Мы продолжаем разговор об обеспечении безопасности пассажиров в метрополитенах, начиная со столичного. Этой проблеме были посвящены предыдущие материалы, которые можно найти на нашем портале «Хранитель» по ссылкам: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=65189, http://www.psj.ru/djs/detail.php?ID=61249, http://www.psj.ru/news_nsb/detail.php?ID=58213

 Известно, что 31 марта 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте». И надо отметить, что несколько раз прямо в тексте Указа делается упор на обеспечение безопасности «прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта…».

Недавно Президент спускался в метро «Охотный ряд», чтобы проверить, как выполняется его поручение. Главе государства продемонстрировали металлоискатели, контейнеры для изоляции бомб у входа на станцию, работу операторов в cool-центре, куда приходит информация от «колонн экстренного вызова». Президента сопровождали мэр Москвы Сергей Собянин, министр транспорта Игорь Левитин и министр МЧС Сергей Шойгу, глава ФСБ Александр Бортников и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Не будем повторять высказывания отдельных СМИ, что после их отъезда, аппаратура была выключена и сложена в углу.

 Как всё начиналось  

Что касается потенциальной угрозы от пассажиров метрополитена, то, как писали некоторые СМИ, о ней задумались лишь в 1970-х годах, когда на станции «Измайловская» прогремел взрыв самодельного устройства.

Следующий теракт в столичном метро произошел в 1996 году – бомба была заложена под сиденье поезда (они приподнимались для доступа к огнетушителям). После этого теракта сиденья были намертво зафиксированы, а огнетушители в вагонах перенесли на стены.

Следующие технические усовершенствования московской подземки последовали в конце 90-х, после того, как в 1998 году в вестибюле станции «Третьяковская» взорвалась бомба. После этого случая на каждой станции метро установили камеру для подозрительных предметов – массивное металлическое сооружение цилиндрической формы, призванное сдержать взрыв средней мощности.

 Дальнейшая террористическая история метрополитена была связана уже со смертниками.

Семь лет назад, 6 февраля 2004-го года, террорист-смертник взорвался в поезде метро на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая»; тогда погибли 42 человека, 250 человек были ранены. А незадолго до этого одна из популярных газет, хвастаясь своей осведомленностью, аргументацией и публикуемыми фактами, привела данные о плотности пассажиропотоков на станциях московского метрополитена. Отгадайте с трех раз, между какими станциями плотность пассажиропотока в утренние часы пик указана как максимальная.

29 марта 2010 года Московский метрополитен подвергся сразу двум террористическим атакам – сработали взрывные устройства, которые были приведены в действие смертницами. Это случилось на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». На «Лубянке» взрыв раздался, когда распахнулись двери второго вагона. Поэтому было много раненых и погибших - как в самом вагоне, так и на платформе. На «Парке культуры» взорвался третий вагон поезда. В результате погибли и ранены десятки человек.

В распоряжении следствия имелись последние записи видеокамер, запечатлевшие момент взрывов. И, по данным источника GZT.RU, в обоих случаях в объективы попал сообщник террористок. Судя по всему, именно он с помощью радиоуправляемого детонатора или мобильного телефона привел в действие закрепленные на террористках пояса шахидов.

Ранее мы отмечали, что введение сотовой связи в подземные сооружения метрополитена значительно повышает риски, как антропогенные, так и техногенные. Когда лоббировалось такое решение, оно принималось, скорее всего, без учета многих аспектов безопасности. Наверное, в первую очередь, руководители сотовых компаний и метрополитеновских структур думали о прибыли в различных формах.

 И вот, наконец, 7 февраля 2011 года многие СМИ сообщили, что Дмитрий Гаев, руководивший Московским метрополитеном в 1995-2011 гг., освобожден от занимаемой должности, но при этом «по собственной инициативе», хотя Генеральная прокуратура требовала его увольнения за многочисленные недостатки, в том числе снижающие безопасность пассажиров. Будем надеяться, что серия статей на портале «Хранитель» хоть в малой степени, но этому поспособствовала.

Как сообщает сайт «Право.ру», «в отчете о результатах проверки столичного метрополитена были указаны и многие другие нарушения, в том числе, по мнению прокурорских работников, негативно влияющие на обеспечение безопасности в московской «подземке». «Выявлены нарушения при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживании пассажиров, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. За последние 2 года рост травматизма составил более 12%» – сообщили в ведомстве.

В начале декабря минувшего года положение с безопасностью в Московском метрополитене, где в последнее время нередко происходят потасовки, в том числе с применением травматики, раскритиковал первый заместитель министра внутренних дел России Михаил Суходольский.

По его словам, «ни для кого не секрет, что стало опасно пользоваться метрополитеном». Он отметил, что в подземке «позволяют себе обнажать травматическое оружие, устраивают национальные танцы в переходах и на платформах».

 А в конце января газета «Взгляд.ру» привела данные о том, что в 2010 году количество преступлений в московском метро, по сравнению с 2009 годом, выросло в семь раз, как сообщил ей источник в правоохранительных органах. Хотя в профильной газете «Метро» за 7 февраля 2011 года начальник управления милиции на метрополитене Москвы генерал-майор милиции Николай Иванов отметил, что по сравнению с 2009 годом в 2010 году «число преступлений в метро снизилось на 9,9%».

 Глава контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских привел в пример схему размещения в метро рекламы: в ходе проверки было выявлено незаконное размещение 431 крупных рекламных щитов.

Мы на портале писали и о разнузданной рекламе дорогих табачных изделий, мехов, золота и т.д.

Кроме того, в течение последних семи лет право размещения рекламы в метрополитене принадлежит ООО «Олимп», которое выигрывает все без исключения тендеры и конкурсы. Он также отметил: «Договор с компанией может быть скорректирован, в результате на 10-20% будут увеличены отчисления по рекламе».

 На прошлой неделе в МВД состоялось расширенное заседание, в котором приняли участие сотрудники правоохранительных органов, представители министерства транспорта и структур, которые обеспечивают безопасность на железной дороге, в метро и в гражданской авиации.

Министр транспорта И.Левитин сказал тогда, что «уже выработаны требования по охране метрополитена. И теперь специальный центр приступил к разработке проектно-сметной документации».

 Как видно читателю, мало что изменилось с тех пор, как начались теракты в подземке и другие активные и многочисленные противоправные действия.

По словам главного архитектора института «Метрогипротранс» Николая Шумакова, каждый год в метро падает на пути более 100 человек. Поэтому для безопасности пассажиров было принято решение об установке на новых станциях метрополитена специальных светопрозрачных ограждений, передал вчера «Интерфакс».

Поживем – увидим, а пока, наверное, пассажирам следует быть бдительными и опасаться ЧС, несмотря на документально-рекламные ролики про работу метрополитена, которые частенько показывают на столичных ТВ-каналах. Да прислушиваться к невнятным речам, напоминающим про забытые вещи, которые нельзя трогать.