Электронные и печатные СМИ полны материалами о крушении теплохода с большими человеческими жертвами. Днем 10 июля в Куйбышевском водохранилище на Волге затонул круизный двухпалубный теплоход "Булгария". На его борту, по разным данным, находилось до 208 человек. А Минтранс собирает очередную комиссию и ищет очередную жертву – кого-то из руководства соответствующего департамента своего министерства или в смежной организации. Как это было уже не раз и на железнодорожном, и на авиационном транспорте, и в метрополитене. Мы еще помним ту чехарду событий и мер, которыми тогда отметилось это министерство. Особенно вычурными показались оперативно подготовленные и наспех проведенные конференции и круглые столы разного масштаба: то виноваты другие министерства, то законодатели, то регионы и так далее и тому подобное. Но только не руководство Минтранса.

А ведь Президент Медведев сделал транспортную безопасность вопросом номер один.

Ровно год назад вице-премьер России Сергей Иванов попросил Минтранс побыстрее завершить работу над комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте. «В настоящее время Минтрансом ведется разработка этой комплексной программы, и она уже находится в завершающей стадии. Я прошу вас форсировать работу по окончанию разработки этой программы и представить ее на утверждение президенту», - сказал Иванов, выступая на заседании расширенной коллегии Минтранса. Программа есть, а толку - нет.

Участники недавно прошедших профильных парламентских слушаний отметили, что «в целом интерес к транспортной безопасности и озабоченность по поводу ее состояния носит спорадический характер и активизируется, как правило, в связи с очередным резонансным террористическим актом или иным чрезвычайным происшествием на транспорте». Подробный авторский материал на тему безопасности на транспорте можно найти по ссылке: www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=66991

Продолжим анализ свежих публикаций. По факту крушения теплохода возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта). Следователи выяснили, что теплоход был неисправен и проводил круизы без лицензии.

А кто должен был это контролировать?

Генпрокуратура России совместно с транспортными прокурорами начала проверку исполнения законодательства о безопасности на водном транспорте.

В частности, будет проверена правомерность выдачи судам разрешительных документов, а также работа Ространснадзора. Вот уже и крайний нашелся.

Проверка проводится в связи с катастрофой теплохода "Булгария", который затонул 10 июля в Куйбышевском водохранилище в Татарстане. Проверки разного масштаба, в которых фигурировали подразделения Минтранса, проводятся всё чаще и чаще, ведь это уже система.

В сообщении Генпрокуратуры указывается, что в ходе рейса, который выполняло судно, были допущены многочисленные нарушения. Как установили правоохранительные органы, у "Булгарии" отсутствовала лицензия на перевозку пассажиров, был неисправен левый двигатель, допущена перегрузка судна. Капремонт теплохода, построенного в 1955 году, был проведен в 1980 году.

По сообщениям ряда СМИ, глава МЧС Сергей Шойгу заявил, всего на судне были 208 человек, тогда как по документам значились лишь 179 человек. 12 июля объявлено в России днем траура.

О необходимости провести обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров, после катастрофы "Булгарии" заявил президент Дмитрий Медведев.

В сообщении Генпрокуратуры подчеркивается, что значительное число пассажирских судов имеют возраст более 30 лет. В 2010 году, как говорится в заявлении ведомства, количество эксплуатационных происшествий возросло на 42 процента.

Следователи Приволжской транспортной прокуратуры выяснили, что теплоход "Булгария", затонувший 10 июля, эксплуатировался незаконно. "На момент проверки установлено, что лицензия не оформлена и не выдавалась соискателям", - цитирует представителя ведомства "Интерфакс".

Это стало известно после анализа документов, изъятых в офисах субарендатора судна ООО "Аргоречтур", а также у владельца судна ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" и арендатора судна ООО "Бриз".

Кроме того, выяснилось, что судно было технически неисправно и перегружено. "Были допущены серьезные нарушения при эксплуатации данного плавсредства. Количество пассажиров было превышено фактически на 50 человек. Судно вышло в свой последний рейс с неработающим левым двигателем. Старший помощник капитана это подтвердил. Было перекачено топливо на правый борт, и крен судна составлял около четырех градусов. Также на правом борту находилась техническая вода, была нарушена центровка", - сказал представитель прокуратуры.

По документам, последнее техническое освидетельствование судна было проведено 15 июня текущего года. Уральской транспортной прокуратуре поручено проверить данный факт.

Внутри затонувшего судна водолазы насчитали 110 тел. Как ожидается, их поднимут на поверхность вместе с "Булгарией".

А кто ответит за эти безобразия с трагическими последствиями и подсудным оттенком. Или мы получим отработанный ответ, что очередная комиссия подготовит очередное заключение, предложения из которого войдут (со временем) в очередную программу, на основании которой будет составлена Концепция обеспечения безопасности граждан на далекие «лохматые» годы. Но тогда «трава не расти», потому что «после нас, хоть потоп». Извините за каламбур.

Ряд Интернет-изданий приводит комментарии с негодующими высказываниями по разным адресам.

Как отметил сайт «КМ.ру», «о готовности судна поспешил заявить и Минтранс: по сообщению ведомства, теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным. Что-то подобное мы уже проходили: когда горела пермская «Хромая лошадь», нам тоже долго рассказывали о том, что все проверки на пожарную безопасность клуб проходил вовремя и без замечаний.

Все эти ведомственные реляции, более похожие на попытку прикрыть, простите за выражение, задницу, плохо вяжутся с тем, что тема плохого состояния «Булгарии» не была секретом и широко обсуждалась на специализированных форумах».

Владимир Соловьев в февральском материале этого года (естественно по очередному поводу) в материале с понятным названием «Импотенция федерального значения» так и написал: «Господин Левитин, после того, что вы сделали с системой транспортной безопасности, отставка кажется очень и очень мягким выходом». С этим материалом можно ознакомиться по ссылке: http://www.psj.ru/djs/detail.php?ID=66513. Материал размещен на портале «Хранитель» в разделе «Дайджест СМИ».

«Независимая газета» в материале от 30 июня т.г. отмечала: «Как можно понять из случившегося, правительство РФ начинает убирать с ключевых постов наиболее, с нашей точки зрения, одиозных ставленников главы Минтранса Игоря Левитина. Причем застрельщиками начавшейся «чистки» выступили общественные активисты, блогеры и журналисты. С этим материалам заинтересованные читатели могут ознакомиться по ссылке: www.psj.ru/djs/detail.php?ID=68017.

Еще в одной статье от марта этого года под названием «Министерство транспортной неосведомленности», «Независимая газета делает вывод: «Однако стоит напомнить, что после авиаколлапса руководством страны были даны поручения разобраться в его причинах и предложить реальные инициативы по исправлению ситуации. Но на деле это вновь выражается в борьбе за установление управленческого контроля, что ведет соответственно к перераспределению финансовых потоков. Где же реальные, эффективные предложения и меры? Почему Минтранс и его глава, который руководит ведомством вот уже семь лет, не озаботились этим раньше? Увы, разного рода транспортные проблемы в стране не редкость. И всегда после распоряжений «сверху» Минтранс «берет под козырек». Вот только реальных улучшений почему-то не заметно. Полный текст этой стать читатели могут прочитать по ссылке: www.psj.ru/djs/detail.php?ID=66808.

Как могут заметить наши постоянные читатели, медиапортал «Хранитель» уделяет много внимания вопросам обеспечения безопасности на различных видах транспорта. Один из журналистов портала приглашен на открытый семинар, посвященный актуальным вопросам безопасности на транспорте, в частности практике построения систем видеонаблюдения на транспортных предприятиях.