Спортивный фанатизм сегодня стал для многих стран явлением, радикальные проявления которого вызывают серьезную обеспокоенность общества. Накопленный в мире опыт решения существующей проблемы может быть полезным и для нашей страны. 

Первые отделы быстрого реагирования с целью обеспечения безопасности на спортивных объектах были созданы на базе управлений департамента общественной безопасности Франции после инцидентов во время проведения футбольных матчей чемпионата первой лиги. 

29 апреля 2010 года министр внутренних дел Франции Брис Ортефе принял ряд решений, направленных на усиление борьбы с хулиганством. При поддержке Национальной консультативной комиссии по предотвращению актов насилия на спортивных мероприятиях был осуществлен роспуск клубов болельщиков, что стало беспрецедентной в истории французского футбола мерой, принимаемой государственными органами в борьбе со спортивным хулиганством.  

Также была нейтрализована деятельность семи радикальных групп, совершавших акты насилия и вандализма во время сезона 2009-2010 первой лиги чемпионата Франции (пять в Париже, одна в Ницце и одна в Лионе). По словам министра, «эти санкции вписываются в рамки решительных мер по устранению на наших стадионах псевдоболельщиков с неприемлемым поведением». 

После создания Национального управления по борьбе с хулиганством и отделов быстрого реагирования Брис Ортефе потребовал у префектов систематического применения административных мер в виде запрета на посещение стадионов.  

В соответствии с законом о борьбе с бандами от 2 марта 2010 года подобный запрет действует в течение от 3 до 6 месяцев или до 12 месяцев в случае повторного нарушения. В результате в конце апреля 2010 года было установлено 654 запрета (по сравнению на 1 февраля 2010 года данная мера применялась в 311 случаях) на посещение стадионов: 514 административных и 140 в судебном порядке. 

Впервые созданное в целях обеспечения безопасности на футбольных стадионах специализированное подразделение было задействовано Управлением общественной безопасности департамента города Рона во время матча национального чемпионата между командами Лиона и Ниццы 27 февраля 2010 года. Не заменяя собой другие отделы, данное подразделение органично интегрировалось в предусмотренную на стадионах систему защиты общественного порядка. Его задача заключалась в том, чтобы разряжать напряженные ситуации, выявляя и затем нейтрализуя нарушителей порядка.  

После того как первый отдел быстрого реагирования был создан в управлении общественной безопасности департамента города Рона, возникли планы создания аналогичных подразделений и в других департаментах. «Бордо и Тулуза готовы. За ними последует Монпелье, - отметил начальник Национального управления по борьбе с хулиганством Антуан Бутонне. - Когда в августе начнется чемпионат Франции по футболу, в соответствии с целями, определенными Главным управлением общественного порядка, у нас уже будет по одному отделу  быстрого реагирования на каждый клуб первой лиги.  

30 сентября 2009 года в Главном управлении общественной безопасности было создано Национальное управление по борьбе с хулиганством. Оно занимается обеспечением координации и сочетанием полномочий правоохранительных органов как в сфере сбора информации, судебной работы, так и в сфере общественного порядка. 

При создании отделов быстрого реагирования за образец был взят опыт, полученный в департаменте Сена-Сен-Дени. Когда начальником округа Сен-Дени был Жак Мерик, он участвовал в разработке и внедрении службы обеспечения порядка на крупных мероприятиях, в частности, во время футбольных матчей, организуемых на стадионе «Стад-де-Франс». Он создал подразделение полицейских в спортивной форме, которые размещаются во время игры на стадионе. Эти сотрудники полиции прекрасно знали свое место, хотя могли работать на всем стадионе и в случае необходимости указать на различные проблемы другим сотрудникам». Опыт проводился в течение десяти лет, что в любом случае, достаточно для того, чтобы Антуан Бутонне, который в то время работал в департаменте Сена-Сен-Дени, смог сделать вывод о том, что «результаты были вполне удовлетворительными, особенно, по задержаниям». 

Антуан Бутонне принял решение использовать полученный опыт, исходя из того, что на стадионах отсутствовал посредник между работниками стадиона и работающими в полицейской форме сотрудниками подразделений, занимающимися охраной общественного порядка. «Нам показалось полезным иметь сотрудников полиции, которые могли бы снять возникающее напряжение в случае, когда сотрудники стадиона не справляются, и избежать необходимости дополнительно направлять отряды полиции для поддержания порядка. Мы сделали выбор в пользу спортивной формы для сотрудников таких отделов, что позволяет им работать более незаметно. Тем не менее, их присутствие действует профилактически, поскольку принадлежность к национальной полиции обозначена соответствующей надписью на форме». 

Действуя на всей территории стадиона, сотрудники отдела быстрого реагирования также должны участвовать в идентификации нарушителей порядка и лиц, представляющих опасность. Для этого каждый полицейский снабжен видеокамерой, что дает возможность, записывая каждое действие задержанных, предоставлять доказательства их вины. Преимущество состоит еще в том, что полицейские данного уникального подразделения прекрасно знают мир болельщиков. А, взаимодействуя с отделом общей информации, они оперативно получают необходимые сведения о группировках фанатов и хулиганов для быстрого их выявления. Отделы быстрого реагирования способны работать по всей территории стадиона, однако степень и формы их задействования осуществляются только по решению начальника соответствующего управления по охране общественного порядка. 

Прием на работу в отдел осуществляется на добровольной основе в рамках прохождения службы в управлении общественной безопасности департамента. Боевое звено в отделах быстрого реагирования составляет группа из шести сотрудников полиции. В одном отделе может быть до четырех групп, от шести до двадцати четырех человек. Отделы быстрого реагирования являются объединенными подразделениями, т. е. за сотрудниками сохраняются должности в действующих подразделениях, и они присоединяются к отделам быстрого реагирования на время проведения матчей, тренировок и подготовки. Вопросам повышения квалификации уделяется особое внимание. Сначала проводятся сборы для будущих руководителей отделов быстрого реагирования и специалистов психологической и физической подготовки. Затем для личного состава организуются теоретические и практические занятия в течение трех дней. 

Первое использование отделов быстрого реагирования показало свою эффективность. Деятельность сотрудников данных подразделений способствовала многочисленным задержаниям нарушителей из числа болельщиков во время проведения игр и была высоко оценена начальником Национального управления по борьбе с хулиганством. 

Планируется, что вскоре парламенту страны для рассмотрения Сенатом будет представлен законопроект об ориентировании и программировании в сфере внутренней безопасности, предусматривающий новые меры законодательного характера, направленные на поддержание правопорядка во время проведения спортивных мероприятий. Среди них: возможность введения комендантского часа для борьбы с хулиганами, запрет на перемещение представляющих опасность для общества болельщиков, обязательная регистрация лиц, доступ которых на стадион был запрещен, продление срока действия запрета на посещение стадионов. 

 

Материал предоставлен Управлением организации международного  

сотрудничества МВД России с разрешения атташе  

по полицейским вопросам Национальной полиции  

Франции в Москве Жан-Пьера Дюллье 

 

Журнал «ОХРАНА» МВД РФ, №1, 2011