Знали ли вы, что школьные столы - отличные средства для возведения баррикад, а стулья - для самообороны, когда превращаются в летательные снаряды или щиты? А какие сведения нужно предоставить в первую очередь, вызывая подмогу, чтобы спасатели прибыли на место за считанные минуты? Об этом учащиеся московских и подмосковных школ узнали в рамках первого открытого бесплатного мастер-класса.

Он прошёл 15 февраля в Школе ЦССП при поддержке Координационного совета НСБ России, Гильдии НСБ МТПП, группы компаний "Роза ветров", проекта "Безопасная столица", Российского общественного движения активных граждан «Хранители России» и Медиасовета КС НСБ России.

Фото: Владимир Смирнов

Отметим, что данную общественную инициативу поддержали сенаторы Совета Федерации Алексей Кондратьев, Виктор Озеров, специализирующиеся в вопросах гражданской и государственной безопасности.

«Обучение молодёжи основным навыкам самообороны, а также разъяснение специалистов о том, как надо действовать в экстренной ситуации, безусловно, позитивная и нужная работа. Конечно, будем надеяться, что ребятам не придётся применять эти знания на практике, но они должны быть готовы защитить себя, своих близких и товарищей если это будет необходимо», - отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев.

В свою очередь председатель Координационного совета НСБ России, сенатор Виктор Озеров подчеркнул, что специалисты негосударственной сферы безопасности имеют большой опыт в этой области.

«Специалисты НСБ могут рассказать и показать ребятам много полезного, потому многие из них - профессиональные военные или отставные сотрудники силовых ведомств и имеют очень большой опыт», - отметил Озеров.

В свою очередь председатель Профсоюза НСБ РФ, председатель Гильдии НСБ МТПП, заместитель председателя Координационного совета НСБ РФ, координатор движения «Хранители России» Дмитрий Галочкин считает, что помимо подобных практических занятий на государственном уровне необходимо развивать системы мониторинга и выявления опасного контента в информационном пространстве.

«Появление различных субкультур, типа АУЕ или Колумбайн, хоть и косвенно, но могут подталкивать молодых ребят на преступные действия, пропагандируя свою идеологию. Именно поэтому своевременное выявление и блокировка подобных ресурсов может спасти жизни, - отмечает эксперт. Объективно, сегодня необходимо искать новые механизмы мониторинга и выявления опасного контента в социальных сетях и интернете в целом. Уверен, что эта работа сможет помочь в предотвращении различных трагедий, подобных тем, которые произошли в ряде российских регионов».

В рамках мастер-класса участники отработали актуальные приёмы самообороны, а также коснулись медицинских, психологических и правовых вопросов.

Открывая мероприятие член Координационного Совета НСБ России, заместитель Председателя Гильдии НСБ МТПП Владимир Каширов рассказал, что в рамках школьного курса ОБЖ подобные занятия, к сожалению, не проводятся.

Фото: Владимир Смирнов

«В России этого никто не делает. Максимум что мы можем увидеть - это обучение приемам самообороны. Мы же предлагаем усилить эти приемы подручными средствами, руководствуясь простым принципом: что оказалось под рукой, тем и защищайся», - отметил он.

По его словам, проведенным мастер-классом работа с образовательными учреждениями в этом направлении не ограничится. Это было лишь первое мероприятие в серии.

«Мы продолжим эту очень важную для нас работу не только в школах, но и в вузах разных районов Москвы. Поскольку мы профессионально занимаемся сферой безопасности, нам очень важно делиться навыками, которые помогут сохранить людские жизни, тем более детские. Также планируем провести серию специальных занятий для педагогов, которые по сути являются лидерами в классе и должны в чрезвычайных ситуациях брать на себя ответственность и оперативно реагировать», - рассказал Владимир Каширов.

Фото: Владимир Смирнов

Он также отметил, что в процессе работы со школами при подготовке материалов для практических занятий удалось получить ценную обратную связь. Выяснилось, что и педагогам, и ученикам это интересно. Единственное, что пока не до конца понятно - как регулировать и масштабировать такие занятия.

«Куда-то вывести класс - это целая история, это огромная бумажная работа. Необходимо пройти все этапы согласования, получить все разрешения. У нас есть ряд школ, с которыми мы давно сотрудничаем и на базе которых разрабатываем новые алгоритмы. Пока ограничиваемся занятиями в спортивных залах, чтобы не выводить учеников за территорию школы», - добавил Каширов.

В дальнейших планах - упаковать этот опыт в методические рекомендации и вывести на государственный уровень - донести до представителей власти, курирующих сферу безопасности.

«В таком случае можно будет говорить о введении таких занятий в школьную программу, о привлечении к ним ведущих экспертов в сфере безопасности. Мы верим, что это возможно осуществить в ближайшее время. Сейчас активно формируется общественное движение "Хранители России". Его участники - люди, заинтересованные в развитии страны, которые хотят во всех смыслах защищать наши рубежи», - добавил он.

Фото: Владимир Смирнов

Он также обратил внимание на достаточно высокий уровень обеспечения безопасности в Москве. К примеру, действует охранная структура «Школа без опасности».

«Вы можете поставить в школу хоть двадцать охранников, но и этого окажется недостаточно, потому что проблему нужно решать комплексно - это и физическая, и техническая охрана. В обеспечении безопасности должна участвовать даже уборщица, а не только директор и педагоги. Уборщица заходит в каждое помещение и знает, где что происходит. Соответственно если она вовремя сообщит в компетентные органы или хотя бы на пост охраны информацию о подозрительном предмете или человеке, это может предотвратить трагедию. В безопасность должны быть вовлечены все, а не только охранник», - подытожил Владимир Каширов.

Сопредседатель Медиасовета RC НСБ России, заместитель главного редактора портала «Хранитель» Павел Сорокин отметил, что есть серьезное понимание роли институтов гражданского общества в подобных процессах.

«Тематика мастер-класса выбрана не случайно, она крайне актуальна, поскольку отражает запросы и вызовы, в том числе возникла после консультаций с экспертами и медиатехнологами. Действительно некого контента, прикладных практических советов и рекомендаций на эту тему крайне мало. Со своей стороны в рамках развития отношений со средствами массовой информации - как с журналистами, так и с блогерами, Медиасовет КС НСБ продолжит проводить подобные мероприятия и реагировать на их запросы», - отметил Павел Сорокин.

Он также призвал журналистов давать обратную связь, в том числе предлагать темы для предстоящих мастер-классов и мониторингов, а также объекты, на которых можно отрабатывать навыки.

«Для нас как для представителей негосударственной сферы безопасности важно не просто декларировали какие-то вещи про патриотизм и развитие отраслевых институтов, а вносить свой посильный позитивный вклад в активные процессы, происходящие в гражданском обществе. В этом смысле навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности напрямую касаются деятельности НСБ», - подчеркнул Сорокин.

Фото: Владимир Смирнов

Инструктор Учебного центра, офицер запаса, ветеран боевых действий Андрей Баранов также отметил необходимость регулярного проведения таких занятий в школах.

«Как это ни прискорбно, основная масса инструкций во всех школах направлена на то, чтобы проводить практические тренировки, рассматривая такие угрозы как пожар, землетрясение, наводнение. К сожалению, я не видел ни в одной такой инструкции объяснения, что делать если вооруженный преступник уже вошел в школу», - отметил он.

По его словам, еще одна серьезная проблема заключается в том, что чаще всего педагоги также не владеют навыками самообороны, и при возникновении чрезвычайной ситуации не могут действовать хладнокровно и эффективно.

Фото: Владимир Смирнов

Разумеется, любая смоделированная чрезвычайная ситуация далека от реальности. И можно предположить, что в стрессовой ситуации ребята не смогут работать настолько слаженно, как получилось у них на мастер-классе под руководством опытных наставников - за пару минут возвести баррикаду перед дверью кабинета и произнести необходимые для службы экстренного реагирования сведения. Например, ребятам рассказывали, как важно сообщить, чем вооружен преступник, ведь одно дело нож и совсем другое - автомат.

Однако если вовсе не проводить такие тренировки, доходчиво объясняя, что делать в том или ином случае, ребята не поймут самого простого - что в любой ситуации, какой бы безвыходной она ни казалась на первый взгляд, у них есть множество возможностей себя защитить. И многие из них на поверхности, но могут и не прийти в голову. Например, что нужно кидать в преступника стульями или применить против него огнетушитель.

Данный курс также будет дорабатываться с точки зрения психологии - правильный психологический настрой дает огромное преимущество и позволяет избежать самых банальных ошибок, которые опять же могут стоить жизни.

Фото: Владимир Смирнов


Фото: Владимир Смирнов