Со дня самого скандального политического события России не только текущего года, но и, по мнению некоторых аналитиков, нескольких последних лет, прошло больше недели. Шумиха вокруг отставки Юрия Лужкова с поста мэра Москвы понемногу утихает. И вопрос о том, кто займёт его кабинет, уступает, наконец, место в разговорах москвичей гораздо более существенному: как именно будет реформирована политика московского правительства. То что жизнь в столице изменится, ни у кого не вызывает сомнений, но насколько существенно? Что из лужковских преобразований будет сохранено, а что уничтожено? Какие из начинаний продолжены, а какие отвергнуты?

Главное – не впасть в большевистский раж и не начать разрушать, как у них полагается, всё, созданное «непосильным трудом», «до основанья, а затем…». Потому что было за 18 лет пребывания Лужкова у власти и хорошее – особенно поначалу. К тому же бессистемные эпизодические «выдёргивания» и «вымарывания» из списка нововведений тех или иных страниц не смогут значительно улучшить качество жизни москвичей. Как косметический ремонт не сделает дряхлое жилище по-настоящему комфортным.

Чтобы сохранить разумное и полезное, а допущенные ошибки исправить, необходимо продумать программу действий. И прежде всего сформировать несколько специализированных комиссий, которые смогут без лишних эмоций и личных пристрастий провести доскональную ревизию, оценить все изменения последних лет и выработать рекомендации.

Если свести все преобразования Лужкова воедино, получится концептуальная модель, состоящая, как минимум, из четырёх пунктов: система управления, команда, экономическая структура и культурный слой. Пройтись придётся, подробно и придирчиво, по каждому из них.

Пожалуй, сложнее всего будет разобраться с первым. Ведь и создание своей стройной, продуманной и хорошо подконтрольной системы управления городом было для Юрия Михайловича, наверняка, делом нелёгким и небыстрым. Взять хотя бы Мосгордуму. Сколько было разговоров о том, что 35 депутатов для 10-миллионного города – представительство абсолютно неадекватное! Что по европейским нормам (один человек на 30-50 тысяч жителей) их количество должно быть никак не меньше 200. Но ничего не менялось. Разумеется, ведь «убедить» в чём-либо три десятка человек гораздо легче, чем несколько сотен.

А если они ещё и «правильно» подобраны – вообще без проблем. На выбор москвичей тоже можно влиять. Для этого необходимо всего-то формировать избирательные комиссии из учителей, врачей и прочих муниципальных служащих, то есть тех, кто напрямую подчинён и полностью зависим от мэрии. Вот и получится, что и овцы будут целы, и волки сыты – принцип разделения властей вроде бы соблюдён, а решения все принимает один человек, догадайтесь кто.

Теперь о власти исполнительной. 5 октября, комментируя ситуацию борьбы с коррупцией, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что каждое четвёртое из своих распоряжений экс-мэр Москвы подписывал секретно, в закрытом режиме. Среди них были документы по вопросам доступа к ресурсам, распределения заказов, предоставления льгот. Эти указы нигде не публиковались, что является грубым нарушением законодательства. А значит, первым делом необходимо расследовать эти нарушения и исключить возможность их повторения в будущем, при новом градоначальнике.

Ну и, конечно, судебная система. После того, как многие из судей получили фактически из рук мэра Москвы ключи от новых квартир, кто станет удивляться тому, что ни один из бесчисленных судебных процессов с участием Лужкова не был им проигран?

Пункт второй – команда. Естественно, каждый высокопоставленный чиновник, вступая во власть, старается окружить себя сторонниками – друзьями, единомышленниками, теми, на кого можно положиться, кто показал себя наиболее эффективным работником. Это нормально. Если находится в пределах разумного. А вот окружение себя членами семьи и родственниками, их друзьями и родственниками друзей слишком похоже на злоупотребление властью. К тому же приводит к злоупотреблениям и с их стороны – родственная связь или близкая дружба с мэром позволяет им не опасаться громких разоблачений и увольнений.

Разрушение этой сплочённой круговой поруки – тоже будет делом нелёгким. Оставлять их на своих местах нельзя – в этом случае отставка мэра окажется просто бессмысленной, и в городе ровным счётом ничего не изменится. А одномоментное увольнение всех поголовно приведёт к параличу городского хозяйства.

Впрочем, в законодательстве такие ситуации предусмотрены. В соответствии с законом «О правительстве Москвы», на следующий день после отстранения мэра от должности указом президента РФ должна последовать отставка всей администрации города. И она последовала. В целом формально уволены около 250 столичных чиновников: первые заместители и заместители мэра, префекты административных округов, руководители департаментов, комитетов, управлений, служб города, 123 главы районных управ, советники мэра. Однако пока все эти чиновники продолжают и будут продолжать исполнять свои обязанности – вплоть до формирования нового правительства Москвы. Не исключено, что большинство из них сможет вновь войти в его состав – что, ясное дело, крайне нежелательно.

Пункт третий – экономическая структура. За 18 лет правления Лужкова при мэрии возникло огромное количество компаний со 100-процентным городским уставным капиталом. Управляют этими «новообразованиями» люди, приближенные к градоначальнику или его команде. Естественно, при распределении муниципальных заказов на выполнение тех или иных нужных городу работ, как то вывоз мусора или эвакуация неправильно припаркованных автомобилей, эти компании пользуются немереными привилегиями. Слово «тендер» здесь даже неловко употреблять.

Мало того, что это классический пример недобросовестной конкуренции, так ещё и приводит к неэффективному расходованию средств, припискам, откатам и прочим коррупционным приёмам и способам. Качество же оказанных горожанам услуг вообще не выдерживает критики. Тот же мусор, к примеру, вместо утилизации, бессовестно сваливается где-нибудь в подмосковных лесах, образуя стихийные свалки, распространяя заразу и антисанитарию, разрушая экологию местности.

И, наконец, четвёртый пункт – культурный слой, созданный экс-мэром и рядом близких к нему художников, архитекторов, инженеров, транспортников. Сколько здесь всего наворочено – одной комиссии точно не справиться! Так пусть судьбой памятников (в том числе пресловутой громадины, называемой монументом Петру Первому) займутся члены Союза художников. Восстановлением старых московских построек и двориков (если что-то ещё можно восстановить) – Союз архитекторов. Дорожники пусть срочно доделают автотрассу, соединяющую столицу с аэропортом Шереметьево (кстати, это как раз одна из полезных и правильных идей Юрия Михайловича, давно им задуманная, но в силу каких-то причин не осуществлённая). Ну и кто-то, наконец, должен взять на себя самое трудное – разобраться с пробками на дорогах и заставить метростроевцев установить кондиционеры в вагонах и на станциях.

Так что не будем уподобляться примитивным угнетённым обществам и плясать на костях диктатора, а отнесёмся к сегодняшней ситуации в столице, как к уникальному шансу, который можно использовать для создания новой эффективной системы управления городом. А можно и упустить…