Сразу после трагедии в Координационный совет НСБ России взял на общественный контроль ситуацию в городе Стерлитамак (Башкирия). Об этом заявил на днях заместитель председателя организации Дмитрий Галочкин.

По его словам, КС НСБ России внимательно отслеживает все ситуации, связанные с преступлениями в школах. Происшествие в Стерлитамаке мы взяли на общественный контроль и будем вести независимый мониторинг расследования.

По предварительным данным СК РФ, в среду 17-летний ученик коррекционного класса общеобразовательной школы №1 города Стерлитамака зашел в кабинет информатики, где находились его одноклассники, и ножом порезал руку одной из учениц, а также нанес ножевое ранение учителю. Затем он разлил горючее вещество и поджог. Школьник сам себе нанес ножевое ранение.

Дмитрий Галочкин отметил, что Медиасовет КС НСБ России регулярно делает аналитические обзоры по интернет-сообществам. Все данные на эту тему будут обобщены и переданы в МВД, Роскомнадзор, Росгвардию и другие профильные структуры».

Член Координационного совета негосударственной сферы безопасности (НСБ) России Владимир Каширов на фоне нападения ученика в школе Стерлитамака выступил с инициативой предложить министерству образования спецкурс по самообороне для школьников, разработанный специалистами под эгидой КС НСБ.

«С партнерами из профильных структур и объединений мы разработали специальный комплексный курс по самообороне и поведению в чрезвычайных ситуациях, который включает психологию, навыки рукопашного боя, медицину, а также другие полезные и жизненно необходимые навыки», — заявил Каширов. 

По его словам, курс уже проходит апробацию в ряде столичных школ, и в дальнейшем его предложат министерству образования РФ.

"Приходится признать, что потенциальная опасность в современных школах всего мира присутствует, подростковое насилие, экстремизм, терроризм. И одной охраной здесь, увы, дело не решить, готовым нужно быть и педагогам, и школьникам к адекватному поведению в самых непростых ситуациях", — добавил эксперт.

Нужно ли вводить в школах спецкурс по самообороне? Поможет ли это решить проблему насилия в школьной среде? Или все-таки надо делать упор на укрепление систем охраны школ? Об этом поразмышляли сенаторы.


Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Екатерина Лахова:


Укрепление систем охраны школ тоже ничего не решит. А вот разъяснение методов самообороны было бы неплохо – донести до всех, что это важно. Я была бы рада, чтобы мой сын и внук посещали такие занятия как обязательные.

Качественная охрана, конечно, нужна, особенно это касается начальных классов. Но все же надо обратить больше внимания на информационную безопасность. Потому что подростки все берут из социальных сетей. Как только пошла серия нападений в школах Америки, так и у нас всплеск агрессии произошел.

А еще большой вопрос вызывает работа психологов в школах. Они сегодня не занимаются детьми, как следует. Они больше уделяют внимания учебному процессу, а надо с детьми работать внутри школы. С этой оптимизацией, мне кажется, у нас психологов скоро совсем не будет. А ведь дети психологу могут сказать то, что не скажут родителям или учителю.


Первый зампред Комитета СФ по обороне и безопасности, заместитель министра МЧС РФ (2002-2006) Евгений Серебренников: 

Это достаточно серьезный вопрос, чтобы однозначно ответить на него. Какую схему выбрать на сегодня? Мне кажется, надо идти и по пути усиления охраны, потому что в большинстве случаев, и я сам сталкиваюсь с этим, посещая учебные заведения, охрана осуществляется формально. Поэтому нужно ужесточать требования, правила, алгоритм действия охранников, уделять внимание лицензированию подразделений, которые будут обеспечивать охрану и т.д.

Кроме того, мне кажется, необходимо повышать ответственность педагогов, особенно тех, кто отвечает за воспитание подрастающего поколения. И речь тут не о поголовном введении курса самообороны. Я не думаю, что это окажет какую-то помощь в исправлении ситуации. Ответственность учителей заключается в том, что они должны в самом зародыше понимать увлечения учеников, обращать внимание в том числе и на психические отклонения и уже работать с этими детьми отдельно.

Может быть, пора решать вопрос и о работе психологов в школах. Часто дети сталкиваются с психологическими вопросами. Но сами психологи в чистом виде очень редко работают в школах как положено. Их деятельность часто заменяют другими предметами, упуская при этом очень важные моменты в становлении личности подростка.


Первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам Светлана Журова:

Я не уверена, что в школах нужно вводить спецкурс по самообороне. Но в том, что школьникам нужно обладать какими-то навыками самооброны, у меня сомнений нет. Ведь разного рода неформальные ситуации, угрожающие безопасности детей и подростков, возникают не только в школах, но гораздо чаще даже за их пределами, в повседневной жизни. И если они будут обладать более-менее профессиональными приемами, это будет очень неплохо.

В этом я убедилась и на своем собственном примере. После того, как в детстве меня научили в спортивном лагере элементарным приемам самбо, это мне реально помогло потом в жизни. Однажды, когда один мальчик захотел побить мою подругу, я за нее вступилась, заломила ему руки, села сверху и держала его в таком состоянии, пока не подошли взрослые. И после этого он и близко не подходил ни ко мне, ни к моей подруге и всей школе рассказал, что вот эту "бешеную" лучше не трогать.

Поэтому я считаю, что не будет ничего плохого, если элементам того же самбо школьников будут обучать хотя бы, допустим, в рамках уроков физкультуры. Мне кажется, детям это было бы интересно, ведь когда человек знакомится с каким-то новым видом спорта, он постигает и его правила, его культуру, традиции, тем самым расширяя и свой кругозор. И кстати, примечательно, что в этом году самбо отмечает в нашей стране свой 80-летний юбилей.

Что же касается вопроса об охране школ, то, я думаю, здесь надо соблюдать два основных момента. Во-первых, все те, кто выполняет в школах функции по обеспечению безопасности, должны четко следовать всем установленным инструкциям, не пропускать в здания школ посторонних и т.д. А во-вторых, большую роль тут играют камеры видеонаблюдения. На мой взгляд, наличие камер в школьных коридорах и, может быть, даже в классах способно предупреждать те или иные экстремальные ситуации. Ведь когда идут жалобы на неадекватное поведение какого-то ученика в отношении других учеников, именно записи с камер позволяют установить истину. Это сразу как-то дисциплинирует и самих учеников и порою отрезвляет некоторых родителей, привыкших во всем оправдывать поведение своих детей, даже если это поведение вызывает реальную тревогу.


Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов:

Ну конечно, решить проблему это не поможет. Проблема же здесь не в ножах, с которыми одни дети нападают на других детей, а в их головах. А такими вот инициативами, связанными с самообороной в школах, мы в очередной раз расписываемся в своем бессилии. Это примерно то же самое, что раздать каждому ученику по ножу или пистолету, чтобы в случае чего он мог себя защитить.

Поэтому давайте лучше подумаем о том, чтобы в школах больше работало педагогов-мужчин, чтобы там появлялись педагоги-психологи, которые могли бы заранее выявлять ребят, с которыми нужно работать. И, наверное, в каждой школе есть дети, которых травят, называют дураками и т.д. Тем самым у них нередко формируется скрытая агрессия, которая и может выплеснуться потом в неадекватном жестоком поведении. Вот на такие явления педагоги должны обращать самое пристальное внимание и стараться как-то их предотвращать.

Конечно, я могу только приветствовать, если школьники будут ходить на занятия в секции карате, самообороны и т.д. Но главное – это работать не с мышцами, а с головой, с мозгами. А если мы просто научим всех школьников драться, то вряд ли от этого в наших школах станет спокойнее.

И естественно, необходимо укреплять охрану школ. Если в качестве охранников там будут работать вооруженные росгвардейцы, тогда тот или иной подросток десять раз подумает, прежде чем прийти в школу с ножом. Когда профессионалы через металлоискатель обнаружат у школьника нож, они сразу обезоружат его, хорошо зная, как это надо делать. Понятно, что вопрос о привлечении сотрудников Росгвардии к охране школ тоже довольно дискуссионный, но обсудить его необходимо.


По информации СМИ