В 1846 году известный русский писатель и философ Александр Герцен обратился к российскому обществу с вопросом «Кто виноват?», невольно сделав название своего самого известного литературного труда устойчивым словосочетанием, охотно применяемым нашими современниками при любых обстоятельствах, когда случается что-то нехорошее.

Оно и случилось. На этот раз в Перми. Российское общество всколыхнуло известие об очередной трагедии в образовательной организации.

Утром 15 января в помещение пермской школы № 127 Мотовилихинского района проникли двое подростков, вооруженных холодным оружием. О способах проникновения до сих пор спорят: по версии одних средств массовой информации, у подростков были при себе старые пропуска в учебное заведение, другое мнение – нападавшие воспользовались черным ходом, при этом охранник, находившийся на посту, объективно не мог видеть этих людей. Точные данные о начале инцидента пока не могут быть представлены, поскольку, по словам представителя аппарата губернатора Пермского края, в тот момент не работала установленная в школе система видеонаблюдения.

Как считают представители следственной группы, вооруженные ножами юноши поднялись на третий этаж школьного здания и ворвались в аудиторию, где занимались учащиеся четвертого класса. После чего начался ад: один из нападавших наносил детям ножевые ранения, а второй в этом время препятствовал обезумевшим от ужаса малышам в их попытках вырваться из помещения. Кому-то повезло вырваться, кто-то не успел и был ранен.

К месту трагедии прибывали руководители администрации города, представители территориального департамента образования, сотрудники правоохранительных органов, машины скорой помощи. Школьников экстренно эвакуировали. Детей, которых не затронуло нападение, забирали родители.

В результате вооруженного нападения на школу пострадали 15 человек, из них 12 были госпитализированы. Девятерых учеников четвертого класса медики отпустили домой, обнаружив у них «незначительные поверхностные травмы». В наиболее тяжелом состоянии находится учительница, которая пыталась хоть как-то защитить детей от вооруженных парней. Ей было нанесено 17 ножевых ранений.

Подростки, напавшие на учеников школы, задержаны сотрудниками правоохранительных органов. В настоящее время, как сообщает следственная группа, устанавливаются все обстоятельства произошедшего, в том числе мотивы совершенного преступления, сбор и закрепление доказательственной базы. В среду суд Перми арестовал двух зачинщиков инцидента на два месяца. Расследование уголовного дела продолжается.

Итак, кто же виноват в случившемся?

Разумеется, пока не будут проведены все установленные законом следственные действия, окончательных выводов делать нельзя. Тем не менее, являясь субъектами негосударственной сферы безопасности, мы попытаемся проанализировать некоторые моменты, имеющие, на наш взгляд, непосредственное отношение к причинам того, что произошло 15 января в пермской школе.

Отдельные непрофильные средства массовой информации ожидаемо поспешили протрубить о необходимости очередного ужесточения требований к частным охранным организациям, обеспечивающим безопасность образовательных учреждений. Росгвардия де проверит, проконтролирует, накажет…

Спору нет, Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии как федеральный орган, уполномоченный осуществлять надзор и контроль за соблюдением частными охранными организациями установленных законом правил и процедур, касающихся частной охранной деятельности в целом и надлежащего исполнения условий государственных контрактов по охране образовательных организаций в частности, имеет право, а в данном конкретном случае – просто обязано произвести соответствующие процессуальные действия. Они должны быть направлены на выяснение объективных обстоятельств трагедии в части определения наличия или отсутствия признаков халатности и ненадлежащего исполнения требований закона со стороны сотрудника ЧОО, находившегося на посту в злополучной школе. Но для осуществления такой проверки требуется некоторое время. Поэтому представляется совершенно неэтичным со стороны некоторых средств массовой информации публиковать буквально «с места события» материалы, в которых главной причиной всех бед, связанных с преступными действиями школьников с применением холодного или огнестрельного оружия, прямо или косвенно называются предприятия частной охраны.

Давайте попытаемся посмотреть правде в глаза и шире посмотреть на существующую проблему безопасного поведения учащихся, находящихся на территории и в помещении образовательной организации.

Как правило, условия государственных контрактов на охрану учреждений образования, заключаемых территориальными органами исполнительной власти с частными охранными организациями, предполагают наличие одного сотрудника ЧОПа в школе, который должен находиться на стационарном посту. Соответственно, этот частный охранник не может в одно и то же время быть в разных местах школьного здания. Даже с использованием системы видеомониторинга он не в состоянии пресечь, допустим, три конфликта, возникших одновременно в спортзале, в столовой и в одной из аудиторий. Также существуют объективные проблемы и с визуальным контролем при входе в здание школы. Зрительно, не производя личный досмотр любого проходящего через пост охраны лица – будь то ученик, родитель или сторонний посетитель, – практически невозможно определить, скрывает ли одежда, портфель или рюкзак входящего какое-либо оружие или самодельное взрывное устройство. Особенно это касается времени наибольшего скопления людей на ограниченном пространстве в здании школы, например в утренние часы.

Далее. Законом о частной детективной и охранной деятельности в его действующей редакции и профильными подзаконными актами, которыми руководствуются в своей практической деятельности частные охранники, предусмотрен определенный алгоритм процедур, подлежащих осуществлению в случае возникновения нештатной ситуации, схожей с теми, которые произошли 15 января в Перми и полугодом ранее в подмосковной Ивантеевке. Не обладая полным спектром прав сотрудников государственных правоохранительных органов, частный охранник значительно ограничен в средствах и способах противодействия лицам, посягающим на общественный порядок, на жизнь и здоровье учащихся и персонала образовательной организации. В настоящее время основной инструмент частного охранника, его «главное оружие» – это кнопка тревожной сигнализации для вызова наряда полиции, в прерогативу которого входит применение и физической силы, и спецсредств, и табельного оружия. Кроме «тревожной» кнопки в «богатый» арсенал частного охранника входят его выдержка, терпение, умение найти оптимальный тон общения с конкретным собеседником, а также, как правило, значительный профессиональный и жизненный опыт, Наверное, здесь приведен почти полный перечень того, чем может воспользоваться сотрудник частной охраны в случае возникновения угрозы совершения правонарушения. Это объективная реальность, об этом регулярно говорят ведущие эксперты негосударственной сферы безопасности на большинстве общественных мероприятий отрасли, проводимых на площадках Московской торгово-промышленной палаты, Торгово-промышленной палаты России, Общественной палаты Российской Федерации, а также в процессе участия представителей НСБ в заседаниях профильных комитетов и комиссий органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней.

Тем не менее, именно благодаря привлечению частных охранных организаций к обеспечению порядка в образовательных организациях, в большинстве таких учреждений учебный и воспитательный процессы проходят надлежащим образом. Родители и персонал школ и детских садов спокойны за своих детей. А органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контроль и надзор за учебным процессом, в том числе и за обеспечение его безопасности, подтверждают минимальное количество нареканий к исполнению частными охранными организациями, взявшими под свою ответственность эти важные для общества социальные объекты, своих обязательств по госконтрактам.

«Сам факт того, что большинство образовательных организаций России, в которых нелегкую «вахту» несут сотрудники легальных частных охранных организаций, трудятся в нормальном, спокойном режиме, говорит о многом, – отмечает председатель Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместитель председателя Координационного совета НСБ России, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин. – Накопленный за двадцать пять лет существования отрасли негосударственной сферы безопасности опыт по обеспечению охраны социальных объектов, созданные и отработанные на практике и надлежащим образом своевременно скорректированные методики работы в тех условиях, которые прописаны в правовых нормах, регулирующих деятельность частной охраны, позволяют нам обоснованно утверждать, что эффективность работы ЧОПов в российских школах в целом достаточно высока!».

Более того, в конце 2015 года исполнительная власть нашей страны в лице министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина утвердила документ, в полной мере свидетельствующий о высокой оценке государством деятельности структур частной охраны именно в части обеспечения охраны и безопасности российских образовательных организаций. Речь идет о созданном экспертами НСБ – специалистами саморегулируемой организации Ассоциация «Школа без опасности», возглавляемой ее президентом, руководителем Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности Сергеем Саминским, первого в отрасли профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Методологическая насыщенность, отлаженная система профессионального обучения работников, отработанный до мелочей внутренний контроль в рамках упомянутой СРО являются хорошей базой высокого уровня исполнения частными организациями, применяющими этот профстандарт в своей работе, условий госконтрактов по обеспечению безопасности образовательных организаций.

Так значит, не нерадивость отдельно взятых частных охранников и не объективное несовершенство действующего профильного законодательства, существенно ограничивающего частного охранника – по сравнению с сотрудником правоохранительных органов – в правах, в легальных возможностях эффективно реагировать на возникающие угрозы совершения преступления и иные нештатные ситуации, являются причиной агрессивного поведения школьников, публичные проявления которого стали возникать в последние годы с пугающей регулярностью. Кареты скорой помощи, увозящие истекающих кровью пострадавших в результате нападения на них вооруженных подростков, круглосуточная работа на износ сотрудников дознания и следствия, искалеченная психика детей, ставших очевидцами трагических событий, головная боль руководителей ЧОПов, которых отдельные некомпетентные журналисты и некоторые поверхностно разбирающиеся в предмете чиновники моментально «назначают» виновными в происшествиях, – это все следствие… А в чем тогда причина? Кто виноват?

Недавно руководитель исполнительного органа МООПО «Элита», председатель совета КС НСБ России по образованию и специальной подготовке, генеральный директор ООО «ЭКА» Михаил Павлов отметил, что в советские времена государство вносило значительный вклад в дело воспитания подрастающего поколения. И я с ним полностью согласен! Тогда, лет сорок-пятьдесят назад невозможно было представить себе ситуацию, сравнимую со случаем, произошедшем 15 января в пермской школе. Все-таки советская система педагогики и воспитания молодежи обеспечивала четко отлаженный процесс взаимодействия между школой и семьей, за многие годы были выстроены стабильно работающие методики, направленные на становление личности молодого человека, на развитие у него позитивного устремления в будущее и прививание моральных норм должного поведения в социуме. Воспитание ребенка в семье в подавляющем большинстве случаев содержало общественно-ориентированные приоритеты. Педагогические принципы, декларировавшиеся в школе, поддерживались в семье. Вот на создание исповедовавшихся в те годы принципов единства нравственных ценностей, позитива по отношению к своей Родине, добра и иных нематериальных, но крайне важных факторов для формирующейся личности ушли годы неустанной совместной работы государства и общества.

Да, согласен, тогда не было Интернета, не было современных гаджетов, позволяющих подростку бесконтрольно получать гигантские массивы неотсортированной информации. Да, школьникам тоже ставили двойки и даже исключали из школы за плохое поведение. Но что-то не припоминается, чтобы даже самый злостный хулиган шестидесятых годов прошлого века, обидевшись на учителя, взял дубину и пошел в школу калечить всех, кто попадется ему на пути.

Что мы видим сейчас?

А то. Многим сейчас нелегко. Папа с мамой или вкалывают с утра до ночи на трех работах, стараясь заработать денег. Или у них бизнес – каждая минута отдана без остатка святому делу предпринимательства. Ну да, ребенок растет, потребности растут вместе с размером ноги. Кнопочного телефона мало, нужен айфон и айпад, а к старшим классам не побывавший на Мальдивах или хотя бы в Египте становится изгоем. Или семья, как принято говорить, «неблагополучная», тут тоже не до воспитания: накормлено чадо, не болеет, и слава Богу.

Есть, конечно, исключения. Но только тогда, когда родители находят время для ребенка достаточно, чтобы объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Желательно на собственном примере. И сделать все необходимое, чтобы у подростка сформировалась способность самостоятельно отфильтровать информацию, выплескивающуюся на него из необъятного пространства глобальной сети Интернет.

Время идет, реалии сегодняшнего дня разительно отличаются от возможностей пятидесятилетней давности. Интернет разом не запретишь. Да и стоит ли? Мир меняется, реку невозможно повернуть вспять. Объем и «ассортимент» информации, доступной для подростка, равно как и возможности, которые дарит ему сегодняшний день, почти безграничны. И если школьника воспитывают не родители – самые близкие ему люди, которые первыми несут ответственность перед обществом за то, чтобы из рожденного ими человечка вырос адекватный гражданин, личность, способная мыслить критично и поступать нравственно, то воспитателями станут другие люди; способы невербальной коммуникации всем известны. И не всегда эти – другие – будут преследовать в общении с ребенком возвышенные, социальные цели…

Когда у подростка накапливаются обиды и ему не с кем из родных поделиться и попросить совета, – неважно, пьют родители «горькую» или озабочены выведением миллионов в оффшоры, – ребенок начинает искать ответы на свои вопросы вне семьи. Интернет и «добрые» советчики, в том числе за океаном, к его услугам. Нет отеческого совета, как школьнику разобраться в сложившейся сложной ситуации, – ответ найдется. И не нужно вместе с родителями анализировать, в чем именно неправ обидчик подростка, а в чем – он сам; какой вариант поведения лучше, а какого лучше избежать. Зачем? Ведь проще открыть какой-нибудь забугорный сайт с красочным описанием, в котором пятнадцатилетний «мачо» с папиным винчестером лихо «разбирается» с обидчиками направо и налево.

Вот мы подошли и к колорадской школе «Колумбайн» образца 1999 года, трагедия которой подробно описана на страницах Интернета. К великому сожалению, некоторые прочитавшие эту историю «не под тем ракурсом» российские подростки, на правильное воспитание которых у родителей не достало времени, нашли в ней побуждающий к действию ответ на свои вопросы…

Первый показательный пример реализации своих намерений в стиле «ковбоев», печально известный всей России с февраля 2014 года, – это когда, копируя американского сверстника, московский старшеклассник пришел с отцовскими карабином и винтовкой в школу и выстрелил в учителя географии, который умер на месте. Он также стрелял в прибывших на место сотрудников полиции, в результате чего один человек был убит, еще один ранен. По мнению средств массовой информации, это происшествие стало первым в России инцидентом, во время которого в школе была произведена стрельба из гражданского оружия по «американскому сценарию».

Потом были случай в Находке, когда в марте 2016 года молодой человек, ворвавшись в кабинет директора школы, убил ученицу это школы, а затем покончил с собой. Весной 2017 года в одной из гимназий подмосковного города Люберцы во несколько учеников получили контузии после активации одним из подростков устройства для отпугивания собак, стреляющего свето-шумовыми зарядами и не требующего лицензии. Школа в подмосковной Ивантеевке стала известной после того, как девятиклассник во время урока ударил учительницу информатики кухонным топориком, а затем начал стрелять из пневматического оружия в одноклассников и разбрасывать взрывпакеты, пострадали несколько человек.

Так почему же оказывается возможным, чтобы несправедливо заниженная, по мнению учащегося, оценка или замечание по поводу недостойного поведения на уроке стала поводом для кровавой бойни? Кто виноват в этих трагедиях?

Очевидно, что не охранник на посту, четко выполняющий служебную инструкцию. И не современные технические возможности получения информации со всего света посредством сети Интернет. Сейчас XXIвек, и глупо лелеять мысль о том, чтобы отгородиться от всего мира, тем более, что частные проявления негатива в виде отдельных угроз экстремистского и криминального характера встречаются и по эту сторону границы.

На мой субъективный взгляд, родителям нужно просто больше времени общаться с детьми, стараться стать для них настоящими друзьями, которым подросток мог бы доверять и с которых мог бы брать пример. И тогда за советом и в поиске ответов на острые вопросы школьник пойдет не на американские сайты и не в сомнительные группы, коих достаточно в соцсетях, а к родителям. Которые в конечном итоге должны нести всю полноту ответственности за последствия тех поступков, которые совершают выращенные, но не воспитанные ими должным образом дети.

Что касается сообщества негосударственной сферы безопасности, то здесь есть несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание.

Первое, к чему нужно приложить максимум усилий, это – необходимость изменить статус профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» с рекомендованного на обязательный к применению. Унификация процедур и требований, касающихся охраны объектов образования, непременно будет способствовать повышению качества оказания охранных услуг в целом по всей России; здесь имеет смысл ориентироваться на ситуацию в московском регионе, в котором данный стандарт применяется в качестве обязательного на уровне саморегулирования.

Второе, это – актуальность продолжения работы Медиасовета НСБ России, направленной именно на создание в используемых соцсетях общественного отрицательного отношения к различным проявлениям насилия и экстремизма и поддержание на должном уровне негативной реакции молодежной аудитории к навязываемой из-за рубежа культуре вседозволенности. Само собой подразумевается необходимость продолжения кропотливой работы отраслевых средств массовой информации, в числе которых – медиапортал «Хранитель», информационный сайт «ГардИнфо» и многие другие, которые на протяжении стольких лет участвуют в формировании в гражданском обществе положительного имиджа сотрудников негосударственной сферы безопасности, участвующих в обеспечении общественного порядка.

И наконец, уверен, что скорейшее принятие нового закона, регулирующего частную охранную деятельность в Российской Федерации, позволит существенно расширить круг полномочий частного охранника, что позволит частным охранным организациям пользоваться при пресечении неправомерных действий граждан правами, сходными по возможностям с правами государственных правоохранительных органов.