В 50-тых годах прошлого века полиция, ФБР — одним словом, представители силовых структур США пришли к неутешительным выводам — общая боевая и тактическая подготовка в их подразделениях оставляет желать лучшего, поскольку не соответствует настоящим реалиям. После этого был проведен полный статистический анализ огневых контактов: дистанции, количество попаданий и промахов, при этом, безусловно, учитывались виды оружия и даже время суток, в которое производились эти выстрелы и т.д. и т.п. А в итоге были сделаны соответствующие выводы и подготовка в спец. подразделениях уже строилась в соответствии с полученной статистикой, то есть наиболее приближенной к боевым реалиям. Так и появилась на свет практическая стрельба. Вскоре она стала отдельным видом спорта. Все силовые подразделения и правоохранительные структуры мира активно его поддерживают и культивируют и по сей день.

С того времени на всех мировых соревнованиях по практической стрельбе было произведено более 10 миллионов выстрелов и при этом не было зарегистрировано ни одного несчастного случая. Очень важный аспект — прививать культуру обращения с оружием, где главный приоритет — безопасность.

Гладкоствольное ружье, 12 калибра, в том или ином качестве используется очень активно во всех спец. подразделениях мира. Его останавливающее действие достаточно велико, оно намного быстрее нейтрализует противника, чем тот же пистолет или штурмовая винтовка. Для примера приведем сравнительный анализ технических характеристик пистолета Макарова, дульная энергия которого 300 Джоулей, а у гладкоствольного ружья 12 калибра она в среднем составляет 3000 Джоулей, то есть в 10 раз больше. На основании этих данных легко можно сделать соответствующие выводы.

Со временем пришла практическая стрельба и в Россию. Правда, с опозданием в несколько десятилетий, это уже как водится. Но лучше поздно, чем никогда.

С 26 по 28 мая этого года в Алабино на территории Таманской дивизии прошел уже 6 по счету открытый чемпионат России по практической стрельбе из гладкоствольного оружия. Участники соревновались в 11 упражнениях. А они, в свою очередь, делились на короткие и длинные. Эта градация зависит от количества выстрелов в каждом из них. Короткое упражнение — до 9 выстрелов, длинное — до 32.

Оценка выступлений участников складывалась из трех равнозначных и равноценных факторов: точность, скорость и мощность.

О ходе соревнования, о его целях и задачах мы попросили рассказать Артема Травкина, судью международной категории. На этом матче он выступал в качестве главного судьи с российской стороны.

— Сколько человек принимает участие в этом году в соревнованиях? Какие страны они представляют?

— 130 участников. И это оптимальное число для такого первенства. Все они сертифицированные члены международной конфедерации по практической стрельбе. Необходимо отметить, что более крупные соревнования проходят по пистолетной стрельбе, где число участников доходит до 200 человек. Ружье у нас не так популярно. И тем не менее, Россия на этом соревновании достаточно широко представлена от Санкт-Петербурга до Сахалина — 25 регионов. Есть так же участники из Украины и Эстонии. В соревнованиях принял участие директор IPSC — Греции.

Практическая стрельба — это достаточно специфический вид спорта, где собраны практически все достижения стрелковых дисциплин, существующих на сегодняшний момент. Она включает в себя несколько классов оружия. Это не только гладкоствольное оружие, но еще и карабин, и пистолет. Поэтому в год мы проводим три национальных матча по различным видам оружия.

— А кто принимает участие в соревнованиях? Кто эти люди по профессии?

— В основном представители правоохранительных структур: ФСБ, МВД, ФСО, Министерство обороны — примерно их 70% от всех участников, а оставшиеся 30% — представители частных охранных предприятий, стрелковых клубов — одним словом, энтузиасты и любители стрелкового вида спорта.

Хотелось бы отметить, что чемпионат — это не только соревнования, вручение призов и наград, но это еще и место встречи старых друзей, прекрасная возможность для общения и обмена новостями т.д.

— Каковы цели и задачи таких мероприятий?

— Прежде всего — это огромное прикладное значение для реальной практической работы. Такие чемпионаты прививают культуру обращения с оружием, где главный приоритет — безопасность. Вернувшись к себе домой, наши участники соревнования будут культивировать ее в своих подразделениях. Кроме того, любой национальный чемпионат определяет индивидуальную степень мастерства стрелка. Это своего года, подведение итогов тренировочной работы за год. На соревнованиях всегда можно сравнить свои предыдущие достижения с нынешними показателями. И увидеть, на сколько они улучшились и выросли. Тем более, почетно войти в число призеров, стать лучшим из лучших такого национального соревнования.

— Вы проводите уже шестой чемпионат по практической стрельбе, что изменилось за эти годы?

— Очень многое. Прежде всего — на лицо динамика роста, и причем в арифметической прогрессии. Я, как член исполнительного комитета федерации практической стрельбы России с полной ответственностью заявляю, что каждый год наша организация увеличивается на 200 — 300 человек. Это не может ни радовать.

На сегодняшний день наши представительства официально зарегистрированы в 45 российских регионах. И постоянно открываются все новые и новые.

Более того, хочу отметить, что сейчас в Министерстве юстиции мы проходим регистрацию. Собираемся стать не просто стрелковой дисциплиной, а именно видом спорта.

— Для чего это делается? Что это дает?

— Существует ряд критериев. Прежде всего — оружие и боеприпасы будут у нас абсолютно другие. Но самое главное — появятся совершенно иные правила, по которым будут проводиться соревнования. И судейский корпус, имеющий право работать на них, сертифицируется только международными инструкторами. Это уже высочайший уровень.

Кроме того, практическая стрельба в России будет наконец-то легализована, как вид спорта, что позволит ей более активно развиваться при государственном финансировании.

Обретя государственную поддержку, нам проще будет преодолевать основные препоны — косность руководителей силовых структур.

А в итоге это приведет к повышению уровня боеготовности наших спец. подразделений.