«Большая трансформация: создавая новые модели» - так назывался очередной, 42-й Всемирный экономический форум в Давосе. В швейцарский городок приехали 2,6 тысячи политиков, бизнесменов, ученых, в том числе порядка 40 президентов и премьер-министров. Они участвовали в жарких дискуссиях, обсуждая возможные пути выхода из надвигающейся экономической рецессии. На этом фоне заявление главы российского антинаркотического ведомства Виктора Иванова о том, что «решение проблемы афганского наркопроизводства позволит вылечить глобальную экономику», прозвучало как гром среди ясного неба.

Резонный вопрос: какая связь между наркотиками и долговым мировым кризисом? Самая прямая.
Деньги наркомафии, подчеркнул Виктор Иванов, ежегодно наносят мировой экономике ущерб в два триллиона долларов. Каждый год в нее попадает более 500 миллиардов долларов, полученных от продажи разного рода зелья. Сумма, сопоставимая с размером ВВП таких стран, как Франция или Великобритания. Следовательно, продолжил свою мысль директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), можно уверенно утверждать: именно эти «грязные деньги» - базис современной финансовой системы.

УДОБРЯЮТ НЕЧИСТОТЫ
Вырученные от продажи наркотиков средства и порождающие их глобальные наркотрафики, отметил в выступлении Иванов, являются донорами столь дефицитной ликвидности. Как свидетельствуют расследования дел, связанных с отмыванием преступных доходов, крупнейшие банки критически зависят от «грязных денег» наркомафии.
Возможность перманентного восполнения столь необходимой ликвидности, отметил Виктор Иванов, во многом является движущей пружиной финансово-экономического и социального заказа на продолжение наркопроизводства. В свою очередь само существование глобального финансового пузыря обусловлено именно этой возможностью для банков привлекать ликвидные наркоденьги.
«По сути нечистоты удобряют нынешнюю экономическую систему», - заявил Иванов.
Наркоденьги, констатировал далее директор ФСКН, стали «жизненно важным и необходимым сегментом всей монетарной системы и одной из составляющих современного финансового кризиса».
Если объемы перехватываемых наркотиков в мире составляют порядка 10-15 процентов, то доля конфискации наркоденег - менее 0,5 процента. Это означает, что вся выручка мировой наркоэкономики практически беспрепятственно поступает в оборот и участвует в мировом денежном обращении с использованием возможностей легальной финансовой системы.
При этом существуют недобросовестные банки, практикующие объемные финансовые операции за пределами своей способности отвечать по обязательствам. В целях обеспечения ликвидности руководители таких банков идут на криминальное привлечение или точнее - поглощение гигантских по объемам криминальных денег, абсолютное большинство которых «заработаны» наркодельцами.
Особое внимание Виктор Иванов обратил на следующие выводы экс-заместителя генерального секретаря Организации Объединенных Наций, исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП) Антонио Коста. Согласно его данным в период глобального финансового кризиса 2008-2009 годов в крупнейшие банки мира для устранения критического дефицита ликвидности было вброшено, инжектировано порядка 352 миллиардов наркодолларов, которые затем пошли на межбанковские заимствования.
- Этот факт не удивляет. По оценке МВФ, потери крупнейших американских и европейских банков на «токсичных активах» с января 2007 по сентябрь 2009 года превысили триллион долларов. Тогда же обанкротились более 200 крупнейших ипотечных компаний и масса других финансовых организаций.
Выводы о приоритетной роли средств наркобаронов в глобальном кризисе подтверждаются и другими многочисленными свидетельствами, включая аналитические материалы ФСКН. Причем кризисные периоды, как неоднократно подчеркнул директор ФСКН, лишь обостряют и обнажают проблему ликвидности, делая ее более зримой.

УЩЕРБ ВПЕЧАТЛЯЕТ
Существующая финансовая система оперирует многочисленными разрастающимися финансовыми инструментами типа опционов, фьючерсов, свопов и прочих деривативов, наполняющих так называемый финансовый мыльный пузырь. Она уже не может обходиться без вкачивания в нее «грязных денег».
Столь неутешительное заключение полностью основано на авторитетных экспертных оценках, содержащихся, в частности, в опубликованном научно-исследовательском докладе (Research report) УНП ООН. Он посвящен изучению незаконных доходов, получаемых от наркотрафика и других видов транснациональной организованной преступности (Estimating illicit financial flows resulting from drug trafficking and other transnational organized crimes).
В документе говорится, что вход «грязным деньгам» в легальные финансовые потоки сегодня крайне облегчен, хотя «инвестирование» подобных средств серьезно разрушает реальную экономику и существенно замедляет экономический рост. Общий размер наживы транснациональной организованной преступности оценивается в докладе более чем в триллион долларов (1,5 процента глобального ВВП). До 70 процентов этой гигантской суммы благополучно отмывается. Самый прибыльный сектор криминального бизнеса, как показало исследование, - незаконный сбыт наркотиков (на него приходится не менее половины «грязных денег»).
Между тем общество расплачивается за циркуляцию наркотиков поистине по самой высокой цене. И речь идет не только о погибших в.результате их употребления людях.
Представленные в докладе Ц6Л расчеты достоверно показывают: экономические потери от наркотрафика в два-три раза превышают его стоимость. Так, в США объем рынка кокаина в денежном выражении равен 35 миллиардам долларов, героина и других наркотиков - 15 миллиардам, а прямой ущерб, который наносит оборот этого зелья американской экономике, достигает 150 миллиардов долларов!
С учетом того что аналогичные наркорынки действуют на территории Евросоюза и Китая, крупнейших торгово-экономических партнеров США, масштабный негативный эффект воспроизводится в форме отрицательной синергии. Добавим к этому следующие факты: в Европе функционирует самый большой рынок афганского героина, в Старом Свете сбывается половина латиноамериканского кокаина.
И получим итог: реальный сектор экономики ведущих стран мира обрушивается все быстрее. Наркоденьги в совокупности со спекулятивным пузырем попросту истощают экономику созидания и развития. В связи с этим уместно вспомнить широко обсуждаемое в мировой прессе расследование в отношении финансовых операций банка Wachovia за период с 2004 по 2007 год.
По данным британской газеты «Обсервер», в начале 2010-го этот банк подписал досудебное соглашение с американскими регуляторами, заплатив в обмен за снятие обвинений в содействии отмыванию денежных средств около 150 миллионов долларов. Таков результат 22-месячного расследования, проведенного сотрудниками Агентства по борьбе с наркотиками США, которые установили, что именно через Wachovia мексиканские наркокартели в 2004-2007 годах проворачивали финансовые операции посредством электронных переводов, дорожных чеков и внесения наличных.

ВСЕ СМЕТАЮЩИЙ ПОТОК
Много лет подряд в Афганистане полным ходом идет изготовление героина поистине в промышленных масштабах. Последствия?
65 миллиардов долларов, ежегодно извлекаемых криминальным сообществом из афганского наркопроизводства, оборачиваются для мировой экономики потерями порядка 200 миллиардов долларов в год, гибелью сотен тысяч молодых работников. По каким же причинам живет и здравствует «афганский феномен»?
Одна из них - в наличии глобального финансового пузыря. Его существование, убежден Виктор Иванов, обусловлено возможностью для банков привлекать ликвидные наркоденьги. А суммы это колоссальные, поскольку распределение доходов от афганского наркопотока идет по уровням преступной пирамиды - чем выше уровень, тем больше доход. На самом верху - запредельный.
Схожая картина и с дележкой прибыли, которую приносит кокаиновый бизнес. В 2009 году она составила порядка 84 миллиардов долларов. Однако тем, кто выращивает андскую коку, досталось не более одного миллиарда, зато 35 миллиардов оказались в Северной Америке и еще 26 миллиардов долларов - в Центральной Европе.
Сегодня активно функционируют два глобальных наркотрафика - латиноамериканский кокаиновый и афганский героиновый. Впечатляющая разрушительная сила упомянутых наркопотоков особенно наглядно видна на примере судеб государств, через которые проложены маршруты транспортировки зелья.
Оказавшиеся на этих путях вследствие географического положения страны входят в зону бесконечной социально-политической турбулентности, что неудивительно. Ведь власти транзитеров поневоле располагают бюджетами которые вдвое-втрое, а нередко и на несколько порядков уступают стоимости перебрасываемых через их территорию грузов наркотиков. Здесь достаточно вспомнить о трагедии Мексики, буквально вспоротой лавиноподобными наркопотоками, которые спровоцировали нескончаемую кровавую междоусобицу в стране.
Еще один пример - Центральная Азия, о которой упомянул Виктор Иванов. «Бюджеты лежащих на пути Северного маршрута афганского героина государств Таджикистан и Киргизия, - отметил директор ФСКН, — в несколько раз меньше финансовой мощности проходящего по их территории афганского наркопотока».
Глобализация наркопреступности и возникновение сметающих все на своем пути глобальных наркопотоков, заявил Иванов, к сожалению, стали обыденностью и для стран Балканского полуострова. Достаточно указать на то, что Косово после известных событий превратилось в главный транзитный наркокластер Европы. В этом бывшем автономном крае Сербии, отделившемся от нее с помощью НАТО, с одной стороны, стыкуются оба главных наркотрафика - кокаиновый через Африку и героиновый через Турцию, а с другой - здесь же осуществляется целевая перевалка зелья в страны Европейского союза.
По оценкам ООН, через этот европейский центр наркодистрибуции ежегодно протекает порядка 50 тонн героина. Размер прибыли от такого транзита достигает трех миллиардов евро в год, то есть в два раза превышает бюджет частично признанного государства — Республики Косово. Более того, анализ кокаинового глобального наркотрафика свидетельствует, что в течение последних десяти лет он не только кардинально сместился на европейское направление, но и создал сотни новых маршрутов из Латинской Америки через Западную Африку в Европу.
При этом совершенно типичен для подобной ситуации процесс стремительной трансформации наркопотока в доминирующий криминальный субъект геополитики.
Субъект, обладающий гигантскими финансовыми, технологическими и людскими ресурсами, отмобилизованными на переформатирование политического и экономического глобального пространства. Самые очевидные тому примеры - ситуация в западном Сахеле, перевороты в Гвинее-Бисау, Мавритании, Нигере, беспорядки в Кот-д'Ивуаре. Немалый вклад внесли наркотрафики и в дестабилизацию ситуации в арабских государствах. Эти примеры, подчеркнул глава антинаркотического ведомства России, еще одна показательная характеристика планетарного масштаба наркопотоков.

КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА
По мнению Виктора Иванова, для ликвидации глобальных наркопотоков потребуется кардинальная трансформация мировой финансовой системы. Отрадно, что эта проблема была рассмотрена на саммите «Большой восьмерки» в Довиле, поскольку наметилось весьма перспективное направление совместной работы по укреплению международной безопасности. Но этого явно недостаточно.
Необходима решительная консолидация правительств ведущих государств планеты с целью организации мировой антинаркотической коалиции, которая бы действовала именно против глобального уровня наркопотоков и в тесном взаимодействии с политиками, экономистами и финансистами. Ключевым направлением ликвидации основных наркотрафиков является переформатирование существующей экономики, переход к экономике, исключающей криминальные деньги и гарантирующей воспроизводство чистых ликвидных активов. То есть к экономике развития, когда в основе принимаемых решений лежат перспективные проекты и целевые долгосрочные кредиты.
Примером такого подхода может служить представленный на Совете Россия - НАТО российский план ликвидации афганского наркопроизводства «Радуга-2», вторым пунктом которого обозначены «разработка и реализация программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие».
Глава ФСКН России предложил участникам Всемирного экономического форума создать рабочую группу для подготовки к следующей встрече в Давосе специального доклада с привлечением ведущих экспертов ООН, Мирового банка и других организаций по оценке вызовов мировой экономике со стороны глобального наркопроизводства.

Печатается с сокращениями.
Общероссийская еженедельная газета «Военно-промышленный курьер», 15-21.02.2012