенный призыв, который слышит каждый верующий во время православной литургии: о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея.
Народ отличается от населения тем, что он объединен некоторыми общими идеями. К единству людей, объединенных верой, христианская церковь призывала еще в древние времена. Апостол Марк приводит слова Иисуса: «если царство разделится само в себе, не может устоять то царство; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
Хочу напомнить, что в начале 90-х годов, когда после разрушения Советского Союза была вполне реальна и опасность распада России, зарубежные радиостанции, например, радиостанция «Свобода», пели хвалу тогдашнему руководству страны, в том числе в передаче «С христианской точки зрения». Теперь, когда эта опасность ослабла, когда мы постепенно преодолеваем и другие наши проблемы, в этой и других передачах преобладают критические нотки в отношении и руководства страны, и Православной Церкви. Нас учат, как надо жить. Я думаю, это означает лишь, что при всех наших трудностях и недостатках мы на правильном пути. А что касается зарубежных уроков, они, конечно же, важны, и всякий разумный опыт надо использовать. И все же я всегда помню, и, думаю, все мы должны помнить замечательные слова нашего православного философа И.Ильина, прах которого нашел недавно свое последнее успокоение на кладбище Свято-Данилова монастыря: «Пусть другие народы будут счастливы и несчастливы по-своему и пусть не мешают нам строить Россию по-русски, жизненно и исторически верно, без доктринерства и без слепого подражания Западу!».
Справедливое утверждение руководителя РАО. Под этими словами, как представляется, может подписаться каждый патриот России, независимо от его конфессиональной принадлежности.