Выбор позиции расположения машины. Особенности поведения водителей (пассажиров). В зависимости от того, ведут ли преступники разведывательную деятельность (наблюдение) или уже готовятся напасть, а также от конкретно планируемого сценария покушения могут различаться демаскирующие признаки. Начнем с общих признаков поведения и выбора позиции.

– Если автомобиль используется для наблюдения или в качестве эвакуационной машины, он располагается, как правило, по ходу движения, в постоянной готовности к движению, двигатель прогрет, водитель, как правило, за рулем (или рядом с машиной).

Машина поставлена таким образом, что при необходимости быстрого выезда водителю не надо будет прибегать к дополнительным маневрам. Если она припаркована в ряду машин, водитель следит за тем, чтобы никто не заблокировал выезд. Она может быть частично выдвинута вперед из общего ряда машин, и ее колеса будут повернуты в направлении приоритетного движения.

Если машину планируют использовать только в качестве эвакуационной или блокирующей проезд, чтобы застопорить преследователей, ее может и не быть в зоне прямой видимости охраны объекта. Но она обязательно будет находиться в зоне стратегической близости (максимум 2-3 минуты досягаемости для преступников) – за углом строения, у ближайшей транспортной развязки, причем припаркована в направлении планируемого отхода.

Чаще эвакуационные машины расставлены заранее по этапам эвакуации (рассредоточения) в местах, которые автомобилю сложно преодолеть на большой скорости, в т.ч. вблизи транспортных развязок. Использованный автомобиль бросают (часто поджигают быстровоспламеняющимся составом), после чего преступники пересаживаются в другие автомобили, на которых и покидают опасный участок.

Ожидающие на этапах автомобили выставляются в соответствии с рассмотренными ранее правилами. На начальных этапах быстрой эвакуации нередко используются автомобили с символикой правоохранительных органов (раскраска, номера, «мигалки»), «скорой помощи» (и других аварийных служб), с дипломатическими номерами, символикой и им подобные. На конечных этапах эвакуации нередко используется «будничная» маскировка. Потрепанный автомобиль с семейным скарбом, нередко в машине находятся женщины и маленькие дети. Также используют грузовой и специализированной транспорт, фургоны, где в массиве перевозимого груза делается скрытый тайник-схрон, в котором и вывозят преступников.

– При использовании автомобиля в качестве ВУ-закладки его припарковывают в том месте, где он при подрыве нанесет максимально планируемый эффект. Определяющими факторами в выборе позиции являются близость и точность расположения автомобиля по месту и времени.

Если планируется безадресное террористическое покушение, ставящее целью частичное или полное обрушение объекта и большое количество жертв, то основным фактором становится близость расположения автомобиля к объекту. Для максимального эффекта преступники постараются расположить автомобиль-закладку под аркой в сквозном проходе, в подземном гараже-парковке, рядом с зоной максимальной площади остекления, вблизи зон центральных входов-выходов (сосредоточения) людей.

Если рядом с объектом поражения располагаются места заправки ГСМ, топливные коммуникации и прочие взрыво- и огнеопасные объекты, машину-закладку постараются припарковать в привязке к ним.

Следует упомянуть еще об одной тактической уловке из арсенала террористов-подрывников – о дублирующих зарядах. Первая закладка (обычно заряд небольшой мощности) может находиться в легковом автомобиле недалеко от объекта внимания. После подрыва, когда к месту трагедии устремляются специалисты - правоохранительные органы, спасатели и т.д., за расчетным радиусом срабатывают более мощные закладки.

В настоящее время более частыми являются криминальные подрывы, т.е. заряды относительно небольшой мощности (от нескольких сот граммов до нескольких килограммов в ТНТ-эквиваленте), которые предназначены для совершения адресных покушений. Как свидетельствует практика, в ходе так называемых адресных подрывов (в т.ч. заказных убийств) часто гибнут и получают увечья совсем не те, кто являлись реальной целью преступников.

В ходе разведки преступники, как правило, определяют расчетный график и привычную схему передвижений жертвы, наличие охраны, ее алгоритм действий (так называемые шаблоны), после чего в привязке к этим условиям и используют автомобиль-закладку.

При внешнем посягательстве наиболее уязвим человек вне укрытия: на открытой местности, в зоне посадки-высадки в автотранспорт. Преступники припарковывают объект-закладку в зоне между дверным проемом здания и машиной жертвы. Если что-то мешает реализации преступного замысла, машину-закладку оставляют с внешней стороны от автомобиля жертвы.

Следует помнить, что дистанция до машины-закладки, как правило, не превышает 5м. Хорошо, если здание имеет внешнее ограждение, закрытый защитный периметр.

Также охране необходимо держать под контролем район заезда-выезда объекта на дорогу (как основной, так и запасной подъездные участки). Необходимо контролировать не только процесс проезда шлагбаума, ворот, но и участок дороги к ближайшему перекрестку, сам перекресток, а также первые 20-50м движения по основной дороге. В ходе движения по трассе особое внимание следует уделять местам сужения дороги, участкам с естественным торможением, обочинам или если на трассе вдруг появляется аварийный стоящий автомобиль, либо происходит ДТП (или его имитация).

В ряде случаев перед физической атакой вблизи объекта посягательства заблаговременно сосредотачивают тяжелую строительную и другую специальную автотехнику (трактора, грейдеры, самосвалы и т.д.), имитируя ремонт дороги и т.п. Впоследствии эту технику используют для разрушения защитного ограждения стационарного объекта, блокирования кортежа или инкассаторского автомобиля.

– Следует уделять особое внимание признакам наружного наблюдения (слежки) с использованием автотранспорта: повторяемость (одни и те же машины на разных участках трассы и вблизи объектов посещений), неадекватность поведения (в т.ч. явные ошибки и суета преследователей) и др. Обычно преследователи выдерживают определенную дистанцию для наблюдения, стараясь «прикрыться» случайными машинами. Преследующий автомобиль демаскируется, когда он периодически (несколько чаще обычного) «вываливается» из общего ряда движения машин либо ненадолго перестраивается на соседнюю полосу движения, но при этом не обгоняет объект наблюдения. Если в связке нескольких экипажей, можно заметить признаки переговоров по средствам оперативной радиосвязи или фото- и видеосъемки.

Выделим некоторые признаки, указывающие на то, что готовится нападение. Обычно перед нападением преследующий автомобиль некоторое время держится «в тени», но на расчетном участке резко ускоряется для атаки. Непосредственно перед нападением на автомобиль жертвы транспорт с преступниками может обогнать машину жертвы (это может быть и вспомогательный транспорт: автомобиль, мотоцикл либо пешеход-сообщник на пешеходном переходе), для того чтобы определить, точно ли жертва находится в салоне. Если основной автомобиль «прикрыт» машиной сопровождения, перед нападением ее постараются отвлечь каким-либо неадекватным действием (резкий обгон). Как только основная машина «оголяется», исполнители наносят удар с противоположного борта, при этом маневр нередко совершается и по обочине. Как уже отмечалось раньше, демаскирующим признаком огневой атаки, броска предмета и пр. часто служат заранее опущенные либо опускаемые стекла.

При движении следует обращать внимание на мотоциклистов, так как мотоцикл - очень мобильное средство, легко проходит в узких местах, и его сложно преследовать. Чаще всего мотоциклистов двое, при этом атакует (стреляет, крепит контактный заряд к корпусу автомобиля жертвы) седок, его приготовления перед нападением могут быть достаточно заметны. Бывает, что мотоциклист один (так же как и водитель-исполнитель за рулем автомобиля), но такие атаки на практике, как правило, заканчивались плачевно для самих исполнителей.

Следует обращать внимание на движение в местах сужения дороги или при одностороннем движении, по мосту, перед светофором и т.д. Будьте особенно внимательны, если только что обогнавшая машина начинает притормаживать, «отжимая» автомобиль жертвы, или вы видите припаркованную по ходу движения машину, замедляющую ваш проезд. Возможно, на расчетном участке автомобиль преступников желает подставить автомобиль жертвы (в т.ч. и весь кортеж) под обстрел боевиков или физический захват. В этом случае из автомобиля преступников через заднее стекло, откинутый тент или борт может вестись автоматный огонь или автомобиль с преступниками, двигаясь с нормальной скоростью, на расчетном участке внезапно тормозит, подставляя под удар машину жертвы. Используя шок от столкновения, преступники совершают нападение. К этой тактике преступники прибегают, если водитель автомобиля жертвы не выдерживает необходимую безопасную дистанцию в ходе движения, а маршруты движения жертвы известны и не меняются в течение длительного времени.

Обращайте внимание на некоторые характерные моменты поведения преступников в период ожидания перед нападением. Часто они собираются в визуальной и тактической привязке к месту появления жертвы (выбранному участку нападения) или к направлению эвакуации (к эвакуирующему автомобилю). Их поведение будет отличаться повышенной нервозностью либо показной беспечностью. Интенсивное курение, иногда употребление алкоголесодержащих напитков, тесное «кучкование» на определенном месте сопровождаются истерическими гомерическими взрывами хохота, повышенной агрессивностью к окружающим, иногда молитвенными или ритуальными действиями. Находиться на позиции в одиночку просто страшно, поэтому преступники толпятся возле машин, подсознательно собираясь возле точки спасения.

Привлекают внимание и специфичная просторная одежда, наличие сумок (рюкзаков и пр.), скрывающих элементы оружия, специальной экипировки, средств связи, специальная обувь, жестовое и визуальное общение между собой, использование радиосвязи и оптики.

Более грамотная маскировка в период ожидания обычно связана с имитацией обоснованного и рутинного вида деятельности. Подобных поведенческих признаков достаточно много, однако их подробный анализ не входит в рассматриваемую тематику.

Представленное криминологическое исследование по использованию автотранспорта в различных покушениях сделано автором на основе анализа большого количества преступных посягательств как в отечественной, так и в зарубежной практике. Данный раздел как составная часть многих специальных дисциплин рассматривается в нашем Центре при проведении занятий с различными категориями обучаемых: сотрудниками личной или стационарной охраны, инкассации, взрывотехнических и досмотровых подразделений, руководящим составом служб безопасности. Разработка систем защиты, контроля, проведения превентивных охранных мероприятий занимает особое место в работе руководителя частного охранного предприятия или службы безопасности, так как должна включать трезвый прогноз действий потенциальных злоумышленников применительно к конкретным условиям охраняемого объекта.

Сокращения, используемые в тексте:

тнт - тринитротолуол (тротил);

ВУ – взрывное устройство;

ВВ – взрывчатые вещества.

Андрей ШИКИН - преподаватель Центра специальной подготовки по обеспечению безопасности жизнедеятельности РГУФКСиТ.