15 апреля стало в этом году одним из самых значимых дней в жизни страны. И это отнюдь не преувеличение. В этот день были обнародованы итоги проверок готовности субъектов Российской Федерации к летнему пожароопасному периоду.

Учитывая, насколько серьезно пострадали летом 2010 г. сотни населенных пунктов и тысячи гектаров лесных угодий, межведомственные комиссии — куда вошли представители МЧС, МВД, Минобороны, Минздрава и других министерств - не делали на местах никаких скидок.

По закону, именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на органы местного самоуправления, и федеральные ведомства, имеющие в своем составе земли лесного фонда, ложится основная ответственность за его пожарную безопасность.

Однако с учетом событий прошлого года и рисками на этот год в работу включены все звенья системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

В этом году для тушения лесных пожаров будет сформирована группировка в 405 тысяч человек. В их распоряжении будет 63 тысячи единиц техники и 202 единицы авиатехники, сил и средств МЧС России, Минобороны России, МВД России и Рослесхоза и субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Министерством обороны в соответствии с утвержденным графиком производится передача в собственность субъектов Российской Федерации на безвозмездной основе 2199 автомобилей АРС-14. В 2010 году субъекты Российской Федерации уже получили в пользование 686 таких машин.

На защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением лесных пожаров, в 2011 году выделено более 7 миллиардов 930 миллионов рублей;

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в целом по всем субъектам Российской Федерации созданы резервы финансовых ресурсов в объеме более 16 миллиардов рублей и материальных ресурсов — 6 миллиардов рублей.

Одним из важнейших моментов в ходе проверок стало заполнение главами местной администрации паспорта пожарной безопасности. Его типовая форма была разработана МЧС России по поручению правительства. Паспорт, где указываются все силы и средства, способные защитить данный населенный пункт от лесных пожаров, на сегодня является документом первостепенной важности. Подписывая его, руководители на местах берут ответственность за готовность своего объекта к пожароопасному периоду.

По итогам работы межведомственных комиссий в субъектах Российской Федерации был выявлен ряд характерных недостатков, которые, ввиду наступления тепла на большей части страны, вызывают серьезную тревогу.

Так, не готовыми к летнему пожароопасному периоду комиссиями признаны Республика Адыгея, Ивановская, Воронежская, Рязанская, Свердловская области и Ямало-Ненецкий АО.

Правительствами Воронежской, Рязанской и Ивановской областей проведена работа по устранению выявленных недостатков, и они представили в адрес министерства информацию об устранении этих замечаний.

Руководителям Архангельской, Ленинградской, Вологодской и Свердловской областей, Красноярского края, Республики Якутия предписано принять дополнительные меры по обеспечению безопасности сел и деревень.

Серьезную обеспокоенность вызвал низкий уровень пожарной безопасности многих поселков, особенно дачного типа.

В 2010 году была зарегистрировано более 32,3 тыс, очагов природных пожаров на общей площади более 2 млн гектаров. государством на борьбу с лесными пожарами -и ликвидацию их последствий было затрачено более 19 млрд рублей

Сегодня на учет взято более 11 тысяч населенных пунктов, находящихся вблизи лесных массивов. но только 51% из них признаны готовыми к пожароопасному периоду.

Руководителям Архангельской, Ленинградской, Кировской, Тюменской, Челябинской и Калужской областей следует предпринять срочные меры по защите дачных поселков от угрозы пожаров.

К основным нарушениям требований пожарной безопасности в населенных пунктах и дачных некоммерческих объединениях граждан относятся отсутствие либо нарушение:

• установленной ширины противопожарного разрыва на всей протяженности границы с лесным участком;

• установленной ширины минерализованной полосы на всей протяженности границы с лесным участком;

• наружного противопожарного водоснабжения, подъездов (проездов) к его источникам;

• звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

 

Лесные пожары 2010 года указали и на необходимость дополнительной противопожарной защиты учреждений летнего отдыха детей.

В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации надзорные органы МЧС России проверяют детские лагеря на безопасность. Эта работа будет завершена до 1 июня текущего года.

Еще один урок минувшего лета — это понимание важности роли добровольных пожарно-спасательных формирований. Сегодня задача МЧС — скоординировать эти силы и определить места их дислокации.

Для обеспечения пожарной безопасности удаленных населенных пунктов и городских округов уже создано 8 тысяч 370 подразделений добровольцев общей численностью более 35 тысяч человек. В ближайших планах — привлечь для этой работы еще около 100 тысяч человек. На местах эту работу должны провести главы субъектов РФ.

В ходе работы межведомственных комиссий серьезное внимание уделялось и мерам по защите от пожаров самих лесов. Среди характерных недостатков — отсутствие государственных контрактов на выполнение работ по охране лесов от пожаров; нехватка пожарно-технических средств и специалистов, готовых к тушению лесных пожаров. Кроме того, не в полном объеме выполнена расчистка леса от поваленных деревьев, разбор буреломов, вырубка горельника и сухостоя. Комиссия отметила и низкий уровень организации государственного пожарного надзора в лесах.

В ходе работы межведомственных комиссий проверялась готовность объектов Минприроды России, Минобороны России, Минтранса России, Минэнерго России, Рослесхоза, в результате чего также было выявлено следующее:

• недостаточная техническая оснащенность подразделений по тушению лесных пожаров;

• недостаточное финансирование мероприятий, направленных на предупреждение пожаров в лесах;

• отсутствие резерва финансовых и материальных средств для обеспечения дополнительно привлекаемых сил и средств пожаротушения;

• неудовлетворительная организация мониторинга пожарной обстановки в лесах.

Вызвало беспокойство и состояние противопожарной защиты особо охраняемых природных территорий федерального значения. Денег, выделяемых на эти цели, сегодня явно недостаточно, чтобы в полной мере осуществлять комплекс профилактических мероприятий.

В целом, итоги проверок выглядят так: субъекты российской федерации в основном готовы к летнему пожароопасному периоду, однако все недостатки требуют скорейшего устранения.

МЧС России рекомендует органам исполнительной власти субъектов российской федерации следующее:

• ограничить посещения лесов населением в пожароопасный период и ввести запрет на разведение костров в необорудованных местах;

• оборудовать специальные места отдыха в лесах, особенно вдоль автомобильных трасс, и в местах массового пребывания граждан;

• организовать работу добровольцев в виде «зеленых патрулей» и других общественных формирований совместно с сотрудниками правоохранительных органов;

• завершить аукционы на выполнение работ по охране лесов от пожаров;

• обеспечить подразделения, предназначенные для тушения лесных пожаров всей необходимой техникой;

• усилить государственный пожарный надзор в лесах;

• повысить уровень противопожарной защищенности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и детских оздоровительных учреждений;

• организовать мониторинг пожарной опасности в лесах;

• организовать постоянное информирование населения через СМИ о текущей пожароопасной обстановке и принимаемых мерах.

 

Печатается с сокращениями.

Газета «Спасатель МЧС России», апрель 2011

Подготовлено при содействии Управления информации МЧС России.

 

От Редакции: Прочти, найди о своем регионе и сравни с реальностью. Ведь прошло уже три месяца, и пожароопасный период уже наступил.