Документально-лирическая повесть об афганской войне «Особая рота. Подвиг в Мараварском ущелье» известного писателя Петра Ткаченко1 должна была быть издана два года назад, но вышла совсем недавно. Вроде бы запоздало, когда афганская война оказалась как бы заслоненной новыми военными конфликтами. В прошлом году книга вышла небольшим тиражом в Екатеринбурге в издательстве Гуманитарного университета. Но главное в том, что написанная давно, и не изданная за все эти смутные годы, пока преобладала, да что там — бесчинствовала агрессивная идеология «цинковых мальчиков», а не то сострадание, на котором держится мир, повесть, наконец-то увидела свет. Книга вышла благодаря В.Белолугову, главному редактору уникального военного издания «Военком. Военный комментатор», выходящего в Екатеринбурге.

В 2005 г. повесть «Слово о Мараварской роте» вышла в Минске в издательстве «Харвест» и почти одновременно в издательстве «Эксмо» — « Яуза» под названием «Особая рота. Подвиг в Мараварском ущелье».

В повести рассказывается об одной из самых трагических страниц долгой афганской войны — бое 21 апреля 1985 года в Мараварском ущелье, в котором погибла почти вся рота спецназа. Это документально-лирическое повествование не только собственно об афганской войне, но и о том, чем эта война была и стала в нашей российской истории, чем отозвалась и как продолжилась в наши дни. К слову, «Хранитель» еще до появления книг опубликовал отрывок из книги Петра Ивановича, который называется «Духовная застава» в рубрике «Национальная гвардия».

Примечательно и символично это новое и вроде бы неожиданное возвращение к событиям афганской войны, наметившееся в обществе. Думается, что оно имеет свои вполне закономерные причины и связано с тем, что в литературе значение этой войны так и осталось неосмысленным. И когда отшумели все деревья в центре Кабула (А.Проханов, «Дерево в центре Кабула»), когда отмародерствовали на горе матерей «цинковые мальчики» (С.Алексиевич, «Цинковые мальчики»), оказалось, что все это прошло как-то мимо осмысления войны. Эта долгая война на афганской земле стала исключительным событием в нашей российской истории и судьбе. Ведь после ее окончания и распался Советский Союз, продолжает вымирать и приходить в упадок Россия...

Так же как после Русско-японской войны в России началась революция, так же как после Первой мировой войны произошел революционный переворот, так же и после афганской войны у нас произошла революция, на сей раз «демократическая», разрушительные последствия которой пока не вполне очевидны.

Справедливо писала Ксения Мяло в одной из самых глубоких статей об этой войне «На рубеже тысячелетий: контур сдвига», вскрывающей ее потаенные механизмы: «Осталась, наконец, так и не разгаданная тайна этой десятилетней войны, так и не названной войной. Любая попытка разобраться в ней, не объявляя все подряд бессмыслицей и преступлением, пресекалась на корню, и не цензурой, нет хуже: общественным мнением, возбужденной цивилизованной толпой, которая под вопли о «цинковых мальчиках» уже уверовала, что надежнейший путь к миру лежит через полное собственное разоружение — физическое, а еще более того — духовное»2.

Об этой войне рассказали сами ее участники, взволнованно и объективно — в своих письмах и воспоминаниях, и особенно, в песнях. Кто не расслышал этой правды под перебор гитарных струн, тому, видимо, никакая иная правда, кроме политической оценки, и не нужна была...

Петр Ткаченко3 изначально собирал человеческие документы этой войны — песни, дневники, воспоминания, письма, издав в свое время, пожалуй, самые популярные книги о том времени: «Когда поют солдаты», «Афганистан болит в моей душе», «Время выбрало нас», «Из пламени Афганистана», «Дорогие мои... Письма из Афгана». Да и эта документальная его повесть «Слово о Мараварской роте» сложилась из обжигающих душу документов и свидетельств воевавших солдат и офицеров, их родных — тех, по судьбам которых безжалостно прокатилась война. Видимо, не случайно из многих тяжелых событий войны автор выбрал именно эту трагедию. В ней как бы сошлись все потаенные смыслы и значения, характерные для нее, трагические судьбы людей.

Действительно, то, что мы ушли из Афганистана, вовсе не значит, что Афганистан ушел от нас. Об этом и свидетельствует повесть Петра Ткаченко «Особая рота. Подвиг в Мараварском ущелье».



1 Ткаченко П.И. Особая рота. Подвиг в Мараварском ущелье. М.: Эксмо — «Яуза»., 2005.

2 Наш современник — № 2, 2001 г.

3 Петр Иванович Ткаченко — публицист и прозаик. Полковник в отставке. Родился на Кубани в станице Старонижестеблиевской. Окончил Орджоникидзевское высшее общевойсковое военное училище и Литературный институт им. М.Горького по семинару критики. Служил в войсках, работал в газете «Красная звезда», военно-художественной студии пи­сателей, являлся главным редактором ре­дакции художественной литературы издательства «Граница».