С 5 апреля между Москвой и Питером курсируют не три, как раньше, а пять пар «Сапсанов» - скоростной поезд, похоже, нашел свою нишу.

Время в пути теперь варьируется от 3 часов 55 минут (утренние поезда, ищущие без остановок) до 4 часов 45 минут (отправляющийся днем поезд делает четыре остановки). Как правило, эти сроки выдерживаются, и лишь иногда случаются досадные сбои – в том числе по причине атак поезда жителями придорожных населенных пунктов. К таким последствиям организации высокоскоростного сообщения железнодорожные власти явно не были готовы. 

Произведенный в Германии фирмой Siemens, поезд получил в России название в честь самой быстрой птицы на планете. Сапсан - относится к семейству соколиных, и способен развивать скорость свыше 322 км/ч.

Однако у жителей Тверской области элегантный, созданный по европейским стандартам экспресс вызывает сильное раздражение. Более того — регулярно фиксируются случаи повреждения «Сапсана» камнями и прочими посторонними предметами. Одного покушавшегося удалось поймать — он разбил стекло в вагоне. По словам президента РЖД Владимира Якунина, однажды на путях установили огромную снежную бабу, что заставило машинистов «Сапсана» сбросить скорость. Что характерно, «антисапсановские» акции вандализма происходят в большинстве своем на глухих участках дороги — так что это не следствие минутных эмоций, а вполне сознательные, спланированные действия.

 За что под Тверью не любят «Сапсан»? 

При этом дело не только и не столько в социальной зависти жителей тверских деревень к более благополучным с материальной точки зрения согражданам (хотя и она, возможно, присутствует). Хорошо известно, что в России железнодорожные пути толком не огорожены, а для того, чтобы перейти их по всем правилам, порой нужно пройти немалое расстояние. Поэтому люди часто перебегают дорогу в неположенных местах, что относительно безопасно, когда по ней курсируют обычные неспешные электрички или товарные поезда. Под «Сапсаном», идущим со скоростью 200 км/ч, опасно не только переходить пути, но и идти по обочине! Задержанный злоумышленник, кстати, мотивировал свой поступок тем, что был отброшен от путей воздушной волной. Теперь ему предстоит выплатить крупный штраф.

Но даже если соблюдать все правила — например, при перемещении из одной части разделенного железной дорогой населенного пункта в другую — все равно возникают неудобства. По утверждению местных жителей, железнодорожники перекрывают переезды за полчаса до прохождения «Сапсана». Остается приспосабливаться к графику чудо-поезда, что не только ломает привычный образ жизни, но и, в принципе, само по себе достаточно унизительно. Вопрос может быть решен с помощью строительства пешеходных и автомобильных мостов, но цена вопроса слишком высока (а новые пешеходные мосты, построенные в Бологом и Покровке, можно считать исключением, подтверждающим правило).

Другой аспект проблемы связан изменением расписания ОЖД. В рамках «расчистки» дороги для «Сапсана» отменили тихоходную, но дешевую «Юность», курсировавшую между Москвой и Питером и останавливавшуюся на всех основных станциях районного масштаба, что было удобно местным жителям. Также были отменены несколько местных электричек, например, Тверь — Торжок, на которых жители райцентра и ближних селений ездили в областной центр на работу. 

Кроме того, новое расписание электричек мало соответствует другому расписанию — школьному. Понятно, что далеко не на каждой станции есть школа — особенно сейчас, когда произошло сокращение их количества в сельской местности из-за уменьшения количества учеников. Раньше школьники использовали для возвращения домой привычные дневные электрички — теперь им приходится ждать вечера. На Западе для подобных случаев есть школьные автобусы. Но в современной России все меньше возможностей даже для функционирования обычных рейсовых изрядно изношенных автобусов. Отметим также, что оставшиеся электрички перестали останавливаться на некоторых станциях. И, наконец, они стали чаще опаздывать и нередко стоят на боковых путях, пропуская «Сапсан».

На этом фоне случаи гибели людей под колесами «Сапсана» в декабре-январе воспринимаются с повышенными эмоциями. Хотя в обоих случаях, по данным «Известии-СПб», очевидна вина самих погибших, население однозначно обвиняет в этих ЧП новый поезд, принесший им столько проблем. При этом в регионе следования «Сапсана», естественно, ходят слухи, что жертв значительно больше — как часто бывает в подобных случаях, люди уверены, что начальство не говорит им всей правды.

 Компромиссы и охрана 

 Тверской губернатор Дмитрий Зеленин назвал политику РЖД в вопросах, связанных с «Сапсаном», неразумной. По его словам, уже достигнуты договоренности о восстановлении остановок на станциях Локотцы, Барановка, Левошинка, однозначно будет запущен электропоезд до Торжка. Рассматривается возможность пуска электрички до Бологого. «Если нужно будет по соцзаказу заплатить деньги, областной бюджет их заплатит», — добавил губернатор.

Зеленин также будет настаивать, чтобы изменения в расписание поездов вносилось минимум за полгода, чтобы люди успели подготовиться. А начальник дирекции скоростного сообщения РЖД Дмитрий Пегов в интервью газете «Известия» пообещал, что к лету 2010 года между Москвой и Петербургом вновь будет запущен дневной поезд со многими остановками и «специальным студенческим тарифом» — взамен «Юности». Попутно выяснилось, что РЖД обеспокоились безопасностью животных. «Наши институты сейчас проектируют шестьдесят троп миграции, чтобы лоси могли ходить под железной дорогой», — сообщил Пегов.

 Здесь возникает закономерный вопрос. Если подготовка к запуску высокоскоростного движения заняла несколько лет, то почему поиск компромисса между интересами «Сапсана» и интересами обитателей придорожных районов (включая животных) начинается только сейчас? Можно выдвинуть две версии. Первая — элементарное нежелание считаться с реалиями российской глубинки. Но есть и вторая версия — «Сапсан» стал удобным поводом для сокращения «неперспективных» маршрутов, приносящих РЖД убытки. Действительно, дешевая (да еще с массой «зайцев»), далеко не полностью заполненная дневная электричка по определению не может быть прибыльной. Остановки на полустанках, где в вагоны садится несколько человек, не могут не вызывать раздражения железнодорожного начальства. В период экономического кризиса, когда происходит «урезание» разнообразных расходов, соблазн провести оптимизацию в этой сфере очевидно усиливается...

Пока идут консультации по пригородному сообщению в Тверской области, повышенное внимание уделяется охранным мероприятиям.

В конце 2009 года премьер-министр Владимир Путин выделил на охрану «Сапсана» миллиард рублей — для установки камер видеонаблюдения на всем его пути. Также предполагается создание специальных групп железнодорожников, которые должны будут выезжать на место в случае ЧП. Понятно, что, в первую очередь, имеется в виду террористическая угроза (актуальная в связи с драмой «Невского экспресса» и взрывами в московском метро), но, видимо, учитываются и потенциальные камнеметатели из местных.

РЖД также наняли частное охранное предприятие, специально для того, чтобы не позволять людям стоять слишком близко к путям. Его сотрудники дежурят на крупных станциях по всей дороге, но полной гарантии безопасности это, очевидно, дать не может. 

При этом рецепт решения всех проблем — от безопасности до пригородного сообщения — известен. Это строительство отдельной ветки для высокоскоростного движения, как, собственно, изначально и задумывалось. Обсуждение этой идеи с запуском «Сапсана» несколько активизировалось, однако при нынешнем дефицитном федеральном бюджете даже самым сильным лоббистам, скорее всего, не удастся выбить финансирование для этого проекта.

 И по всей стране 

Нынешние проблемы «Сапсана» особенно актуальны в контексте планов РЖД по расширению сети высокоскоростного пассажирского сообщения.

Уже летом нынешнего года поезд начнет совершать регулярные рейсы по маршруту Москва — Нижний Новгород: первая поездка запланирована на июнь. В этот проект, по данным РЖД, вложено около 9,5 млрд. рублей. Начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун отметил, что в оставшиеся до запуска «Сапсана» месяцы работы будут сосредоточены на приведении инфраструктуры «в надлежащее состояние».

В конце года скоростные поезда Alstom «Аллегро» начнут курсировать между Санкт-Петербургом и Хельсинки.  

На перспективу до 2015 года у РЖД целый список новых маршрутов, включая Москва — Сочи, и все эти поезда будут ходить по путям общего пользования. 

 Остается только надеяться, что негативный опыт «Сапсана» РЖД будет в полной мере учтен — иначе на новых маршрутах возникнут аналогичные проблемы. 

 

Автор – первый вице-президент Центра политических технологий

Аналитический журнал «Транспорт», апрель 2010