Руководители Бразилии считают Россию одной из великих мировых держав и стремятся строить взаимоотношения с нами на принципах стратегического партнерства. Недавно Москву с визитом посетил президент Бразилии Луис Лула да Силва. «Мы смотрим на Бразилию как на нашего самого перспективного партнера в Латинской Америке», — подчеркнул на пресс-конференции, после переговоров в Кремле, Владимир Путин. «Никогда не было столько общих связей и проектов, как сейчас, — счел нужным заметить президент Бразилии. — Наш товарооборот бьет рекорды, развивается наше научно-техническое сотрудничество, взаимодействие в области энергетики, природного газа и использования атомной энергии в мирных целях».

Хотелось обратить внимание также и на следующие слова Луиса Лула да Силва: «Бразилия является воротами, через которые Россия может войти в страны Латинской Америки». И добавил: «Россия и Бразилия имеют много схожих черт, наши страны обладают континентальными размерами и природными богатствами, поздно начали модернизацию, поэтому наши экономики сталкиваются со схожими вызовами». В качестве ответа на эти вызовы Путин и Лула да Силва пообещали развивать отношения во многих сферах — от позиции по реформе ООН (Бразилия хочет стать постоянным членом Совбеза) до создания «технологического альянса» в энергетике, авиационной технике, космической области.

К слову, Бразилия уже в этом году вполне может стать седьмой в мире страной с ВВП, превышающим 1 трлн. долл. (в нынешнем «клубе шести», как известно, состоят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и Италия). Соответственно Бразилия имеет и наиболее мощные и оснащенные Вооруженные Силы. Оружие, выпускаемое здесь, пользуется определенным успехом в странах третьего мира. В последнее время Бразилия стала создавать собственную космическую программу. Напомним, что по окончании кремлевской пресс-конференции Луис Лула да Силва представил Владимиру Путину космонавта подполковника бразильских ВВС Маркуса Понтеса (на снимке воспроизводится именно этот эпизод), которого после полет на МКС, узнал уже весь мир…

В недалеком прошлом Бразильская армия участвовала в многочисленных военных путчах и заговорах. Военная верхушка нередко выполняла здесь роль душителя демократии и ревностной защитницы интересов латифундистов и финансовой олигархии. В апреле 1964 г. в Бразилии произошел очередной государственный переворот, после чего начался длительный период правления военных хунт (1964-1985 гг.). Были приостановлены конституционные гарантии, запрещена деятельность демократических организаций. Многих прогрессивных деятелей лишили политических прав, тысячи людей бросили в тюрьмы или изгнали из страны. Бразильская модель основывалась на «доктрине национальной безопасности и развития», разработанной выпускниками высшей военной школы. Развитие предусматривалось через «экономический скачок», основой которого должно было стать привлечение иностранного капитала. Армия провозглашалась единственной силой общества, способной гарантировать это развитие. Соответственно ей вменялось в обязанности взять на себя управление страной.

Однако по мере роста экономических трудностей военные утрачивали поддержку, как на уровне гражданской элиты, так и в массовых слоях общества. В конце 70-х — начале 80-х гг. возникает оппозиция не только в недрах среднего класса, но и среди традиционной политической и духовной верхушки. И это вполне понятно. Военно-диктаторский режим ущемил интересы не только широких слоев населения, но и многих давно укоренившихся элит: политиков, профсоюзных лидеров, интеллектуалов, преуспевающих бизнесменов и, наконец, католической церкви. Стали возникать противоречия не только внутри офицерского корпуса армии, но и в службе безопасности, в разведке, которая реально правила от имени Вооруженных Сил.

В результате массового демократического движения, достигшего своего пика в середине 80-х гг., завершился процесс относительно плавного перехода от военного режима к гражданскому правлению. Президент Ж.Сарней объявил о переходном этапе. Его основными задачами стали создание новой демократической Конституции и восстановление института прямых выборов. В процессе либерализации политической жизни правительство отменило акты чрезвычайного законодательства, принятые военным руководством для подавления проявлений недовольства, и объявило амнистию политзаключенным. Были проведены выборы в местные и центральные органы власти, принята новая Конституция (1988 г.), которую считают самой демократичной за всю историю страны.

27 октября 2002 г. в Бразилии со второй попытки избрали нового президента от левой партии трудящихся — Луиса Лула да Силва. В его победе мало кто сомневался, хотя до этого он трижды пытался занять кресло главы государства, но всякий раз терпел поражения. В предыдущие избирательные кампании Лула (как его называют в народе) шел, вооружившись лишь социальными лозунгами о более справедливом распределении немалых национальных богатств (в стране 95% материальных ресурсов принадлежит элите, которая составляет лишь 5% населения). На последних выборах он заявил, что готов гарантировать сохранение всех контрактов, заключенных прежним правительством, и защищать все договоренности с банками, в том числе и с Мировым валютным фондом, который выделил Бразилии дополнительный кредит на сумму 30 млрд. долл. для поддержки национальной валюты — реала.

Как же изменились Вооруженные Силы в связи с демократизацией общества? Главная их задача теперь — защита страны от внешней агрессии. Но по закону они по-прежнему выступают гарантом законности и правопорядка. Вооруженные силы Бразилии (при населении страны 172 млн. человек) состоят из Региональных ВС (287,6 тыс. человек), резерва 1-й очереди (1, 115 млн.) и резерва 2-й очереди (225 тыс.). Военизированные формирования (силы общественной безопасности) — 385,6 тыс. человек.

По конституции военная служба в Бразилии обязательна для всех граждан мужского пола. Юноши, достигшие 18 лет, ежегодно регистрируются для прохождения начальной военной подготовки. Те, кто прошел ее, могут продолжать службу в Вооруженных Силах, подписав контракт. Некоторые молодые люди выбирают альтернативную службу в гражданских организациях.

Добровольцы из числа гражданских лиц имеют право поступать в школы специалистов по подготовке сержантского состава, а солдаты и ефрейторы могут быть повышены в звании после прохождения специального курса обучения. Срок службы офицерского состава — 30 лет, по его истечении офицер увольняется в запас, получая пенсию на уровне размера денежного довольствия военнослужащего действительной службы.

Сухопутные войска (189 тыс. человек) — это 7 военных командований и 12 военных округов, которым подчинены 8 дивизий, 28 бригад (бронетанковая, 3 мотопехотные, 4 механизированные, 10 моторизированных, 4 для ведения боевых действий в джунглях, армейская авиация, пограничная, легкая пехотная, воздушно-десантная, береговой обороны, зенитная артиллерийская), 3 кавалерийских полка, 12 групп (10 артиллерийских, 2 инженерные), 10 отдельных инженерных батальонов.

Численность Военно-воздушных сил — 50 тыс. человек (в том числе 5 тыс. срочной службы). На вооружении состоят 264 боевых самолета, 29 боевых вертолетов. Основные тактические подразделения — эскадрильи: 2 истребительные противовоздушной обороны, 3 истребительно-бомбардировочные, 2 учебно-бомбардировочные, 2 разведывательно-авиационные, 7 авиационных связи, 3 базовые патрульные авиационные, 13 транспортных авиационных.

Военно-морские силы (46,6 тыс. человек) делятся на 8 военно-морских районов, речной округ и эскадры. Основные ударные корабельные силы — многоцелевой авианосец «Сан-Паулу» (бывший «Фош»), 10 фрегатов с управляемым ракетным оружием, 4 подводные лодки типа «Тупи», 4 фрегата типа «Гарсия», корветы и т.д. Есть 3 десантных корабля (2 десантных транспорта-дока и танкодесантный корабль «Ньюпорт»), 6 минных тральщиков, 6 океанографических исследовательских судов, 1 учебный корабль, 16 вспомогательных судов (в том числе 4 транспорта, 3 госпитальных судна, 2 танкера, 6 буксиров). Основные боевые подразделения авиации ВМС (1,15 тыс. человек) — штурмовая авиационная эскадрилья и 2 эскадрильи противолодочных вертолетов. В морской пехоте служат 13,9 тыс. человек (дивизия морской пехоты; группа обеспечения, куда входят батальоны — инженерный, материально-технического обеспечения и десантно-высадочных средств; батальон сил специальных операций; 7 групп безопасности).

Отличительной особенностью гражданского правления в Бразилии является феномен «суперпрезидентской» власти. Она характеризуется высокой степенью персонификации главы государства, его обширными полномочиями, закрепленными в Конституции и реализуемыми на практике. Президента провозглашают Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. Он же возглавляет правительство. Сильная президентская власть функционирует при относительно слабой власти законодательной, недостаточно развитой и нестабильной партийной системе. Однако главе государства не всегда удается добиться устойчивой поддержки своего курса парламентским большинством. И он, как правило, ищет выход в расширении собственных полномочий, что ведет к углублению раскола в обществе. Поэтому до сих пор трансформация Бразилии в демократическое общество происходит медленно.

Одна из центральных проблем в системе власти в «суперпрезидентских» республиках — это взаимоотношение главы государства с армией. Военные сохранили высокую степень автономии и влияния на страну. Это сложилось из-за того, что в Бразилии переход от авторитаризма к демократии стал результатом соглашений и компромиссов с прежним режимом. Принятие Конституции в 1988 г. не устранило многих внутриполитических проблем. Армия по-прежнему ответственна за обеспечение социально-политической стабильности.

Важно отметить динамичное развитие российско-бразильских военных отношений. В Бразилии побывал глава российского МО Сергей Иванов. Россия готова поставлять своему латиноамериканскому партнеру танки, самолеты и другие виды вооружения, однако бразильцы колеблются в принятии серьезных решений.

Наша страна участвовала в истребительном тендере с самолетами Су-35 и МиГ-29 и была готова создать сервисные центры по обслуживанию этих машин. Но пока Бразилия остановилась на более старых французских машинах «Мираж-2000-С», чтобы после них уже приобрести истребители пятого поколения. Более успешным стало сотрудничество в космической сфере. Бразильское руководство выразило намерение использовать опыт России в производстве носителей на жидком топливе для создания космических кораблей.