Владимир Серебрянников, генерал-лейтенант в отставке, ветеран Великой Отечественной войны, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР

Недавно в  Институте социально-политических исследований Российской Академии наук состоялось представление новой книги, которая наверняка привлечёт самое широкое общественное внимание, особенно в связи с 60-летием окончания Великой Отечественной войны. Причём большой интерес изданию гарантирован не только в нашей стране, но и за рубежом.
«Социология Великой Победы» — под таким названием вышел в свет этот капитальный научный труд, подготовленный группой учёных Российской Академии наук под руководством члена-корреспондента РАН В.Кузнецова. Впервые Великая Отечественная война СССР против фашистской Германии исследуется столь разносторонне с позиции coциoлoгии, для которой характерны количественные измерения социальных процессов с целью более глубокого понимания их смысла и значения.

Уже сама структура труда, состоящая из десяти глав, высвечивает его новизну: «Социально-политическое и гуманистическое значение Великой Победы», «Общество военного времени. Всё для фронта! Всё для Победы!», «Поколение победителей: социальный и социально-психологический феномен», «Советский воин-победитель: социологический портрет», «Полководцы и флотоводцы Победы: собирательный портрет», «Жизненные ценности военнослужащих периода Великой Отечественной войны по материалам писем с фронта», «Государственная социальная политика в условиях войны» и т.д.

На основе обширного фактического материала авторы показывают, что Великая Победа 1945 года явилась закономерным результатом огромных социально-политических, экономических, духовно-нравственных, научно-технических и оборонных свершений Советского государства, народа и армии под руководством Коммунистической партии. Без величайших достижений в общем развитии страны и в предварительной подготовке к обороне Победа была бы невозможна.

Известно, что царская Россия существенно отставала от наиболее развитых стран. Первая мировая и Гражданская войны увеличили эту отсталость. В 1921 году производство продукции крупной промышленности по сравнению с 1913 годом составляло всего пятую часть, а выплавка стали — менее чем двадцатую. На 40% уменьшился объём валовой продукции сельского хозяйства. Более 80% граждан были неграмотны. К 1928 году страна восстановила высший довоенный уровень производства, а затем за 13 лет — к 1941 году — совершила настоящее чудо: она превратилась из отсталой в передовую, из аграрной в индустриальную, вышла на второе место в мире по уровню развития. Валовая продукция промышленности увеличилась в 7,7 раза, производство средств производства — в 15,5 раза, продукция машиностроения — в 35 раз. Именно заблаговременное создание мощной экономической и научно-технической базы оборонного комплекса позволило СССР в войне 1941–1945 годов произвести почти в 2,5 раза больше и превосходящего по качеству вооружения по сравнению с фашистской Германией. За годы войны были обновлены все вооружения и техника, чего, кстати, не смогли сделать немцы.

Но не меньшим чудом было то, что партия и Советское государство вырастили героическое поколение людей, отличавшихся образованностью, культурой, несгибаемым духом, преданностью новому строю, горячих патриотов, подготовленных к труду и самоотверженной защите социалистического Отечества.

За войну в армии и на флоте перебывало 34,5 млн. человек, охватывавших 38 возрастов, начиная с 1890 по 1927 годов рождения. При ежегодной средней численности армии около 11,4 млн. человек, 6,7 млн. или 73% из них находились в действующей армии. В непосредственно сражавшихся частях и подразделениях молодые люди (от 18 до 35 лет) составляли до 85%. На них приходится 74% демографических потерь Вооружённых сил и около 80% боевых. Тяжелейшие сражения первых месяцев войны выпали на долю войск, укомплектованных почти на 100% рядовыми и младшими командирами 18–23 лет, проходившими срочную армейскую службу. Молодёжь принесла главную жертву войне.

Если царская армия в канун Первой мировой войны, в 1914 году, состояла почти на 80% из неграмотных солдат (грамотные шли в артиллерию и на флот), то перед Великой Отечественной войной в РККА красноармейцы были сплошь образованными: около 15% — с высшим и полным средним, около 30% — с неполным средним и около 55% — с начальным образованием. С началом войны и мобилизацией граждан старших и средних возрастов вырос удельный вес имеющих начальное образование, но в целом его уровень был достаточен, чтобы быстро осваивать военное дело, ставшее более сложным.

Гитлеровское командование было вынуждено признать высокое качество советской школы, издав в апреле 1943 года специальный циркуляр о преодолении недооценки уровня обученности и технической сообразительности русских солдат. Затем было признано превосходство и советского генералитета. Сейчас же в России год от года падает уровень образования призывников: в армию приходят уже и абсолютно неграмотные люди.

Для советских Вооружённых сил, как и всего общества, была характерна дружба всех наций и национальностей, явившаяся одним из важнейших факторов Победы. Воины представляли рабочих, колхозников и служащих, народ, освобождённый от эксплуатации, ставший творцом собственной жизни, получивший от советского строя невиданные в истории блага и ещё более великие надежды, за которые был готов сражаться и умирать.

В годы войны каждый четвёртый советский воин был коммунистом. К концу 1941 года (в самое тяжёлое время битвы за Москву) в армии было 1,3 млн. членов ВКП/б/, что составляло около 40% всего её состава. Они были самыми смелыми и самоотверженными бойцами, давая пример остальным. Путь к Победе обильно обагрён их кровью. В первые шесть месяцев войны погибло 500 тысяч коммунистов из 802 тысяч общих безвозвратных потерь. За всю войну погибло более 3 млн. коммунистов, что составляет примерно 45% от всех убитых в боях и умерших от ран, то есть от 6,3 млн. военнослужащих. В годы войны служили и сражались более 10 млн. комсомольцев, составлявших почти треть от всей суммарной численности воинов за четыре года.

B книге всесторонне рассматривается вопрос о цене Победы, о человеческих потерях. Из 27 млн. погибших советских людей более 18 млн. составляют мирные граждане, преднамеренно истреблённые фашистами на оккупированной территории, погибшие от бомбёжек, издевательств в фашистской неволе и т.п. В общих демографических потерях наших Вооружённых сил в 8,7 млн. человек боевые потери составляют 6,3 млн. человек. Это сопоставимо с тем, что потеряла фашистская армия: Гитлер в январе 1945 года официально заявил, что Германия потеряла около 12,5 млн. человек, из которых более 50% приходится на армию. Боевые потери нашей армии несколько выше за счёт более высокой смертности наших пленных в немецком плену (более 55%), тогда как немецкие пленные у нас потеряли умершими около 15%. Количество же пленных у обеих стран было примерно одинаковым.

Советский солдат  явился лучшим воином Второй мировой войны. Характерно, что боевое превосходство неоспоримо в самых технологичных видах вооружённой борьбы. Гитлер, например, перед нападением на СССР хвастливо заявлял, что «искусство боёв в воздухе — истинно германская привилегия. Славяне никогда не смогут им овладеть». Действительность развеяла это измышление. Советские воины уничтожили в общей сложности в 1,35 раза больше фашиcтскиx caмoлётов, наши лётчики проявили гораздо большyю выживаемость (почти в три раза), совершили множество беспримерных подвигов, в том числе 561 воздушный таран, на что не осмелился ни один фашистский ас.

Лучшим асом Второй мировой войны является А.Покрышкин — трижды Герой Советского Союза. Новосибирские ученые — земляки Покрышкина, изучив все материалы, пришли к выводу, что он уничтожил не 59, как считалось до сих пор, а 116 немецких самолетов. Вместе с тем он разработал исключительно эффективную тактику воздушного боя, которую успешно применяли сотни советских истребителей.

На лучших танках Второй мировой войны Т-34 и KB наши танкисты показали не превзойдённое никем боевое мастерство. Танковая бригада М.Катукова за неделю в октябре 1941 года в боях под Орлом и Мценском уничтожила 133 танка противника, много другой техники, потеряв при этом 19 своих танков. Экипаж старшего лейтенанта Д.Лавриненко осенью 1941 года уничтожил 52 фашистских танка. Конечно, на устаревших типах танков, которые полностью были сняты с вооружения в 1943 году, таких результатов нельзя было добиться, и в основном за счёт их уничтожения германцы наращивали счёт своих танковых побед.

Рекорды боевой эффективности принадлежат также нашим снайперам, артиллеристам, морякам, разведчикам и другим военным специалистам.

На долю нашего солдата выпала главная тяжесть борьбы с фашистами. Лишь ему оказалось по плечу сокрушить самую мощную в мире германскую военную машину. На советско-германском фронте фашисты потеряли 73% живой силы и 75% оружия и боевой техники.

Читатель найдёт в книге новый материал, раскрывающий единство фронта и тыла, самоотверженный труд всего населения страны на благо Победы. В начале войны за два месяца было перебазировано на восток 2,5 тысячи предприятий, в том числе 1360 крупных, и 10 млн. человек, которые, в невиданно короткие сроки обосновавшись на новом месте, уже в 1942 году дали больше вооружений и техники, чем гитлеровская Германия.

На производство вместо ушедших на фронт пришли женщины, пожилые люди, подростки. Женщины среди рабочих и служащих составляли в РСФСР 59%. В годы войны ежегодно производилось в среднем более 30 тысяч танков, 40 тысяч самолётов, 120 тысяч орудий, 100 тысяч миномётов. Советские Вооружённые силы получили за годы войны более 10 млн. тонн продовольствия и фуража, около 12–15 млн. тонн всевозможного имущества. Сельское хозяйство, несмотря на внутреннюю потерю обширных территорий, уход на фронт наиболее трудоспособного и квалифицированного населения, за 1941-1944 годы дало стране 70,4 млн. тонн зерна. Объём железнодорожных перевозок составил 9 млн. вагонов грузов. Фронт получал всё необходимое для борьбы.

Во время войны у нас выдвинулись свои генералы и маршалы от нефти, металлургии и транспорта, машиностроения и сельского хозяйства, свои полководцы науки. Огромен вклад учёных в развитие оружия и техники, совершенствование производства, наращивание сырьевой базы, укрепление морального духа народа и армии. Характерно, что сеть научных учреждений в стране не сократилась. К концу 1945 года в СССР насчитывалось 2061 научное учреждение, в том числе 914 НИИ и их филиалов. Планомерное ведение хозяйства давало рост государственных доходов, что позволяло увеличивать расходы на науку и образование. Ассигнования на высшую школу выросли за войну на 12%.

Большой интерес представляет опыт социальной политики Коммунистической партии и Советского государства в период войны. Несмотря на тяжелейшую обстановку и концентрацию сил и средств для обеспечения Вооружённых сил, проявлялась постоянная забота о людях в тылу, особенно о детях, стариках, нуждающихся в медицинской помощи, семьях погибших и фронтовиков. Во всех областях и крупных центрах были созданы комиссии по устройству беспризорных детей в возрасте до 15 лет, количество детских домов увеличилось на 4340 по сравнению с 1940 годом и составило около 6 тысяч к концу войны. Открывались новые ясли, детсады, ремесленные и Суворовские училища, специальные школы и т.п. Ассигнования на содержание детских домов за время войны возросли в два с лишним раза — с 900 млн. рублей в 1940 году до 2,2 млрд. рублей в 1945 году, не считая средств, которые выделялись на это профсоюзами. Во время войны не возникло массового беспризорничества. Было спасено более одного миллиона детей, оставшихся без родителей или потерявших связь с ними.

Проблемы здоровья, обеспечения продуктами, культурного развития, поддержания духа и информированности населения постоянно находились в центре внимания партийных и государственных органов. Увеличилось количество медицинских учреждений. В РСФСР расходы на здравоохранение составили за войну около 25 млрд. рублей. Продолжала развиваться система образования. Показательно, что в западных районах, подвергшихся оккупации, пострадали 89% школ. Оказались полностью разрушенными 21 509 зданий, а к 1944–1945 учебному году здесь уже восстановили около 90% предвоенного количества школ.

Нет ни одной сферы жизнедеятельности общества и граждан, где бы даже в самое тяжёлое время войны не чувствовались забота и внимание социалистического государства.

Советский общественно-политический, государственный, экономический строй доказал, что он обладает величайшей жизненной силой, неоспоримыми преимуществами как в решении мирных, созидательных, так и военных задач. Десятки и сотни тысяч писем бойцов с фронта, их обращений, написанных перед боем, документы «Книг памяти» свидетельствуют: роль партии коммунистов и её вождя, ставшего вождём всего народа, хорошо понимали те, кто спас тогда Родину и освободил многие народы Европы и Азии. Призыв «За Родину! За Сталина!» родился в жесточайших боях. Сталин олицетворял великие благотворные перемены в жизни, был для большинства советских людей высочайшим авторитетом, идеалом государственного руководителя, политика и военного деятеля. Эту историческую правду никому не удастся убить.

Люди всё больше понимают, что без творческого использования опыта Советской власти России не выбраться из той ямы, в которую её затолкали высокомерные либералы, не встать на путь возрождения и процветания. Такова центральная мысль книги «Социология Великой Победы».