Выступление заместителя председателя Совета опекунов Ульяновской области, директора дивизиона «Волжский» ГПБ АРЕС Александра Ныркова на заседании коллегии Министерства образования и науки Ульяновской области

«О роли общественности по формированию патриотического воспитания несовершеннолетних в областных государственных казённых образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, как одного из эффективных направлений деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений. Из опыта работы.»

Я являюсь заместителем председателя Совета опекунов Ульяновской области. В течение 6 лет - членом Попечительского совета Крестовогородищенской школы-интерната «Алый парус». Директор дивизиона «Волжский» ГПБ АРЕС.

Проработал в системе внутренних дел Ульяновской области более 30 лет, в настоящее время возглавляю Заволжское отделение ветеранов УМВД г. Ульяновска.

Положение детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня является крайне тяжелым. Лишённые заботы семьи или рано попавшие под влияние родителей, склонных к совершению преступлений и порокам, они растут в среде обеспечения минимальных условий для становления их личности. Большое количество детей, выходящих из детских домов, попадает под влияние криминального мира и пополняет его ряды.

Государство в достаточной степени обеспечивает детей, воспитывающихся в детских домах и школах - интернатах, в материальном отношении, решает проблемы предоставления им жилья. Но смысловое насыщение воспитательного процесса, создание ценностной среды по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, формирующей этих детей – забота общества. Забота о каждом ребенке, защите его интересов, выявление и продвижение его способностей возможны только при условии включения личностного участия, тепла сердец добровольцев и внимания со стороны всего общества.

Сотрудничество членов Попечительского совета с коллективом школы-интерната формирует совместную профилактическую деятельность. К примеру, каждый год подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» (зимой и летом), проведение в рамках мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества, смотра строя и песни. Праздники к знаменательным датам проходят при непосредственном участии и помощи членов Попечительского совета, как и проведение «круглых столов» со старшеклассниками в период месячника профориентации по вопросам выбора будущей профессии и организация дальнейшего постинтернатного сопровождения воспитанников.

Особое внимание, с моей стороны, уделяется военно-патриотическому воспитанию ребят, ведётся оборонно-спортивная работа: бег, закаливание, подтягивание, проводятся беседы, изучаются исторические события и памятные даты, при непосредственном участии воспитанников оформили уголок по духовно-нравственному воспитанию. Воспитанники с большим удовольствием принимают участие в спортивных играх и военно-патриотических мероприятиях, занятиях по сборке и разборке оружия, стрельбе.

25-26 июля 2012 года, с учётом накопленного опыта в школе-интернате, нами была проведена областная военно-спортивная игра «Зарница» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В игре приняли участие команды воспитанников 10 областных государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ульяновской области.

Игра была организована в честь памяти погибших бойцов отряда особого назначения «ОМОН» и подразделения по борьбе с организованной преступностью «СОБР», проходила два дня. Дети жили в палатках. Ребята смогли оборудовать удобное и уютное место для ночлега и отдыха в лесной зоне на территории лыжной базы «Динамо». Питание детей было организовано в условиях полевой кухни, которую организовали ВОО Ветеранов войны «Боевое Братство», Союз десантников ВДВ, руководство 31-ой бригады ВДВ. Следует особо отметить, что мероприятие финансировалось полностью за счёт средств спонсоров.

В созданных условиях товарищества и взаимовыручки, доверия и ответственности у ребят, имеющих относительную свободу передвижений, не возникло и тени желания совершить какие-либо антиобщественные поступки.

Мной организуются встречи с успешными и значимыми людьми, ведется совместная работа по профилактике вредных привычек.

Такая системная работа укрепляет дисциплинированность воспитанников: в школе-интернате нет ни одного ребёнка, состоящего на учёте в органах полиции, отсутствуют самовольные уходы. Одним из ярких результатов работы является то, что у наших воспитанников сформировано чувство патриотизма и гражданственности: в областной игре «Зарница» воспитанники Крестовогородищенской школы-интерната «Алый парус» заняли 1 место.

Роль попечительских Советов, общественности в деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неуклонно расширяется. Это и оказание помощи в организации досуга воспитанников; участие в обучении воспитанников социально-бытовым, коммуникативным и иным навыкам, необходимым для их социальной адаптации и интеграции в общество; участие в проведении мероприятий по правовому просвещению и пропаганде здорового образа жизни, а также мероприятий по поддержанию и укреплению социально полезных связей детей; оказание содействия в улучшении материально-технической базы учреждений; помощь в создании условий для профессиональной ориентации воспитанников путём организации экскурсий, знакомства с миром профессий; оказание содействия выпускникам в приобретении профессии в учреждениях профессионального образования в ходе постинтернатного сопровождения; участие в обеспечении гарантий свободы совести и вероисповедания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т т.д.

Однако, наряду с материальной поддержкой интернатных учреждений и оказанием помощи в воспитании детей, Попечительские советы несут еще одну не менее важную функцию, которая обозначена в проекте Федерального закона «Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации». В соответствии с ним они должны стать современным и эффективным инструментом независимого контроля, направленного на достижение транспарентности (т.е. прозрачности, однозначности) работы органов государственной власти и местного самоуправления, учёт общественного мнения, повышение эффективности государства, усиление его ответственности перед обществом. Именно эту функцию Попечительских советов нам необходимо усилить.

И завершая своё выступление, хочу сказать: главная задача нашей деятельности - это успешная социальная адаптация и интеграция в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитание всесторонне развитого Человека и достойного Гражданина нашей Родины. Конечной целью нашей совместной профилактической работы является передача максимального количества детей-сирот на воспитание в семьи.