Именно такая тема была заявлена при проведении круглого стола, который состоялся в президентском зале международного мультимедийного пресс-центра (ММПЦ) РИА Новости 7 декабря т.г.

30 июля 2010 года Правительство РФ утвердило «Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте». Программу реализуют, как указано в раздаточных материалах мероприятия, Минтранс совместно с ФСБ, МВД, МЧС России, другими федеральными органами исполнительной власти, а также с субъектами РФ и субъектами транспортной инфраструктуры.

А 7 декабря т.г. в президентском зале международного мультимедийного пресс-центра (ММПЦ) РИА Новости состоялся круглый стол на тему: «Что россияне думают о безопасности на транспорте»

К участию в мероприятии были приглашены, выступили и ответили на вопросы журналистов:

- генаральный директор ВЦИОМ Валерий Фелоров;

- директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта РФ Владимир Муратов;

- заместитель директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта РФ Геннадий Денисюк;

- заместитель начальника Управления безопасности на транспорте МВД России …. Бревнов;

- генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Следует отметить, что на круглом столе отсутствовали представители МЧС, а также заявленные «ведущие безопасники» страны – Владимир Васильев – председатель Комитета действующей (пока) Думы по безопасности и Александр Чекалин, бывший первый зам. министра МВД России – зам. председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по обороне и безопасности.

В рамках этой программы ВЦИОМ (Всероссийский Центр по Изучению Общественного Мнения) провел по заданию Минтранса исследование общественного мнения, которое, в том числе, показало степень информированности людей и их действий при возникновении актов незаконного вмешательства, уровень их удовлетворенности системой защиты от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, а также их оценку системы информирования и оповещения на транспорте. Результаты исследования были представлены на слайдах и в виде красочно оформленного буклета. На наш взгляд не все основные показатели были учтены при расчетах.

К сожалению, не было вопросов от журналистов и не прозвучало в выступлениях серьезного аспекта безопасности - возмещение в связи с гибелью человека на транспорте. Под "стоимостью" человеческой жизни подразумевается считающееся обществом "справедливым и оправданным" материальное возмещение в связи с гибелью человека на транспорте, производстве, в силовых структурах.

В продолжение этой темы 12 декабря т.г. в РИА НОВОСТИ также состоялось мероприятие, которое посвящено именно реализации этой «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте». Ваш корреспондент принял участие в обсуждении ряда горячих вопросов темы.

На этот раз на заседании круглого стола собрались представители разных видов транспорта. К работе круглого стола были приглашены:

-В.Черток – заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

- Н.Захряпин – заместитель Руководителя Росавиации;

- Е.Толгская – заместитель генерального директора ФГУ «Ространсмодернизация»;

- В.Капралов – заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота;

- В. Зуихин – первый заместитель начальника Службы контроля ГУП «Московский метрополитен»;

- представители других структур обеспечения безопасности на транспорте.

Модератором, как и на прошлом мероприятии, выступил О.Солодухин, координатор Ассоциации политических экспертов-консультантов.

Особый интерес позициям и выступлениям собравшихся придает тот факт, что в середине сентября Министр транспорта И.Левитин провел заседание Совета по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, а 22 ноября т.г. Президиум Правительства РФ рассмотрел ход реализации этой же программы.

Можно только приветствовать, что к обществу (через СМИ) обратились структуры Минтранса и отдельные его соратники по программе. Можно предположить, что такая открытость связана с тем, что на Президиуме Правительства РФ ход реализации этой программы был, вероятно, одобрен в целом. Да и может ли быть по-другому, ведь реализация комплексной программы осуществляется девятью главными распорядителями средств федерального бюджета – МВД, ФСБ, МЧС, Минтрансом, Ространснадзором, Росавиацией, Росавтодором, Росжелдором и Росморречфлотом.

И что же услышали господа журналисты из не совсем профильных печатных и электронных СМИ, собравшиеся в президентском зале РИА НОВОСТИ? Оказывается, Программа уже три раза корректировалась, а основной упор сделан не только на защиту жизни и здоровья граждан, но и на ЧС техногенного характера. Теперь так формулируются технические аварии, вес которых в общей статистике превышает 40%. Теперь стала достоянием журналистов «новость», что авиационная и морская безопасность почти соответствует международным стандартам, а вот автомобильный и железнодорожный транспорт (плюс метро) оказались не достаточно защищенными от актов незаконного вмешательства (АНВ – по терминологии нормативных документов).

Верно, с точки зрения безопасности, отметил В.Черток, должна быть разработана система предупредительных мероприятий. Большинство участников круглого стола рассказывали друг другу, какие этапы программы успешно реализованы, сколько бюджетных средств выделено и освоено. Оказывается, в первую очередь надо решить вопрос информационного обеспечения и взаимодействия федеральных служб (со своими соответствующими инстанциями).

А без комплексной программы, наверное, это было невозможно. И теперь создается Главный центр контроля и надзора, который будет обеспечивать мониторинг субъектов надзора, особенно в части выполнения ими (в основном, частными структурами) положений законодательства. А эти положения формируются на многих уровнях: от Правительства РФ до начальников дорог и вокзалов (аэропортов, портов и т.п.). Кроме этого Главного центра, будет еще 8 (восемь - !) в Федеральных округах России. Держитесь, юридические лица, ведь теперь и меры ответственности будут усилены: и уголовная ответственность вместо административной, и значительное увеличение штрафных санкций (пока еще в рублевом эквиваленте).

Большинство участников напоминали о проведенном категорировании объектов, о проводимой оценке их уязвимости и планах оборудования объектов инженерно-техническими средствами охраны. Причем, на основе новейших разработок и на новых физических принципах. Мало кто упоминал о необходимости подготовки кадров для эффективной работы с этими техническими средствами.

И совершенно не был затронут выступающими сложный вопрос обеспечения безопасности населения в транспортно-пересадочных узлах (ТПУ), а ведь к октябрю следующего года строители обещают закончить возведение первого в Москве транспортно-пересадочного узла у метро «Планерная». Транспортно-пересадочный комплекс (транспортно-пересадочный узел, ТПУ) — пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения.

В Постановлении Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. N 413-ПП "О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве" сказано, что «на транспортно-пересадочных узлах размещаются платформы посадки и высадки пассажиров, кассы и автоматы по продаже билетов, залы ожидания, "перехватывающие" парковки, стоянки машин легкового такси, технологические системы диспетчеризации, медпункты, системы безопасности и другие сопутствующие объекты».

Первоочередных ТПУ только в столице будет около двух десятков, и каждый из них станет уникальным строением с обособленным подходом к безопасности. Из-за большого пассажиропотока и объемности конструкций именно они станут уязвимыми местами в транспортной инфраструктуре, которые, скорее всего, привлекут внимание террористов и экстремистов различного рода.

Уже сейчас необходимо с привлечением профильных экспертов и специалистов решать все вопросы: транспортные, организационные, режимные, инженерные, технические, информационные, охранные и т.п.

В ответах на ряд вопросов от журналистов сквозило почти общее рассуждение: был Указ Президента после теракта в Домодедово, потом разработана Концепция, потом – Комплексная программа, в которой между ее авторами и исполнителями распределены внушительные суммы.

Наверное, с нашим подходом к безопасности населения так будет всегда: сначала возникает Чрезвычайная Ситуация (и как всегда неожиданно), потом «пинок – побудитель к имитации активной деятельности» от Президента или Премьера, потом разработка естественного коллективного (комплексного) плана действий. Да еще, как сейчас делают многие министерства и ведомства – перенос сроков исполнения, чаще под видом объединения или разделения программ, изменения их названия и т.п. (читайте газеты или Интернет). При этом обязательно, с учетом добавления средств из народного бюджета, который формируют граждане страны. И, буквально на следующий день после круглого стола, было объявлено о продлении сроков реализации и этой Комплексной программы Минтранса.

А ведь МВД России, в опубликованном проекте госпрограммы на 2012-2020 годы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», прямо пишет, что «в ближайшие три - пять лет сохранится тенденция по распространению в стране экстремизма и терроризма».

Представитель ОАО «РЖД» отметил, что компания регулярно расходует значительные средства на обеспечение безопасности своих объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Собравшиеся не стали упоминать о том, что на подходе закон-«самоспас», который заставит частные компании серьезно потратиться на антитеррористическую защищенность своих объектов, что обязательно повлечет за собой рост потребительских цен на пассажирские и грузовые перевозки.

Так что, россияне, каждый по-своему будет думать о безопасности на транспорте и доплачивать за нее из своего кармана, не такого уж широкого.