Мы продолжаем разговор об обеспечении безопасности пассажиров в метрополитенах, начиная со столичного. Этой проблеме были посвящены предыдущие материалы, которые можно найти на нашем портале «Хранитель» по ссылкам: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=65189, http://www.psj.ru/djs/detail.php?ID=61249, http://www.psj.ru/news_nsb/detail.php?ID=58213

 Известно, что 31 марта 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте». И надо отметить, что несколько раз прямо в тексте Указа делается упор на обеспечении безопасности «прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта…».

В поручении Правительству в этом Указе (пункт б) сказано: завершить до 31 марта 2011 года оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства…».

В то же время, в национальном журнале-каталоге «Транспортная безопасность и технологии» №1 за апрель т.г. депутат Госдумы Войтенко В.П. отмечает, что «Общество интересует абсолютная безопасность при пользовании транспортными услугами, а не только защищенность от терроризма».

 Министр по ЧС Сергей Шойгу во Всероссийском выставочном центре в Москве на открытии международного салона «Комплексная безопасность-2010» в мае 2010 года отметил, что «данные технологии пока находятся на стадии разработок, однако в МЧС надеются, что в ближайшие месяцы «пилотные проекты будут показаны в метрополитенах семи (!!!) городов России».

Предложенная Министром С.Шойгу комплексная система, по мнению аналитика из газеты «Взгляд», может выглядеть следующим образом. Сложные и дорогие газоанализаторы могут быть установлены на конечных станциях линий (как правило, наиболее загруженных) и/или на крупных пересадочных узлах, объединяющих более двух веток. На остальных станциях будет достаточно устройств, работающих по принципу ЯКР (ядерный квадрупольный резонанс), датчики которых могут быть как встроенными в существующие турникеты, так и размещенными отдельно, например, на входах и эскалаторах. Кроме того, в случае угрозы терактов целесообразно применение нарядов со специально натренированными животными (хоть и со свиньями) и ручными газоанализаторами для выборочной проверки подозрительных граждан. Сложно сказать, каковы будут стоимость такой системы и сроки ее реализации, но она вполне возможна.

 Есть сильные сомнения, что не совсем профильные специалисты МЧС способны в полной мере понять и оценить сложные вопросы безопасности и риски метрополитена (с многочисленными пассажирами) при террористических и криминальных угрозах. Если это приведет к той же эффективности, как в борьбе этого Министерства с пожарами городов и поселков этим летом, то станет понятно, куда ушли миллиарды. Особенно в рамках недавнего торжественного представления премьер-министру нового (как будто) оборудования, сопровождающего красочным расписыванием безопасных перспектив. И одновременным обещанием многих миллиардов на приобретение самолетов и т.п. В действиях прослеживается вероятное стремление расширить базу реагирования, не важно, с какой эффективностью.

«Российская газета» в свое время отмечала, что «до 31 марта 2011 года предлагается оборудовать досмотровыми пунктами 37 станций метрополитенов, в том числе 30 - в Москве и 7 - в Санкт-Петербурге. До конца 2011 года специалисты предлагают оборудовать еще 32 станции. В 2012-2013 годах также дооборудуют пункты досмотра еще на 112 станциях (ежегодно).

На антитеррористические мероприятия в подземке из федерального бюджета планируется выделить на три года более 12 миллиардов рублей. В финансировании предполагается и участие 8 регионов, где есть метро».

 Но уже сейчас можно отметить те изменения, которые видны невооруженным взглядом в Московском метро. Сокращен интервал между поездами (скорее всего, смогли найти средства на оплату труда машинистов), что не сказалось на безопасности пассажиров. А кто раньше мешал сократить интервалы, а не только после начала работы Счетной палаты России? Меньше стало платной звуковой рекламы, которая только отвлекала пассажиров, но приносила деньги руководству метрополитена. Но действительно, наметилась тенденция к улучшению обстановки в метро.

 Кроме того, уже больше года прошло с тех пор, как Генеральную прокуратуру впрямую заинтересовали вопросы обеспечения безопасности пассажиров в метро. Вывод, который она сделала, прямо говорит, что Российский метрополитен не обеспечивает должную безопасность пассажиров. Согласно результатам проверки Генпрокуратуры, станции подземок нуждаются в серьезной доработке в плане оборудования инженерно-техническими средствами безопасности. В частности, между краем платформы и подвижным составом предлагается установить барьеры. Предложение уже направлено Министру транспорта РФ. Однако в столичном метрополитене, как отмечали СМИ в конце 2009 года, претензии считают очень затратными и необоснованными.

Проверки в метрополитене проходили в связи с высокой смертностью и травматизмом пассажиров, пользующихся подземным транспортом.

«По результатам проверок установлено, что метрополитены, являясь транспортными предприятиями, связанными с повышенной опасностью, не в полной мере выполняют возложенную на них законодательством обязанность по предоставлению пассажирам безопасных услуг по перевозке, исключающих причинение вреда жизни и здоровью граждан», − отмечалось тогда на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Но в феврале 2009-го Мосгорсуд отказал прокурорам. Суд счел, что законы "О защите прав потребителей" и "О транспортной безопасности", указанные в иске, не содержат норм, обязывающих метрополитен оборудовать платформы перегородками.

 И теперь о спорной телефонизации метрополитена, ее вероятных плюсах и реальных минусах.

Сравните даты: в январе 2010 года газета «МЕТРО» с оттенком гордости написала, что московский Мегафон объявил о полном покрытии столичной подземки сотовой связью. Теперь, спускаясь в метро, остаешься «на связи» так же, как и на улице – телефоны работают на всей территории метрополитена: на каждой из 177 станций и переходах, а также в некоторых тоннелях. Причем во время поездки можно не только пользоваться голосовой связью, но и обмениваться короткими сообщениями – MMS и SMS, и даже «сидеть» в Интернете. Конечно, чтобы в нём «сидеть», лучше всего подходит «транспортное средство повышенной опасности».

А уже через два месяца были совершены в метро на центральных станциях столицы террористические акты. В распоряжении следствия имеются записи видеокамер, запечатлевшие момент мартовских взрывов этого года. И, по данным источника GZT.RU, в обоих случаях в объективы попал сообщник террористок. Судя по всему, именно он с помощью радиоуправляемого детонатора или мобильного телефона привел в действие закрепленные на террористках пояса шахидов.

И этот вид управления взрывными устройствами, скорее всего, будет эволюционировать и покажет себя неоднократно. Тьфу-тьфу!

Разговоры по мобильным телефонам, кроме того, отвлекают самих звонящих и окружающих их людей от соблюдений требований безопасности. Замедляется их мышление и передвижение, которое приводит к заторам в вагонах, на эскалаторах и на станциях. Более того, повышенная громкость общения и, большей частью, тема разговора вызывают недовольство и раздражение окружающих. Часто разговор идет на эмоциональных языках народов СНГ и с использованием ненормативной лексики. Эти факторы также отрицательно влияют на безопасность пассажиров, приводят к ссорам и выяснению отношений, часто в грубой форме.

 Следует прямо сказать, что введение сотовой связи в подземные сооружения метрополитена значительно повышает риски, как антропогенные, так и техногенные. Когда лоббировалось такое решение, оно принималось, скорее всего, без учета многих аспектов безопасности. Наверное, в первую очередь, руководители сотовых компаний и метрополитеновских структур думали о прибыли в различных формах. А теперь это стало серьезной проблемой, ведь люди уже привыкли.

Но если придется в перспективе от такого вида связи отказаться, то будьте уверены, что крупный и средний бизнес не пострадают, и ВВП не снизится.

 Мы обязательно продолжим публикации на эту важную тему обеспечения безопасности на различных видах общественного транспорта, ведь почти каждый человек перемещается в нем каждый день.

В заключение напомним, что Московский метрополитен заявил об открытии с 15 октября для связи с пассажирами горячую линию (в круглосуточном режиме). Любой желающий теперь может получить необходимую информацию о работе столичного метрополитена по телефону - 8 (499) 787-25-86.