Во-первых, стрелять без промаха не может никто. По разным причинам, но упускает добычу даже самый классный стрелок. Во-вторых, в силу индивидуальных особенностей каждого стрелка, а мы все очень разные, дать однозначный ответ на этот вопрос тоже не может никто. Но поговорить на эту тему можно.

Опытный таёжный охотник с далекого острова Сахалина А.Мищенко, к которому начинающие промысловики часто обращаются за советом, считает, что гораздо проще научиться стрелять хорошо тем, у кого есть опытный наставник, который, постоянно выезжая с человеком на охоту, своими советами даст хотя бы начальное представление о технике стрельбы.

— Я, например, — говорит он, — с семи лет ходил на охоту с отцом и дедом. Начинал с одностволки, затем перешел на двустволку и, только набравшись приличного опыта, перешел на стрельбу из полуавтомата. Не плохо и тем, кто с юношеских лет занимался стендовой стрельбой и добился спортивного разряда. Стендовая стрельба — хорошая база для удачной стрельбы на охоте. Конечно, не каждый стендовик становится с ходу удачливым добытчиком. Без охотничьей практики даже некоторые известные спортсмены безбожно мажут по зверю и птице. Но очень быстро они, как говорится, набивают себе руку и уже не промахиваются.

К охотнику за советом часто обращаются люди в солидном возрасте, которые собираются купить свое первое ружьё. Покупать «детскую» одностволку такому человеку, как бы, не престижно, да и зачем, когда есть финансовые возможности приобрести дорогой итальянский или бельгийский полуавтомат? А Мищенко не раздумывая, советует им — покупайте дорогое хорошее ружье, даже если в городе или поселке, в котором вы живете, нет стрелкового стенда, или мало у начинающего охотника времени ездить на тренировки для стрельбы на стенде, которая, как правило, стоит очень дорого. В начале разберитесь с купленным оружием и выбирайте себе одну из двух систем самоподготовки. Их в мире существует, так принято считать, две: русская (советская) и американская.

Русская заключается в постепенном переходе от простого к сложному. По американской системе на спортсмена сразу наваливают тяжелую нагрузку со сложными упражнениями и заставляют ее повторять постоянно, пока не научится. Это, кстати, относится не только к спорту. Школу стрелков полностью переняли, к примеру, вертолетчики. Советских, а теперь и российских, вертолетчиков заставляли сначала долго и тщательно учить материальную часть, затем идут долгие часы теоретической подготовки и лишь после этого — аккуратные полеты с инструктором. Американцы же во время вьетнамской войны, чувствуя острую нехватку пилотов боевых вертолетов, брали двадцатилетних парней и, в двух словах объяснив, как управлять машиной, запускали в небо. Те же, совершенно не испытывая страха, гоняли на вертолетах, как на своих, оставленных дома, сверхскоростных «Харлеях» и, говорят очевидцы, очень быстро добивались прекрасных результатов. Но в охотничьем деле это совершенно неприемлемо. Ведь вертолетчик рисковал только своей головой, да винтокрылой машиной. А что может натворить такой бесстрашный новичок на охоте, паля в разные стороны из суперсовременного полуавтомата или нарезного карабина подумать страшно. Многие практики считают, что уместнее разумное совмещение этих двух систем подготовки.

Далее я буду рассказывать о советах опытных охотников, о которых в молодые годы я очень любил рассказывать в газетах, в которых работал. Начнем с гладкоствольного оружия. Купив самое современное двуствольное или полуавтоматическое оружие, считают они, отправляйтесь в тир или на пустырь за поселком, и сделайте как можно больше выстрелов по стоячей мишени. Не волнуйтесь, делайте это спокойно. Современные ружья — все с хорошим или хотя бы с приличным боем и вам лишь надо научиться стрелять. Никакая стрельба по движущейся цели не возможна, пока не научитесь стрелять по неподвижной цели. Каждый мужчина стрелял когда-нибудь в тире из «воздушки», так что это первое упражнение совсем несложное. Но запомните несколько важных советов: обязательно плотно прижимайте ружье к плечу. Это уменьшит отдачу и, следовательно, не отбросит стволы (ствол) от точки прицеливания, что очень важно для последующих выстрелов. Между щекой и прикладом не должно быть зазора, они прижаты друг к другу. Внимательно следите, чтобы планка не была открыта (т.е. ее не видно), но и не провалена вниз (видно мушку).

Ноги должны быть расставленными на ширину плеч. Левая (если вы правша) выдвинута вперед. Корпус чуть наклонен вперед, что в какой-то степени, также гасит отдачу. После этого наводите мушку на цель и стреляйте. Но не слушайте советов «опытных» стрелков — теоретиков, что надо медленно давить на спуск. Потеряв время на долгое прицеливание и нажатие на спуск, рискуете выстрелить в пустое место. Дичь не мишень, она ждать не будет. Давить на спуск надо быстро и решительно первой фалангой указательного пальца, но без рывка. Стреляйте до тех пор, пока все (!) мишени на 20, 35, 50 метров не будут поражаться уверенно и быстро. На 20-35 метров стеклянная бутылка надежно бьется 7 — 5 номерами дроби. На 50 метров стрелять лучше в стодольную или шестнадцатидольную мишень. Если их у вас нет, стреляйте по газетам, с ярко отмеченной центральной точкой. Палите до тех пор, пока центр осыпи не накроет отмеченную вами точку. После этого можно переходить к стрельбе влет.

При стрельбе по движущейся цели, главное не забыть навыки, приобретенные во время подготовки поражения неподвижной мишени. Частыми и каждодневными тренировками в домашних условиях добейтесь того, чтобы после вскидки приклад был плотно прижат к плечу, щека к прикладу, а планки не было видно. Как говорят охотники, «поводка» вслед за движущейся целью обязательно производится корпусом, но ни в коем случае не руками. Руки стрелка совершают движение только по вертикали, необходимое для подъема ружья и вставки приклада в плечо. Горизонтальное движение идет только разворотом корпуса. Причем следует иметь в виду, что в левую сторону, корпус можно развернуть хоть на 180 градусов, в то время как направо, движение корпуса стрелка ограничено. Невольно охотник, при «поводке» вправо, будет дорабатывать руками. Чтобы избежать этой ошибки, корпус стрелка должен быть изначально развернут правее исходной точки прицеливания.

Теперь об упреждениях. Конечно, можно выучить размеры опережений, берущиеся при стрельбе под разными углами и на разные расстояния. Но наиболее современной считается стрельба с обгоном цели. При стрельбе с упреждением вы выносите стволы в расчетную точку и, не прекращая движения ружья, производите выстрел. Но представьте себе, что утка летит на вас. Вы берете упреждение и ведете цель. Вдруг перед самым выстрелом птица замечает опасность и резко сворачивает в сторону (вниз, вверх). Ружье остается впереди дичи и придется вернуть стволы назад, а это совершенно сбивает линию прицеливания, что дает почти стопроцентный промах. При стрельбе « на обгоне» стволы втыкаются, в идеале, прямо в цель или несколько сзади. Выстрел производится после обгона дичи и появления просвета различной величины. Ружье в момент выстрела движется быстрее мишени, что совершенно исключает его остановку. Остановка ружья в момент выстрела является наиболее грубой ошибкой при стрельбе влет.

Вскинув ружье в птицу или сзади нее, стрелок имеет возможность сделать «поводку» в любую сторону, куда бы ни отклонилась дичь (вверх, вниз, в сторону) и поразить ее в наиболее удобной для себя точке. Самый удобный момент для выстрела выбирается с учетом расстояния, помех ландшафта (деревья, камыш и т.д.), обязательного фактора безопасности. Это могут быть люди, домашние животные в зоне поражения. Лучше стрелять над чистым плесом, поляной, чем над густым камышом или частым лесом.

Сделав первый выстрел и увидев, что цель не поражена, не нужно торопиться и бухать второй раз просто в ту сторону. Это всегда промах. Особенно удивляют и смешат опытных стрелков некоторые владельцы полуавтоматов, которые часто говорят так: «Да у меня пять патронов, дам очередь, какой-нибудь пулей да попаду!». Не надейтесь, не попадете. Каждый выстрел должен быть прицельным. Особенно это относится к стрельбе по стаям. Многим кажется, что стоит им выстрелить раза три-четыре по куче уток, так они и посыплются с неба дождем, только собирай. И очень удивляются, когда этого не происходит. Зато когда из пролетающей стаи птиц «выцеливаешь» конкретную, к примеру, утку, может подвернуться под выстрел и вторая, и третья. Самая распространенная ошибка — это когда охотник, стреляющий по стае на дальнее расстояние и бьющий в середину кучи, не попадает даже в самую стаю, а заряд проходит сзади последней птицы. Если надеешься на авось и стреляешь по куче, то производи выстрел хотя бы впереди головной птицы, тогда есть надежда не промахнуться. Но стрелять ты не научишься и пользы от такой пальбы мало. Не старайтесь прицелиться тщательней. Задержка в долю секунды и «подцеливание» ведет к остановке ружья и, как следствие, к промаху. Лучшее — враг хорошему.

При стрельбе встречных и боковых птиц — все тот же обгон с просветом. Просвет тем больше, чем дальше расстояние и выше скорость цели. Величина просвета определяется практически. После каждого удачного выстрела постарайтесь запомнить все эти факторы (расстояние, скорость и величину просвета) и повторить в аналогическом случае. Из удачных выстрелов, учета ошибок, практики, и складывается результативная стрельба. Но не ждите, что если вы все сделали правильно, как вам кажется, то птица обязательно упадет. Люди с более чем 30-летним стажем охоты и сотнями тысяч патронов, расстрелянных на стрелковом стенде, не уверены в 100% поражении любой дичи. Каждый выстрел на охоте по-своему уникален. Главное, стараться не повторять ошибок и помнить, что это не мишень на стрельбище. Неизвестно, что ей придет в голову в следующую секунду. Ваша задача — вовремя скорректировать стрельбу.

В лесу, где видимость ограничена, подойдет стрельба «навскидку». Нажатие на спуск при такой стрельбе производится в тот момент, когда приклад коснулся плеча. Ствол выкидывается в точку упреждения и моментально следует выстрел.

А что можно сказать о стрельбе пулей из гладкого и нарезного оружия? Думаю, что несколько десятков медведей, лосей, оленей, более сотни взятых кабанов и косуль, лис и зайцев, дают право А.Мищенко на несколько советов начинающим охотникам.

— К сожалению, а может быть, наоборот, зверь на охоте не всегда дает время на раздумье и тщательное прицеливание. Поэтому стрельба по дичи значительно отличается от стрельбы по мишени. Начнем с загонной охоты, когда зверь бежит, мелькая за деревьями, напуганный загонщиками. Наиболее распространенная ошибка — это как раз и есть попадание вместо зверя в это самое злополучное дерево.

При стрельбе с «поводкой» кажется, что в момент нажатия на спуск зверь отчетливо виден и мушка на убойном месте. Но между принятием решения стрелять и выходом пули из ствола проходит какое-то, пусть ничтожно малое, но время. Пока палец давит на спуск, сгорает порох, и пуля проходит канал ствола, зверь продолжает бежать и ружье движется за ним. Этого достаточно, чтобы на пути пули и оказалось злополучное, некстати подвернувшееся дерево. Чтобы избежать этого, достаточно просчитать наиболее вероятные проходы зверя, наметить несколько «прогалов» и стрелять именно в них. Я, например, при появлении, скажем, кабана или оленя (с лосем все гораздо проще, он бежит не так быстро) вскидываю и навожу ружье ниже убойного места, как бы под зверя. В этом случае целиком виден корпус. В момент появления добычи в «прогале» я подвожу ружье снизу до нужной точки и стреляю. Вспомните, как в прошлые века стреляли на дуэли. Дуэлянт поднимал руку с пистолетом, наводя его снизу вверх или сверху вниз. Как только мушка касалась груди соперника, следовал выстрел. В момент вертикальной наводки рука не дрожит и не гуляет по горизонтали. В нашем случае возможна только подводка снизу, т.к. поднятое вверх ружье закрывает обзор, а в остальном принцип тот же. Кстати, ту же систему прицеливания я применяю и при стрельбе по стоящему зверю без упора.

Другая распространенная ошибка — это упреждение. Скажем, научившись стрелять по зайцу с упреждением, охотники переносят эту привычку и на крупного зверя. Но стрелять дробью по зайцу и пулей по кабану — это разные вещи. В лесу, как правило, не приходится стрелять на большие расстояния и пуля из гладкого ружья пролетает спереди зверя, а уж о нарезной пуле и говорить нечего. При стрельбе из нарезного карабина не приходится даже думать об упреждении. Пуля попадает в точку прицеливания практически при любой скорости бегущего зверя. Следовательно, надо помнить в момент выстрела по крупному зверю пулей: мушка должна быть на «мясе», т.е. на корпусе зверя. Исключение составляют очень дальние выстрелы. Но на загонной охоте они не практикуются, а попросту запрещены.

Поражать зверя на дистанции от 50 до 300 метров мне доводилось часто. По моему мнению, в этом случае также не обязательно долгое прицеливание и длительное плавное нажатие на спуск. Если только зверь не лежит и не отдыхает, он практически все время находится хоть в небольшом, но движении. Не важно, пасется он или просто гуляет. При длительном прицеливании всегда есть вероятность того, что в момент выстрела предполагаемая добыча повернется, наклонит или поднимет голову, сделает шаг в сторону. По-моему, достаточно снизу подвести мушку или перекрестье прицела на лопатку и в этот момент мягко, без рывка, но быстро нажать на спуск. В моей практике в этом случае пуля попадала куда надо. При быстрой наводке не устают руки, не сбивается дыхание, да и время на воздействие внешних раздражителей очень ограничено.

Стрельба пулей по неподвижной мишени из гладкого ружья производится с расстояния 50 метров. Это, так называемый, прямой выстрел. До этого расстояния стандартная пуля, практически не садится и выстрел можно делать без всяких поправок. Соответственно и на охоте старайтесь не превышать его, 45-50 метров предельное расстояние для уверенного, стопроцентного выстрела. Дальше, кстати, запрещено стрелять правилами охоты. На большем расстоянии пуля теряет свою кинетическую энергию, а, следовательно, и останавливающую силу.

(Продолжение следует)

Опыт бывалых охотников перенимал Александр Курбатов