Возрастающие криминальные и террористические угрозы требуют переосмысления устаревших взглядов на обеспечение повседневной личной безопасности. И в первую очередь, это касается времени и условий транспортных перевозок в черте мегаполисов, где количество пассажиров исчисляется миллионами. «Сейчас метрополитен перегружен на 40%. Если ничего не делать, то скоро наступит коллапс. Фактически коллапс уже наступает!» – прокомментировал газете «ВЗГЛЯД» руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

В профильной газете «Метро», распространяемой на станциях, в заметке под названием «Метрофон» приведены данные исследования аналитической группы SmartMarketing, проведенного по итогам 2011 года. По данным исследования, 77% пассажиров метро во время поездки слушают музыку, порядка 40% - занимаются чтением, 36% - играют. При этом самым распространенным «метро-гаджетом», конечно – по данным исследования – остается смартфон, на котором удобнее всего совмещать эти занятия. В завершение заметки приводятся возможности одного из популярных смартфонов. «Вооруженный этим «метрофоном» пассажир, пишет автор заметки, сможет общаться не только текстом и голосом (Авт - !?), но и по видео...»

Идея обеспечить пассажиров метро доступом в Интернет появилась год назад у московского мэра Сергея Собянина. После этого начались переговоры руководства метрополитена с сотовыми операторами на предмет организации бесплатного доступа.

Как писала в свое время газета «Комм5ерсант», вокруг возможности организации Wi-Fi Интернета в метро велись споры. Еще в 2007 году компания «Комстар — Объединенные телесистемы» - намеревалась запустить в подземке платную сеть беспроводного доступа к Интернету. В декабре 2011 года глава ГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин заявлял, что это невозможно: «На наших линиях реализуется технологическая связь, работающая в диапазоне, в котором работает Wi-Fi. Наложение этого диапазона недопустимо, так как это вносит помехи в эксплуатацию действующих линий…»

К слову сказать, автор этой статьи поучаствовал в одном из мероприятий, которое проводилось в рамках Всероссийской конференции «Безопасность на транспорте» в рамках известной выставки. Теперь же каждая выставка, учитывая актуальность темы обеспечения безопасности на транспорте, стремится провести или конференцию, или круглый стол, где профильные дяди вещают о безопасности, причем «на разных языках», не совсем понимая друг друга. И после одной из красочных презентаций главным конструктором известной компании – разработчика комплекса аппаратуры связи, в том числе Wi-Fi и Интернета под землей, т.е. в метро, автором настоящей статьи был задан простой и естественный (для инженеров по радиоэлектронике и связи) вопрос. Он напрямую касался проблем электромагнитной совместимости разнородных комплексов: диспетчеризации, сигнализации, технологической связи и дополнительно вводимых устройств, способных обеспечить бесперебойную работу основных видов гаджетов под землей. Ответ был шоковый для большинства присутствующих специалистов – «в Техническом задании на созданную систему требования по электромагнитной совместимости отсутствовали».

Эта статья появилась на страницах медиапортала «Хранитель», как продолжение серии статей по безопасности подземки, именно сейчас, потому, что представители заинтересованных компаний заявляли ранее, что «если строить сети сейчас, то к апрелю—маю они будут готовы к запуску». Как писала в конце марта «Комсомольская правда», сотовые операторы готовы в течение полугода охватить Интернетом всю столичную подземку. Достаточно лишь согласия самого метрополитена.

Организация сетей в тоннелях московского метро, по словам ее представителя, может обойтись в 100 млн. руб. Но о затраченных средствах расскажем позднее.

Многие из пассажиров тщательно следят за техногенными и антропогенными авариями в подземке, и не только столичной. Еще свежи в памяти и теракты в конце марта 2010 года, и ежегодная гибель (как отмечает статистика) более ста человек. И это роковое число будет постоянно возрастать, особенно при отвлечении основных органов чувств на поиск в Интернете, переговоры по телефону, чтение и разглядывание картинок с экранов, игры сложной и многоступенчатой структуры с активным управлением и звуковым сопровождением. Ведь Интернет обещает многое сейчас и еще больше возможностей в ближайшем будущем.

А как же эапретительные, ограничительные, рекомендующие, направляющие потоки людей объявления, которые, как считает, наверное, сама администрация метрополитена, должны слушать и выполнять пассажиры.

Ведь когда уши закрыты наушниками, глаза смотрят на экран, а в руках разворачиваются «острые» события, то тут уже не до внимания к остальным пассажирам и помощи инвалидам и другим группам. Почти все органы человека (глаза, уши, руки) заняты не соблюдением и обеспечением безопасности по правилам метрополитена, а развлечениями или согласованием, в основном, пустяковых вопросов.

И естественно останутся без внимания такие предупреждения, которые периодически оглашают по радио. А если в наушниках пассажир не будет слышать такие важные и оперативные объявления по трансляции: «Выход с правой стороны», «Осторожно, двери закрываются», «Освободите вагоны», «Уступайте места инвалидам, пассажирам пожилого возраста и беременным женщинам», в том числе при ЧС и т.п. Уже сейчас проявляются проблемы и столкновения в противоположных потоках пассажиров с наушниками при выходе и входе в вагоны метрополитена. А эти столкновения, естественно, будут все больше приводить к «разборкам» на станциях и в вагонах, в том числе с применением холодного и травматического оружия. И потерпевшими при этом будут посторонние люди, простые пассажиры.

Следует также принимать во внимание, что сегодня значительную долю пассажиров метрополитена составляют иногородние жители (в т.ч. и проезжающие транзитом), которые плохо ориентируются на станциях и переходах, в вагонах и направлениях. При этом они создают скопления людей, часто опаздывают, перевозят объемный багаж.

Добавьте к этому наушники с Интернетом, и остается только ждать больших неприятностей, связанных с рисками для здоровья и жизни их самих и других пассажиров.

Многие из руководства профильных структур Минтранса ссылаются на повышение комфорта, наверное, по каким-то внутренним причинам забыв, что комфорт - не самый главный показатель качества работы метрополитена. В известной всем пирамиде личностных ценностей – безопасность личности занимает третье место по важности, а комфорт далеко внизу. А в метро (и не только) пирамиду ставят с ног на голову, причем признавая только свое видение правильным (или более выгодным). При этом, при наступлении ЧС списывают потери (моральные и материальные) на «человеческий фактор» отдельных граждан. На самом деле, угрозы жизни и здоровья закладываются заранее при такого рода непродуманных до конца шагов.

В свое время от главы МЧС прозвучало: «Культуру безопасности надо вдалбливать».

Правда, он высказался, в данном случае, о «пиротехнике», но в целом слова правильные. А в рассматриваемых аспектах, руководство и служба безопасности метрополитена отгораживаются от безопасности, как минимум, наушниками.

Что после этого «новшества» будут стоить напоминания по радиотрансляции о том, что «метрополитен является зоной повышенной опасности», которые передаются часто на эскалаторах, и кто их будет слушать.

Причем, следует обратить внимание на то, что писал «Коммерсант»: «Решение о предоставлении платного высокоскоростного доступа в Интернет будут принимать уже операторы мобильной связи, которые станут участвовать в проекте. Сейчас Интернет для Wi-Fi предоставляется компанией МТС».

Автор в серии статей на медиапортале «Хранитель» уже обращал внимание читателей на соблюдение повышенных требований по безопасности в метрополитене, и в какой мере администрация метрополитена способствует (или не способствует) безопасности пассажиров. (Часть материалов помещена под статьей в разделе «Читайте также»).

Портал «Лента.ру» в середине марта 2012 г. писал, что «пассажиры лондонского метро смогут выходить в Интернет через Wi-Fi.. Беспроводная сеть заработает в подземке в июле 2012 года. В этом же месяце в Лондоне стартуют XXX-ые  летние Олимпийские игры.

К июлю Wi-Fi будет доступен на восьмидесяти из 270 станций лондонского метро. К концу года число станций, где можно выйти в Интернет, вырастет до 120». Но вот умные люди вспомнили о безопасности и ограничили зону приема: «Сигнал Wi-Fi можно будет поймать только на платформах, эскалаторах и в холлах у билетных касс. В туннелях сеть функционировать не будет».

Ведь в конце марта т.г. ИТАР-ТАСС, со слов Транспортного департамента, сообщил –«Покрытие сигналом Wi-Fi обеспечивается 100 процентов площади вагона вне зависимости от его наполнения пассажирами, с соблюдением всех требований и норм технической безопасности". А представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры напомнил в одной из газет, что «пользователи получат возможность видео-звонков, доступ к новостным сайтам, работе с электронной почтой, общению в социальных сетях и другим Интернет-сервисам».

Хотя стоит заметить, что в свое время он говорил, что "На наших линиях сейчас реализуется технологическая связь, работающая в диапазоне, в котором работает Wi-Fi. Наложение этого диапазона недопустимо, так как это вносит помехи в эксплуатацию действующих линий. Мы прорабатываем другие возможности быстрого доступа в Интернет".

А в выступлении перед прессой глава столичного метро И.Беседин упомянул, что: «На сегодняшний день перегружены восемь из12 линий московского метро». .За один день было перевезено 9,2 миллиона пассажиров, и об этом было рассказано с таким подтекстом, что «метрополитен может обеспечить дополнительный объем перевозок пассажиров». Но ведь такое количество, скорее всего, станет нормой, и безопасность только уменьшится.

 

(Продолжение следует)