Доклад Министра внутренних дел

«О вооружении нижних чинов С.-Петербургской городской полиции деревянными палицами»

«Всеподданнейшим долгом считаю испрашивать Высочайшего Вашего Императорского Величества соизволения на вооружение нижних чинов С.-Петербургской городской полиции, взамен шашек драгунского образца, деревянными палицами, согласно прилагаемому при сем описанию».

20 мая 1881 года.

«Описание деревянной палицы, составляющей вооружение нижних чинов С.-Петербургской полиции

Деревянная круглая точеная палица, длиною 10 вершков* (1вершок равен 4,45см) и шириной у верхнего конца 1/2 вершка и у нижнего - 1 вершок. Передний конец снабжен выточенною насечною рукояткою с прикрепленным наручным ремнем, нижний конец налит внутри свинцом. Палица носится в черном кожаном футляре, прикрепленном лопастью с двумя ушками к поясному ремню, застегивающемуся черною крашеною застяжною пряжкою».

Из архивных документов следует, что инициатором предложения, которое «всеподданнейше» докладывал царю министр, был градоначальник Санкт-Петербурга, намеревавшийся «осовременить» и «разоружить» городскую полицию, заменив «шашки драгунского образца» нa уже известные и апробированные за рубежом «деревянные палицы» (дубинки). Не являясь холодным оружием, они тем не менее позволяли полиции ряда стран Западной Европы и Америки эффективно воздействовать на нарушителей спокойствия.

Судя по всему, предложение о замене шашек на палицы насторожило царя, что и доказывает последовавший вскоре ответ:

«30 мая 1881г. №2320. По высочайшему повелению

Г-ну С.-Петербургскому Градоначальнику.

По всеподданнейшему моему докладу изложенного в представлении от 20 мая… ходатайства, Государь Император... соизволил: вооружение нижних чинов С.-Петербургской полиции, взамен шашек, деревянными палицами отложить впредь до рассмотрения вопроса об организации полиции в особом Высочайшем учреждении под председательством Свиты Его Императорского Величества генерал-майора Черевича...

О таковом Высочайшем распоряжении имею честь уведомить Ваше Превосходительство...

Генерал-адъютант Граф Игнатьев».

Характерно, что, несмотря на завуалированный дипломатичный отказ санкт-петербургскому градоначальнику, изготовленные ранее полицейские деревянные палицы выдали некоторым должностным лицам. Об этом, в частности, свидетельствует архивная расписка, оставленная 26 мая 1881г. (то есть до получения ответа) начальником Санкт-Петербургской исправительной тюрьмы: «Деревянную палицу для вооружения чинов полиции в футляре получил». И подпись как полагается.

Из документов более позднего периода следует, что «шашку драгунского образца» с вооружения нижних чинов полиции все-таки сняли, заменив ее армейской саблей, которая в отличие от своей предшественницы обеспечивала защиту руки.

Однако вопрос о необходимости палицы не снимался вплоть до 1917г. При этом власти большей частью ориентировались на опыт союзников - Франции и Англии. К примеру, еще в 1883г. «палки со свинцовыми набалдашниками» ввозились в Россию из-за границы.

В этой связи особый интерес представляют сведения, изложенные в инструкции под грифом «Совершенно секретно» для чинов московской полиции на случай возникновения беспорядков в столице, датированной 8 января 1917г.

«1-е Положение... п.3. Ротный командир, по получении этого (о беспорядках) сообщения, обязан приготовить дежурную часть своей роты к выходу, проверить боевую готовность дежурной части и распоряжается о выдаче дополнительных патронов и стеков.

Московский Градоначальник генерал-майор Шебеко».

Таким образом, стек, являясь, по-видимому, заменителем несанкционированной свыше деревянной палицы, не был постоянным предметом экипировки городских полицейских. Выдавался он наряду с «дополнительными патронами» лишь в особых случаях (при возникновении массовых беспорядков). Кроме того, личное оружие пешего полицейского включало в себя саблю армейского образца и револьвер на 6 или 7 патронов. В оснащении конного полицейского были карабин системы «Маузер», шашка (сабля) и нагайка. И у пешего, и у конного полицейского имелись патронташ, нож установленного типа и свисток.

Анализируя архивные справки, можно прийти к выводу, что в конце XIX - начале XX веков в России на вооружение нижних чинов городской полиции предлагались сначала деревянные палицы, а затем и стеки, близкие по назначению и способам применения к известной в мировой полицейской пpaктике дубинке. Предлагались, но не нашли широкого практического применения. Факт доказанный. Почему? Историки объясняют это «тем, что в дореволюционный период заметно возросшая активность и самовооружение боровшихся за свержение самодержавия классовых сил послужили причиной привлечения к их усмирению армейских частей, не нуждавшихся в дубинках. Если кавалеристы и пользовались стеком, то лишь для управления лошадью при верховой езде, а не для наведения порядка».

В послеоктябрьский период вопрос о вооружении советской милиции резиновыми палками ставился не раз. Hо в условиях тоталитарного государства с процветающим культом личности практической нужды в них не усматривалось. Только в июле 1962г., во время так называемой оттепели, в целях усиления охраны государственных, общественных интересов и личных прав советских граждан от посягательств преступных элементов эти атрибуты вооружения блюстителей порядка стали реальностью правоохранительной деятельности. В приказе министра внутренних дел РСФСР «О принятии на вооружение милиции резиновой палки и наручников» был определен специальными инструкциями порядок применения дубинки и наручников, оговаривалась необходимость «последовательного ввода» резиновой палки в автономных республиках, краях и областях Российской Федерации. Причем незаконное ее применение считалось абсолютно недопустимым и влекло за собой довольно серьезную ответственность. Hе прошло и четырех лет, как приказом МВД РСФСР был введен новый порядок ношения и применения резиновой палки.

Читаем: «Разрешить ношение резиновой палки в обнаженном виде в руке, а также на ремне с левой стороны... Резиновые палки вводить только с разрешения МООП РСФСР по ходатайству министров ООП автономных республик, начальников управлений ООП крайоблисполкомов, согласованного с соответствующими обкомами, крайкомами партии».

Нелишне будет привести и некоторые основные положения утвержденной тогда инструкции о применении резиновой палки. Рекомендовалось прибегать к ее помощи для «пресечения буйства и бесчинства хулиганов и других преступников, а также в отношении нарушителей общественного порядка, отказывающихся выполнять законные требования работников милиции, отражения нападения нa работников милиции или дружинников, должностных лиц государственных, общественных организаций и граждан». Категорически запрещалось наносить удары по лицу и голове и пускать в ход дубинки против женщин, детей, стариков и инвалидов, а также в помещениях милиции.

Полицейские разных стран тоже используют резиновые палки. За рубежом дубинки относятся к видам ударного оружия и изготавливаются из дерева, резины или эластичной пластмассы диаметром 2,5-4 см и длиной 30-65 см. Конная полиция Великобритании применяет удлиненные дубинки (65-90 см). А колониальная британская полиция оснащена дубинками «против мятежников», изготовленными из твердых сортов дерева со свинцом. Эта дубинка снабжена ремешком, и удар ею наносится двумя руками.

Hа вооружении некоторых подразделений американской полиции - дубинки с рукояткой длиной 15 см, составляющей прямой угол с боевой частью. Считается, что она более эффективна и ее трудно вырвать из рук полисмена. Существенный недостаток этой дубинки - наличие участка с минимальной прочностью. При нанесении слишком сильного удара часть ее обламывается. Полиция США использует также нунчаки - приспособление, состоящее из двух пластмассовых стержней длиной 30-50 см, соединенных нейлоновым шнуром или цепью. Если один из стержней убрать, а цепь сделать достаточно тяжелой, то получается оружие, которое при метании под ноги может остановить движение демонстрантов.

Во многих западных странах в ходу дубинка, имеющая металлический стержень, который окружен резиной. Оканчивается она гибким участком из резины или кожи (иногда со свинцом). С помощью этого оружия наносятся, как правило, оглушающие удары. Кроме того, служащих американской полиции снабжают перчатками из грубой кожи со свинцовыми включениями, что существенно увеличивает силу удара руки.

В Японии, помимо разного вида дубинок, сотрудники органов охраны правопорядка используют палки из пластмассы в виде дротиков и копий.

Широкое применение в США, Германии и Гонконге находят так называемые химические дубинки, содержащие раствор на основе Си-Эн и Си-Эр, выбрасываемый под действием фреона. Это оружие эффективно лишь на короткой дистанции. Во Франции и некоторых других странах используют аналогичные устройства для распыления аэрозолей.

Подобным же способом распространяется на небольшие расстояния ядовитая пена из специальных дубинок, изготовляемых в Израиле.

Для разгона несанкционированных демонстраций и усмирения массовых волнений применяют и электрические дубинки. При соприкосновении дубинки с кожей происходит электрический разряд, равноценный прикасанию рукой к голым проводам под напряжением 220В. Последние сообщения из Китая свидетельствуют о том, что и тамошняя полиция, и органы общественной безопасности довольно часто прибегают к помощи подобных дубинок при наведении порядка.

По информации старшего научного сотрудника Института США и Канады доктора юридических наук В.Hиколайчика, в Америке полицейские применяют дубинки лишь в соответствии с инструкциями (правового акта нет). Как правило, дубинками вооружаются наряды, несущие службу при объявлении особого положения, при ночном патрулировании и патрулировании территорий с высоким уровнем преступности. Боевое применение резиновой палки рассматривают наравне с применением огнестрельного оружия. Кстати, о новинках: последние образцы дубинок снабжены специальными звуковыми устройствами для распугивания нарушителей общественного порядка еще на стадии подготовки к акции.

Следовательно, мировая практика свидетельствует: дубинка - необходимый предмет вооружения блюстителей порядка.С одной стороны, ее применение строго регламентируется, с другой - принимаются меры для улучшения ее боевых свойств и эффективности воздействия на нарушителей.