Чтобы отнять чужую собственность, преступники готовы на все: обман, подлог, вымогательство, насилие... 

Эпизод 1 

Жили в одной московской квартире две женщины: мать и дочь. У дочери было психическое расстройство. Других родственников у женщин не было. Когда мать умерла, для дочери настали нелегкие времена. Пропали документы о праве собственности на квартиру (видимо, во время оформления ритуальных услуг). Вскоре была составлена поддельная доверенность на право распоряжения этой жилплощадью, а потом — договор купли-продажи. 

Преступники действовали настолько нагло, что выкрали реестр нотариальных действий у нотариуса, якобы оформлявшего доверенность (в указанном реестре за этим номером проходила совсем другая сделка). И даже само хищение реестра было инсценировано как... изъятие его по решению суда из другого региона. Но и решение суда было поддельным, и человек, который явился с этой липовой бумажкой, никакого отношения к правоохранительным органам не имел! 

— О том, что владельцем квартиры является другой человек, пострадавшая узнала, когда ей стали приходить счета об оплате коммунальных услуг на другое лицо, — рассказывает подполковник юстиции Марина Труфакина, начальник 2-го отделения 1-го отдела Следственного управления УВД по ЦАО г. Москвы. — Пострадавшая сразу же обратилась в милицию, преступников задержали, по делу ведется расследование. 

К счастью для потерпевшей, преступники по отношению к ней не использовали, так сказать, «физическое воздействие». 

А вот законному владельцу другой квартиры повезло меньше: его похитили и насильно накачивали сильнодействующими препаратами. 

Произошло это так. Молодой человек жил со своими пожилыми родителями в шикарной квартире в центре Москвы. Но они один за другим умерли, и квартира попала в сферу интересов «черных риелторов». Юношу похитили и держали в притоне, накачивали психотропными препаратами. Документы на квартиру тоже украли. Молодому человеку удалось сбежать из притона и обратиться в милицию. Преступники были задержаны, но к этому времени квартиру уже несколько раз перепродали... 

 

Эпизод 2 

Известны также попытки мошенничества под видом оформления пожизненного содержания. 

— Пожилым людям, нуждающимся в помощи и уходе, нужно очень осторожно относиться к сладким посулам сомнительных фирм, — продолжает Марина Труфакина, - а все вопросы подобного рода решать через районные отделы Службы занятости населения. Ведь законного хозяина квартиры мошенники могут выписать, в лучшем случае, куда-нибудь в развалюху, а в худшем — в так называемый «резиновый дом», где будет прописан еще десяток таких же бедолаг, и до которого он, скорее всего, так и не доедет... 

Уже давно не секрет: обычно теряют жилье по вине мошенников люди одинокие, о которых никто не вспомнит и не начнет наводить справки. А если они вдобавок не вполне адекватны (с отклонениями в психике, злоупотребляют алкоголем, наркотиками), то преступникам и вовсе не сложно завладеть правами собственности на приватизированное жилье. Иногда проворачиваются и такие аферы, когда жилье уходит из муниципальной собственности. 

—  В этом случае объектом преступления является выморочная социальная жилплощадь, — объясняет Марина Труфакина. — Например, наниматель, как правило, одинокий человек преклонного возраста, скончался. Преступники отслеживают освободившиеся квартиры и задним числом оформляют приватизацию этого объекта недвижимости, а также договор дарения либо завещание. А потом продают квартиру, образуя цепочку добросовестных приобретателей. 

Разумеется, «провернуть» это может только хорошо организованная преступная группа с четко прописанными ролями, поэтому в дело вовлекается довольно широкий круг лиц с различной криминальной специализацией. 

— Чтобы проверить, не являетесь ли вы жертвой черных риелторов, запросите копию лицевого счета, которую выдают в службе «одного окна», — советует Марина Труфакина. — Именно в этом документе содержатся сведения о собственниках и нанимателях жилья. Ради своей безопасности старайтесь поддерживать социальные и родственные связи, дружеские и соседские отношения, чтобы в случае беды кто-то мог поднять тревогу. 

 

Эпизод 3 

По словам Труфакиной, известны случаи, когда дружба соседей по подъезду спасла квартиру, а возможно, и жизнь одного из граждан. 

— Этот гражданин, его можно отнести к категории тихих любителей спиртного, проживал в квартире на первом этаже много лет, его хорошо знали соседи, — рассказывает Труфакина. — Преступники проникли в его квартиру под видом сотрудников миграционной службы (УФМС), потому что в квартире вместе с хозяином жила его сожительница, гражданка Украины, не имеющая регистрации в Москве. Бдительные соседи обратили внимание на скандал, возникший между их соседом и «липовыми» сотрудниками УФМС, потребовали предъявить документы. Тогда один из преступников, естественно, никакого отношения к УФМС не имевший, предъявил поддельное удостоверение, которое сразу же вызвало подозрение. 

Вскоре хозяин квартиры обнаружил, что после визита «сотрудников миграционной службы» исчезли документы о праве собственности на квартиру. И тут тоже на выручку пришли соседи. Они помогли сменить личинку замка и приносили из магазина продукты, чтобы мужчина не выходил на улицу. Но преступники, тем не менее пошли на все, чтобы выманить пострадавшего из дома: некий гражданин подал в местное ОВД заявлен том, что упрямый собственник жилья, на которого велась охота, якобы украл у него мобильный телефон. Когда сотрудники милиции пришли к собственнику квартиры чтобы получить объяснения, выяснилось (опять-таки благодаря показаниям соседей), что мужчина уже давно не выходит из дома, поэтому украсть мобильник не мог.  

Оказалось также, что человек, подавший заявление, вообще нигде не значился, нигде не зарегистрирован. Сейчас по этому делу ведётся расследование, 

— Большинство мошенничеств с квартирами было бы неосуществимо, если бы такие сделки регистрировались в обязательном присутствии собственника жилплощади, а при невозможности его участия — проверялись прилагаемые к договорам доверенности на совершение сделок, на наличие оснований их отзыва. К каковым, например, по закону «О нотариате», относятся поддельность доверенности, смерть лица, выдавшего доверенность, ряд других оснований, — считает Труфакина. 

 

Эпизод 4 

В большой квартире в центре города жили муж с женой и их сын. Собственником квартиры был глава семьи. У него был еще один сын — внебрачный, которого он признал. Это значит, что ребенок имел право наследовать имущество отца. И вдруг мужчина скоропостижно скончался, а незадолго до смерти выдал своей супруге генеральную доверенность на право распоряжения жилой площадью. 

Отдавать 1/3 доли жилой площади, которая по закону полагалась внебрачному сыну ее супруга, женщина не захотела. Используя генеральную доверенность, хотя она утратила силу, то есть, выражаясь юридическим языком; «подлежала отзыву в связи со смертью лица, ее выдавшего», продала эту квартиру собственному сыну, исключив, таким образом, третьего претендента и, соответственно, нарушив его право наследования. Сейчас эта сделка отменена; права третьего наследника полностью восстановлены. 

— Если бы сотрудники Управления Федеральной регистрационной службы (УФРС) проверили генеральную доверенность на наличие оснований для отзыва, то гражданского процесса и огромной нервотрепки для всех его участников удалось бы избежать, — подчеркивает Труфакина. 

 

Печатается с сокращениями.  

Газета «Москвичка», №43, 2011