«Есть ли предел топливному беспределу?» – такой эмоциональный заголовок был у Общероссийского форума, который состоялся 7 апреля в ТПП РФ. Разговор тоже получился весьма экспрессивным. Что неудивительно – наболело! 

В последнее время цены на бензин в России повышаются практически каждую неделю. В итоге с конца января 2010 года литр дизельного топлива подорожал на 45 %, а бензин Аи-92 – на 20 %. И теперь у нас – в нефтедобывающей стране – литр бензина стоит в 40 раз дороже, чем в Венесуэле, в 4 раза дороже, чем в Туркмении, в 5 раз дороже, чем в Саудовской Аравии, и на 2 рубля дороже, чем в Америке. Ежегодно на 15–20 % поднимаются и тарифы на электричество и газ.

Интенсивный рост цен на топливо обусловлен стремительным увеличением налоговой нагрузки на нефтепродукты. Сегодня 60 % цены бензина и дизельного топлива составляют налоги, которые платят не экспортеры нефти, а её потребители внутри страны – то есть обычные граждане. 

Уже запланировано повышение акцизов на топливо – в 2 раза, газа – на 15 % ежегодно, что приведет к росту стоимости топлива ещё в полтора раза. 

Россия бездарно теряет огромные возможности, нерационально использует природные богатства – добывает 494 млн. тонн  нефти, а потребляет лишь 125 млн. тонн. 

Правительство не использует имеющиеся финансовые, административные и организационные возможности сделать энергоресурсы внутри страны доступными – и тем самым разрушает нашу экономику, делает её неконкурентоспособной, опустошает и без того тощие карманы наших семей. 

Об этом и многих других проблемах, связанных с дороговизной топлива в России, говорили известные и авторитетные эксперты, собравшиеся в конгресс-зале Торгово-промышленной палаты РФ: 

Дмитрий Удрас, один из основателей Промышленного Союза «Новое Содружество»;

Михаил Делягин, российский экономист, публицист и политик;

Павел Субботин, заместитель руководителя ФАС России;

Валерий Платонов, генеральный директор Челябинского тракторного завода «Уралтрак», депутат Законодательного собрания Челябинской области, председатель комитета ТПП РФ по промышленному развитию;

Максим Калашников, журналист, общественный и политический деятель;

Наталья Шуляр, председатель Комитета ТПП по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса подкомитета по моторному топливу;

Роберт Нигматулин, директор Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, экс-президент АН Республики Башкортостан;

Булат Нигматулин, директор Электрогорского НИЦ по безопасности АЭС;

Андрей Веселков, эксперт Федерации Автовладельцев России;

Дмитрий Галочкин, вице-президент Объединения профсоюзов России «Союз профсоюзов России», председатель Центрального совета Общероссийского Профсоюза негосударственной сферы безопасности (НСБ);

и многие другие.

Благодаря телемосту, в Форуме смогли принять участие и жители других регионов России. Прямые включения были организованы с городами Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самара, Новосибирск и Волгоград. Более двух тысяч посетителей было зарегистрировано на сайте www.rutoplivo.ru во время трансляции Форума. От пользователей Интернета поступило свыше 200 вопросов к экспертам и обращений к общественности. Похоже, даже сами организаторы Форума не ожидали такого интереса к заявленной теме. Видно, проблема действительно назрела настолько, что, по словам одного из выступавших, ещё немного, и она может спровоцировать массовые антиправительственные манифестации и народные волнения.

– Мы ни в коем случае не должны этого допустить! – не раз взывал к собравшимся известный учёный и государственный деятель, член Ядерного общества РФ Булат Нигматулин – Если в России начнётся бунт, это будет страшно! Это может привести к многочисленным потерям, бедам и, самое главное, жертвам.

– Именно поэтому мы и собрались сегодня здесь, – отметил лидер ВПП «Партия Дела», по инициативе которой был организован Форум, Константин Бабкин. – Мы должны обсудить и предложить стране, обществу и правительству конкретные меры и шаги, которые не только приведут к снижению цены на топливо для потребителей в России, но и снизят накал общественного недовольства.

И надо сказать, что Форум «Есть ли предел топливному беспределу?» стал одним из немногих мероприятий, где не просто констатировалась проблема, а действительно предлагались способы её решения. Бензин в России должен стоить не больше 15 рублей за литр – с этим согласились абсолютно все присутствовавшие. Добиться этого не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Необходимо снизить ряд налогов (акцизы, НДПИ) и тарифов, переложить основное налоговое бремя на экспортёров нефти. Подробности и детали этого предложения весьма аргументировано были изложены в докладе Дмитрия Удраса.

Но для этого нужно главное – политическая воля, которой у нашего правительства, по всей видимости, не хватает. Возможно, те акции, которые намерена инициировать в ближайшее время «Партия Дела» – сбор подписей, организация пикетов, раздача автомобилистам ленточек в знак солидарности с требованиями активистов – добавят властям смелости и решительности. «Ведь они должны защищать интересы всего народа, а не только олигархов и чиновников», – подчеркнули участники Форума в своём итоговом документе – Обращении к российскому народу.