Чтение  — лучшее учение, особенно, когда в роли  наставника выступает ведущий учёный, врач и генерал в одном лице…

«Человек и его здоровье». Почему в моём представлении эти понятия разъединены и их соединяет союз «и»? Почему не сказать просто «здоровье человека»? Потому что в философском плане каждый человек представляет собой противоречивое, динамичное, системное единство двух эволюционно противоположных сущностей («пластов»): биологического (со всеми входящими в него природными компонентами) и социального (в конкретном пространственно-временном  и властно-собственническом континууме). Я, к слову, не только гражданин Российской Федерации, но и представитель биологической популяции Homo Sapiens. Моя духовность и мой организм «живут» по разным объективным законам. И не следует стыдливо отворачиваться от того непреложного факта, что некоторые из моих физиологических функций и отправлений мало отличают меня от кенгуру и всего ряда млекопитающих животных форм. И в то же самое время я остаюсь субъектом, наделённым виртуальным самосознанием, рефлексией — способностью «видеть» себя со стороны, волей как психологическим свойством руководить своим поведением в природной и социальной среде. Благодаря этому набору чисто социальных качеств, я могу в какой-то степени регулировать и корректировать биологические процессы своего организма, ни в коей мере не исключая заложенной эволюцией моей громадной зависимости от них.

Такой подход даёт по-своему новый разворот «вечной» проблемы человека, позволяет задать новую парадигму методологических размышлений над ней и выстроить многогранную синтагму разработки вездесущего «человеческого фактора» истории на стыке самых различных наук и направлений эпохи информационно-компьютерных технологий познания и деятельности. Ещё каких-то 30-40 лет назад предметом социальной философии безоговорочно считалось изучение места человека в природе и обществе. В тени оставалось исследование специфического «присутствия»  природы и общества в самом человеке: в его теле и генах, мозге и психике, ставшего вскоре предпосылкой философской антропологии. Глобализация неизбежно выпячивает свой противоположный полюс — тенденцию индивидуализации человека. Великая идея В.И.Вернадского о диалектической взаимосвязи биосферы и ноосферы как бы «переселилась» на уровень отдельного индивида и его организма. На наших глазах исковерканная неразумным хозяйствованием и войнами биосфера в буквальном смысле слова разбушевалась подобно неукротимому и неистощимому в каверзах Фантомасу — антигерою известного французского фильма. Однако необходимая для спасения ситуации и выживания человечества ноосфера никак не может сложиться в целостную и эффективную планетарную систему научного интеллекта, гуманистической морали и экономики знаний, что ведёт развитие цивилизации в опасный тупик.

Такой же разлад биологического и социального происходит в каждом из нас. Всё новые стрессы и катаклизмы, вызовы и угрозы нашему здоровью и самой жизни сыплются, как из рога изобилия. Однако согласованной реакции на них пока что не видно. Люди растеряны, напуганы либо фатально безразличны и топят подспудный страх перед будущим в одурманивающих развлечениях или уходе в коварный мир виртуальных иллюзий. Многие не рады самой такой жизни, но приемлемого выхода не видят. Предостережения продвинутых интеллектуалов Римского Клуба, ширящееся движение «зелёных», призывы здравомыслящих политиков и писателей к  тотальному изменению образа жизни и мыслей людей не находят пока адекватного отклика в массах.

Я раскрываю небольшую книгу, сам предмет которой по масштабности и многоплановости сделал бы честь маститому философу. Впрочем, это исследование взаимосвязи ключевых понятий современного социального бытия — качества жизни и здоровья человека — принадлежит перу человека, удивительно многогранного в своих поисках и столь же цельного в сосредоточенности на избранной для исследования проблеме. И к тому же обладающему целым рядом профессиональных знаний и качеств, которых, как правило, не достаёт обычно достаточно отстранённому от непосредственных реалий жизни и предпочитающему оперировать абстрактными категориями философу. Её автор — врач, учёный и генерал, но как крупный специалист он успешно вышел на философский уровень содержательных размышлений и обоснованных выводов.

В отличие от многочисленных исследований, посвящённых проблеме качества жизни или здоровья человека, И.Б.Ушаков связывает эти реалии через отношение людей к обрушивающимся на их головы природным катаклизмам и техногенным катастрофам. Они формируют, в соответствии с масштабными вызовами и угрозами окружающей человека природной и внутренней психофизиологической среды, новые (в том числе глобальные) риски, стрессы и адаптивные реакции выживания на уровне отдельного индивида и общества в целом. Риски, уверяет автор, неизбежны и будут нарастать, так как их неисчерпаемым источником выступает бурное расширение искусственной среды обитания в ущерб естественной, неукротимый рост потребления и численности землян. Значит, необходимо классифицировать (и желательно заблаговременно!) возможные и ожидаемые риски, измерять их, а также готовить гражданское население к ним, как к научно обоснованным и требующим адекватно организованных действий реалиям. Подход генеральский: есть опасность — готовься к встрече с ней. Лаконично и чётко определяется диспозиция различных научных подходов и дисциплин, на многозначном фоне которой выстраивается авторская концепция в поисках формирующейся интеллектуальной идеологии охраны здоровья современного человека.

Читая книгу, с гордостью чувствуешь, как оживают интеллектуальные традиции образованного российского офицерства. И хотя нашу армию, особенно её кадровый корпус, в последнее десятилетие ХХ века всячески унижали, скомкав судьбы и карьеры десятков тысяч офицеров, мы видим возрождение профессионализма и успешное творческое вхождение генералитета в эру информационной цивилизации, экономики знаний и философии человека. К таким людям, как начальник Военно-медицинского испытательного научно-исследовательского института Министерства обороны РФ, генерал-майор медицинской службы И.Б.Ушаков, никак неприменим распространённый обывательский упрёк, что генералы всегда готовятся к прошлой войне.

Авторская концепция предупредительной медицины с акцентом на сохранение и коррекцию здоровья практически здоровых людей устремлена в будущее. Да и сам долг, и задачи армии существенно расширяются, включая в себя борьбу с терроризмом и всестороннюю гуманитарную помощь (в том числе медицинскую и психологическую) пострадавшему от него гражданскому населению, как и в ситуациях экологических катаклизмов и антропогенных катастроф. Здесь явно и успешно срабатывает мышление военного врача, который призван следовать не только клятве Гиппократа, но и воинской присяге, заранее предопределяющей готовность к неизбежному должностному риску и к профессиональным стрессам. К слову, заслуженному врачу РФ И.Б.Ушакову не понаслышке знакомы  экстремальные ситуации. В его биографии и участие в ликвидации Чернобыльской аварии, и восхождение на Эверест, и пребывание в горячих точках неспокойного Северного Кавказа.

Будучи признанным учёным, доктором медицинских наук, членом-корреспондентом РАН и действительным членом РАМН, И.Б.Ушаков опирается в своей книге на многие новейшие методологические технологии и разработки. Я имею в виду, прежде всего, плодотворное практическое использование автором обсуждаемой книги сформулированного доктором философских наук А.И.Ракитовым («Вестник РАН», 2003, №4) принципа синтагмы как включённости в исследование «своей» проблемы достоверных результатов широкого спектра примыкающих к ней естественных, медицинских и социальных наук. Это выгодно отличает научное творчество И.Б.Ушакова от ставшего привычным употребления к новым многокомпонентным сюжетам эпохи информатизации, во многом исчерпавшей свой эвристический потенциал концепции парадигмы, в значительной мере заранее ставящей учёного в ситуацию «принудительной» аргументации провозглашённой в начале исследования позиции. Это зачастую не очень заметно, но очень существенно сковывает интеллектуальную инициативу исследователя. «Философский подход к проблеме «качество жизни — здоровье — риск», — справедливо утверждает И.Б.Ушаков, — позволяет рассмотреть её ещё шире. Природа — человек — цивилизация: противоречия и (или) согласие? Так ли уж нужен природе человек, так ли уж нужна человеку цивилизация? Создавая новые технологии (т.е. двигаясь вверх по ступеням цивилизации), человек истощает природные ресурсы и ухудшает окружающую среду, создавая себе временное благополучие, улучшая качество жизни. Человек, думая об улучшении своего бытия, должен знать, что резервы природы и энергоресурсов не бесконечны. Это одно из главных противоречий человека и природы, природы и цивилизации. Согласие с природой (экологической средой) может быть достигнуто только при разумных потребностях» (с.57).

В основе исследования И.Б.Ушакова лежит убедительная теоретическая аргументация авторской концепции профилактической (мне больше импонирует: предупредительной, корректирующей, восстанавливающей) медицины, нацеленной на сохранение и восстановление здоровья человека как фундаментального обоснования хорошего самочувствия, успешного выполнения служебных и социальных обязанностей, реализации жизненных планов, удовлетворённости своей жизнью. Аристотель, который в зрелом возрасте увлёкся медициной, пришёл к выводу, что именно здоровье (а не только удачное стечение жизненных обстоятельств) является основой жизненного счастья.

 Кстати, нынешняя клиническая медицина ориентирована, главным образом, на лечение больных, а не на поддержание здоровья практически здоровых, в том числе трудоспособных людей. Порою создаётся впечатление, что они её практически не интересуют, по крайней мере, пока сами не обратятся за врачебной помощью. Между тем, ещё на заре медицины в древних цивилизациях Востока лучшими считались не те целители, которые успешно вылечивали, а те, кто эффективно предохранял людей от заболеваний. После расшифровки генома этот тезис получил «отклик» из глубокой древности. Директор НИИ паразитологии и тропических заболеваний Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, академик РАМН В.П.Сергиев обстоятельно аргументировал экзотическую гипотезу о том, что  биологическим «механизмом» отрыва (отделения) людей современного физического типа от представителей предшествующих и боковых ветвей эволюции, включая неандертальцев, стал природный тест на преодоление инфекционных заболеваний. Для европеоидов, совершавших великую миграцию на север вслед за отступавшим ледником, им стал туберкулёз, для адаптированных к жаре негроидов — малярия.

Медицинские патологии и оценка состояния здоровья исследуются И.Б.Ушаковым не только с соматической (телесной) стороны, но в психологическом контексте, то есть в рамках единого психофизиологического «пространства» индивида на данном временном отрезке его жизни и развития общества. Здесь есть свои парадоксы. Нередко выясняется, что самооценка здоровья предстаёт в сознании человека фактором, намного превосходящим объективные медицинские показатели, то есть представления людей о своём здоровье оказываются важнее самого «здоровья». Многое при этом определяется жизненной позицией индивида. Для одних это путь к хронической ипохондрии, статусу вечно больного, коллекционирующего симптомы, синдромы, боли, страхи, чувства опасности и беспомощности. Им нужна помощь психотерапевтов. У других активная жизненная позиция и целенаправленная деятельность существенно «теснят», «забивают» или даже «перекрывают» явные признаки заболевания, что заставляет вспомнить афоризм великолепного отечественного диагноста позапрошлого века профессора Захарьина относительно того, что «борьба со смертью не должна превращаться в насилие над жизнью».

Автор отличает риск и чувство риска от реальной опасности, хотя не связывает напрямую стресс (вернее, вызывающий отрицательные эмоции и депрессивные состояния дистресс, согласно Гансу Селье) с чувством страха, хотя классификация страхов, их индикация и ранжирование могут, как мне кажется, существенно усилить аргументацию формулируемых в книге теоретических положений.

Одним из наиболее распространённых факторов риска является, как ни парадоксально это звучит, лечение болезней, в особенности самостоятельное использование  усиленно рекламируемых фармацевтических препаратов. Масштабы ущерба от них ужасают. К примеру, в США ежегодно от неправильного применения лекарств попадают на больничную койку 1.800 тысяч человек, а около 160 тысяч человек погибают. В книге И.Б.Ушакова приведены на этот счёт шокирующие цифры. Он вполне обоснованно считает, что «бесконечный рост количества новых лекарств (по данным ВОЗ, в мире насчитывается около 30.000 лекарств) ещё не свидетельствует о высоком уровне лекарственной терапии. Не случайно ВОЗ рекомендует для применения лишь около 300 лекарственных препаратов. Для качества жизни изобилие лекарственных веществ так же плохо, как и их полное отсутствие» (с.95-96).

Кстати, недавно обнаружился ещё один «философский камень» в огород фармакологической индустрии. До недавнего времени предполагалось, что таблетки и капсулы, сделав своё дело, практически бесследно исчезают «в никуда», разлагаясь в крови, тканях, костях, а затем в сточных водах. Не тут-то было! Многие препараты покидают организм в биологически активной форме и практически не теряют своих биохимических свойств. Куда же они деваются? Антибиотики и стероиды обнаружены в альпийских реках, компоненты противоопухолевых пилюль в озёрах Скандинавии, женские половые гормоны в Великих озёрах на границе США и Канады. Трепетно относящиеся к здоровью немцы проверили грунтовые воды Висбадена на предмет наличия 60 модных лекарств. В каждом анализе оказалось не менее 30 из них в опасных концентрациях: снотворные, сердечно-сосудистые, антибиотики и контрастные вещества, применяемые в рентгенодиагностике. Представьте себе: любящая пара хочет завести детей, а у них ничего не получается из-за того, что в воде присутствуют противозачаточные препараты. На больного в критической ситуации не подействовали антибиотики: организм получил несанкционированную «прививку» от них через водопроводный кран…

Определённый прорыв в науках о здоровье человека наметился в сфере питания, включая питьевую воду. И.Б.Ушаков цитирует видного отечественного гастроэнтеролога А.М.Уголева относительно того, что ошибки в структуре питания как причина развития тяжёлых заболеваний и как патологический фактор встречаются теперь значительно чаще, нежели онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, нередко их провоцируя (с.92-93). Чем выше уровень пищевых технологий, тем больше удаляется из продуктов полезных веществ. В данной связи автор отмечает очевидную необходимость перехода от рафинированных пищевых продуктов к употреблению их в наиболее естественном виде, отвечающем запросам эволюционно сложившихся систем регуляции» (с.92-93).

Японские и некоторые российские специалисты провозгласили зарю эры питания экологически чистыми, научно подобранными продуктами питания и «жизнь по индивидуально избранной диете» как реальную и «здоровую» альтернативу беспорядочному, часто превентивному применению лекарств и заявили, что  к 2020 году биопродукты могут вытеснить с рынка от трети до половины нынешних фармакологических препаратов. Кстати, ещё предусмотрительный Гиппократ изрёк, что пища должна быть естественным лекарством. К сожалению, из поля зрения автора выпала важная, на мой взгляд, проблематика микробиологического статуса человека как эволюционно фундаментальной основы его иммунитета, резерва адаптации, а также индикатора доклинических и постклинических патологий.

Деградация окружающей среды лишает человека многих запрограммированных эволюцией нормальных условий физиологического и психологического бытия, что, несомненно, снижает качество и продуктивность его жизни. В данном контексте автор говорит об «эффекте обогащения среды», об «экологии мозга», о «поведенческой медицине». По данным ведущих медицинских авторитетов страны, одно только адекватное оповещение нашего населения о рисках и путях предостережения в кризисных для здоровья ситуациях может увеличить среднюю продолжительность активной жизни на 25 лет без каких-либо экстраординарных финансовых затрат. В свою очередь, восприятие действительности и жизненная энергия людей, жажда созидательной деятельности либо озлобленность и депрессивный «уход в себя» во многом зависят от того, в каком состоянии находится здоровье человека и как он сам расценивает свой жизненный багаж и потенциал на будущее. Таким образом качество жизни и здоровье гражданина России оказываются не только «индивидуальными» философскими, медико-биологическими и социологическими во многом абстрактными категориями, но и весомыми величинами, составляющими человеческий потенциал всего общества, обусловливая его имидж, статус, структуру бюджета и исторические перспективы в сложном многополярном и остро конкурентном  мире. Здоровье не есть исключительное достояние и собственность конкретного человека. Оно является также компонентом устойчивости социальной системы и способности её к успешному развитию, что важно не только для нас, но и для наших потомков, детей, внуков и так далее.

Проделанный академиком И.Б.Ушаковым обстоятельный анализ взаимосвязи многочисленных факторов здоровья и качества жизни человека создаёт серьёзную методологическую и теоретическую платформу для основательной ориентации отечественного здравоохранения на практически здорового, профессионально и социально активного гражданина. Заключая книгу, автор подводит итог своего многолетнего исследования и скромно выражает надежду, что «медико-профилактическая концепция качества жизни сможет стать серьёзной основой будущей идеологии охраны здоровья современного человека» (с.113). Мне кажется, что она таковой уже становится. И заслуга в этом принадлежит отечественной науке, в том числе военно-медицинской. Теперь слово за властными структурами: федеральными, региональными, муниципальными. Здесь — верный ключ к незамедлительному и продуктивному решению медицинских, социальных, демографических, экономических, политических и целого комплекса других проблем не только нашей армии, но и всего российского народа.