Геннадий Николаевич Зайцев — легендарная личность, он имеет немало званий и регалий, которые достались ему по праву, заслуженно. Обладатель знака «Почетный сотрудник госбезопасности», он в своей жизни прошел через многое. Это и тяжелое военное детство, и военная служба в КГБ СССР, где он прошел путь от рядового сотрудника до генерал-майора.

— Что из подготовки бойцов подразделения «Альфа», на Ваш взгляд, можно использовать сегодня при подготовке сотрудников широкого профиля НСБ?

— Действующие сотрудники, как и ветераны, блестяще владеют приемами рукопашного боя. Для работников НСБ владение этой техникой крайне необходимо, по той простой причине, что во многих случаях сотрудники НСБ несут службу без применения огнестрельного оружия.

Я могу рассказать, что делается в нашей структуре ООО ЧОП «Агентство безопасности «Альфа-95». Мы проводим еженедельно с октября по май четырехчасовые занятия с личным составом, включая правовую подготовку и общефизическую подготовку. И, прежде всего, обучаем умению применения приемов самозащиты. Это первое, что можно было бы реально перенести в эту сферу деятельности.

Если говорить об оружии, то я прямо скажу, что методика тренировок личного состава спецподразделений уже отработана до мелочей. Она включает в себя подготовку стрелка с нуля до определенных высот. Сотрудник НСБ, имеющий право использовать в охранной деятельности огнестрельное оружие, раз в год сдает зачет. В некоторых случаях раза два-три в год постреляет из этого оружия. Этого крайне недостаточно. Но здесь есть свои трудности — это боеприпасы. Во-первых, они дорогие, а во-вторых, ЧОП не могут обеспечить стрельбу, например, 10 раз в месяц.

Отдельные элементы тактико-специальной подготовки, которые используются в специальных подразделениях, также можно было бы использовать для сотрудников НСБ.

— Есть какая-нибудь специальная подготовка по работе с VIP для телохранителей? В ФСО задействуют, образно говоря, все государство, а где НСБ возьмут столько ресурсов? Ребята из «Альфы» малым числом и умением обеспечивают личную охрану.

—Телохранители, которые охраняют персон сейчас — это, в основном, профанация. Заниматься этой деятельностью может только сотрудник, имеющий соответствующую подготовку. Если говорить о том, есть ли сейчас подготовка телохранителей в НСБ, то я могу ответить с точностью в 90 % — нет такой подготовки. Это проблема.

Мы все время ставим перед органами МВД вопрос о том, чтобы внести в действующий закон о негосударственной детективной и охранной деятельности статью «телохранительство». Определить требования к телохранителям и т.д. Но узаконить этот вид деятельности МВД не желает. Такое случается сплошь и рядом, потому что в законе есть такая статья — охранять имущество, в том числе и при его перемещении. Если бы это положение было узаконено, то и требования к такой подготовке были бы определены законом. Допускать к телохранительской деятельности нельзя первого попавшегося охранника.

— Возможно ли создание всероссийской организации НСБ?

— Это вопрос очень тонкий. Какой-то помощи от отдельных некоммерческих структур, в которых состою, я не ощущаю. Заседания проходят крайне редко и я не чувствую живой работы. Мне кажется, приходит время, когда нужна будет такая общероссийская структура. Она будет нужна затем, чтобы объединить усилия, подчинить усилия всех охранных структур одному замыслу. Люди созреют для того, чтобы оформиться в организацию, которая могла бы громко заявить об отрасли и о себе. Заявить не только свои предложения, но и свои требования к власти. Наличие такой структуры будет полезно.

— В вашей последней книге, есть интересные фотографии, которые говорят о ваших связях со специалистами, коллегами из ближнего зарубежья, в СНГ. Не возникают ли такие задачи соединения профессиональной отрасли с интересами в странах СНГ?

— К сожалению, мы пока не можем наладить сотрудничество, даже среди наших ветеранских структур.

— В Академии Управления МВД на всероссийской конференции, которая организуется ежегодно, 23 мая мы проводили секцию «Информационное взаимодействие правоохранительных органов с частными охранными предприятиями». Был живой разговор, поднимались интересные вопросы. И у нас есть понятная и четкая резолюция. Мы хотим поднять вопрос об обязательном информировании центральных и региональных структур НСБ со стороны ЛРУ.

— Это нигилизм с точки зрения реализации правовой политики в стране. Это присуще всем сферам (о распоряжении налоговых органов, которые появляются чуть ли не каждый день). Потом выдвигают штрафные санкции. А почему? Да потому, что люди не знали про нормативные акты. А это органы не интересует.

— Вот мы и хотим с помощью нашего медиапортала «Хранитель» и журнала «Охранная деятельность» оперативно доводить профильные нормативные акты до региональных структур.

— А вот вопрос информирования об инновациях, которые появляются везде — большая проблема. Было бы очень хорошо, если бы вы достигли такого консенсуса. Недавно разговаривали с начальником ЛРУ ДООП МВД России Леонидом Веденовым. Он сказал, что у них есть идея разработки правил поведения частных охранных предприятий, подписавших хартию. Те структуры, которые подпишут эту хартию — а требования будут, наверное, достаточно жесткие — получат некоторые преференции.

Если сотрудник наделен правом работы с оружием, то следует ввести категорирование для таких сотрудников. По производственным показателям и по вопросам умения обращаться с оружием. Тогда, как сказал Л. Веденов, мы можем закрепить это в форме приказа, и эти сотрудники уже не раз в год будут сдавать экзамены, а раз в полтора года. Второй класс сотрудников может сдавать эти зачеты уже раз в два года. Если третий класс, то раз в три года.

— Категорирование охранников будет предусматривать дифференциацию по степени их подготовленности, а категорирование объектов будет отражать опасность нарушения охраны и риски обеспечения безопасности, и эти функции будут отражены в договорах с клиентами, и с охранниками.

— Когда я задумался над этим предложением, то понял, что в этом есть смысл. Я подчеркиваю - хороший смысл. И если это представится возможным, это уже будет хорошим шагом к установлению нормальных взаимоотношений между НСБ и МВД.

— Это — во-первых. А во-вторых, отсекаем нижнюю часть — неспособных и некатегорированных сотрудников. И руководители будут гордиться, у кого из них процент охранников первого класса больше.

—Частные охранные предприятия, подписавшие хартию, должны изменить правила поведения и ведения бизнеса. Некоторые ЧОПы будут стремиться в хартию, а из-за нарушений в своей деятельности их не пропустят. Эти вопросы придется решать, в том числе и с руководством ЛРУ.  Отдельно хочу отметить, что когда общаешься с Веденовым Л. В., чувствуешь, что он интеллигент по духу. Он и на милиционера не похож. Я также восхищаюсь Васильевым Владимиром Абдуалиевичем, Председателем Комитета Госдумы по безопасности.

— Если наши действия по налаживанию информационного обмена между ЛРУ и НСБ не проявятся, то в дальнейшем мы планируем обратиться в Общественную палату, в Комиссию по контролю за деятельностью правоохранительных органов. Как представители Министерства — они должны выполнять Постановление Правительства «Об информировании юридических лиц».

— Я думаю, что если действительно в этом будет потребность, вы можете обратиться в нашу Комиссию по контролю за деятельностью правоохранительных органов. Это на самом деле так надо поступать, и никаких вопросов никто не задаст. Это именно тот адрес, куда следует обратиться.

— Можно напомнить о выполнении Закона «О средствах массовой информации». Это прямая обязанность чиновников. А Общественная палата — это не всероссийская «жилетка», куда будут все плакаться.

— В соответствии с законом Общественная палата сама не обладает законодательной инициативой. А Президент на первом пленарном заседании твердо заверил, что ни один закон, не прошедший экспертную оценку в Общественной палате, им заверен не будет. Т.е любой закон, что о спорте, что о финансах, в любом случае проходит Общественную палату. И это не формальный акт. Палата пишет листов 10 отзыва с несогласием по тем положениям, которые изложены в проекте этого закона. Пишет с конкретными предложениями, как нужно изложить то или иное положение. В этом отношении права Общественной палаты очень широки. По проблемам «дедовщины», например, люди поняли, что лучше обращаться в Общественную палату.

В заключение Геннадий Николаевич Зайцев вернулся к новой книге и отметил:

— Я решил выпустить еще одну книгу о периферийных структурах группы «Альфа». О том, как они создавались, как работали, об особенностях практической деятельности и т.д. В книге перечислю всех командиров этих структур до сегодняшнего дня. И на этом буду считать свою писательскую миссию законченной.

— Спасибо за беседу, мы желаем Вам крепкого здоровья, и до скорой встречи.

По окончании встречи Геннадий Николаевич преподнес каждому присутствующему сотруднику нашей редакции свою книгу ««Альфа» — моя судьба»» с дарственной надписью. За это произведение Г. Н. Зайцев был удостоен литературной премии имени Александра Невского «России верные сыны».

Вел беседу главный редактор медиапортала «Хранитель» Дмитрий Бабкин.