«Главная черта, которая объединяет всех преуспевающих людей, – это умение заводить и использовать деловые связи». Точное и ёмкое высказывание. Странно, что принадлежит оно американцу.

Вы спрашиваете, почему странно? Не спорю, американские бизнесмены тоже славятся своими способностями налаживать деловые контакты, вести переговоры и решать проблемы, благодаря дружеским связям и партнёрским отношениям. Но с тем, какой вес имеют все перечисленные вещи для российского предпринимателя, не сравнятся даже американцы. В России вся жизнь – от сугубо индивидуальной до общегосударственной – строится на личных отношениях. Таков российский менталитет, таков многовековой исторический опыт русского и советского человека – опыт, что уж тут скрывать, не жизни, а скорее выживания.

Так что фразу эту – про общую черту всех преуспевающих людей – хоть и сказал известный американский предприниматель Харви Маккей, но подписаться под ней могли бы и Савва Морозов, и купцы Рябушинские, и, наверное, многие из современных крупных российских бизнесменов. А они, между прочим, и подписались…

«Умение заводить и использовать деловые связи» является девизом Международной ассоциации «Клуб клубов», учредителями которой являются такие влиятельные и авторитетные организации, как Московская ассоциация предпринимателей (МАП), «Парламентский клуб» при Государственной думе РФ, Клуб «Московский предприниматель», Деловой клуб «Московское качество» при Московской торгово-промышленной палате, Московский интеллектуально-деловой клуб (Клуб Н. И. Рыжкова), Государственный фонд развития Северо-Запада и другие.

В наше время скорость установления коммуникаций и движения информации важна ничуть не меньше, чем скорость обращения денег, считают учредители «Клуба клубов». Клубное движение – одна из наиболее эффективных форм социальных технологий. А объединение в совместных проектах тех ресурсов, которыми обладают члены Ассоциации, позволяет решать задачи любых, самых фантастических масштабов.

Одна из таких задач, к примеру, – это развитие российских брендов. Сегодня эта тема приобретает особую важность, ведь страна готовится к вступлению в ВТО, проводит модернизацию экономики. Как добиться, чтобы у товаров, произведённых в России, была прочная, безупречная, уважаемая репутация? Такая, которая позволяла бы с полным основанием заявить: российский бренд – это звучит гордо.

Именно этому вопросу было посвящено первое заседание Клубного делового сезона-2011, которое организовали Ассоциация "Клуб клубов" и Ювелирный дом «Эстет». Целью встречи было обсуждение рыночных механизмов и государственных преференций при создании и продвижении российских брендов на европейские рынки, способы трансляции конкурентных преимуществ российских брендов мировому сообществу.

В доме «Эстет» собрались около 700 представителей бизнес-кругов, властных структур, деловых клубов, среди которых были президент банка «Российская Финансовая корпорация», председатель совета Ассоциации «Клуб клубов» Андрей Нечаев, президент Московской Ассоциации предпринимателей Андрей Поденок, руководитель партии «Яблоко» Сергей Митрохин, президент Федерации хоккея России, депутат Госдумы Владислав Третьяк, председатель совета директоров РАО «Росавтотранс» Наталия Иванова и другие. На мероприятии присутствовали также известные персоны из мира искусства: Армен Джигарханян, Дмитрий Дибров, Юрий Розум, Анастасия Волочкова, Владимир Вишневский, Никас Сафронов.

«Я искренне надеюсь, что этот вечер послужит установлению новых деловых и дружеских контактов и их укреплению, – сказал в своём приветственном слове Андрей Нечаев. – Когда экономика только выходит из кризиса, так хочется праздника, торжества красоты и вечных ценностей». Вечная ценность человеческого общения, по мнению выступающего, ничуть не менее важна, чем те материальные ценности, которые выставлены, к примеру, в витринах Ювелирного дома «Эстет».

Разумеется, центральным пунктом встречи стала презентация предприятия, являющегося гостеприимным хозяином вечера. Для гостей была организована эксклюзивная экскурсия на производство Ювелирного дома, куда вход для посторонних, учитывая специфику отрасли, обычно закрыт. После чего президент компании Гагик Геворкян рассказал, как из маленькой семейной мастерской, в которой работали всего 11 человек, в том числе он сам и его братья, «Эстет» за 20 лет превратился в огромное предприятие. Сегодня производством украшений здесь занимаются более 400 специалистов, а всего предприятие обеспечивает работой свыше 1100 человек. Работы мастеров Ювелирного дома регулярно получают призы на ведущих российских и международных ювелирных выставках. «Эстет» – яркий пример российского бренда, способного достойно представлять нашу страну на международном уровне.

Другой пример успешного российского бренда – «Дягилевъ Центръ», продолжающий традиции знаменитого культурного деятеля XIX века Сергея Дягилева. Эту общественную организацию представила её президент Наталья Корзун. «Дягилевъ Центръ» проводит культурные акции, занимается организацией международных и общероссийских конкурсов, курирует художественные и учебные издания, телефильмы, выставки. Программа центра одобрена и поддерживается Министерством культуры РФ, МИД РФ, Росзарубежцентром, посольствами Франции и других стран.

Что такое российский бренд сегодня? Какие из них можно признать успешными и почему? Эта непростая тема, конечно, не может быть исчерпана за один раз. Ассоциация «Клуб клубов» и Ювелирный дом «Эстет» намерены проводить подобные встречи регулярно. Не исключено, что гостями очередного заседания станут представители Инновационного центра «Сколково» – масштабного и стратегически важного для экономики России проекта создания ультрасовременного научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий. Или (пока не кончилась зима) сам… Дед Мороз. Этот образ имеет глубочайшие исторические и этнографические корни. Проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» существует и развивается с ноября 1998 года. За это время он прошёл путь от фантастической идеи до общероссийского национального бренда.

В предпринимательском сообществе часто можно услышать: без контактов нет контрактов. Цикл встреч «Российские бренды: история создания и продвижения» в формате делового клуба задуман, действительно, как площадка для установления деловых связей. Но это – только во вторую очередь. В первую же – это социально значимый проект, призванный укреплять имидж российской науки, культуры, спорта, а также ведущих отечественных производителей.