К сожалению, до сих пор отсутствуют конвенции по запрещению разработки и использования названного выше оружия. Первую часть этого материала можно найти посылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=28764 

Вызывает тревогу и то, что его разработка может быть представлена как научные исследования, или как технология противодействия природным катастрофам. Проблемой является определение случаев применения геофизического оружия, которое может быть замаскировано как естественная природная катастрофа.

В настоящее время МЧС отвечает в основном за ликвидацию последствий катастроф, а исключение причин, которые их вызвали, остается прерогативой других ведомств. В войнах нового поколения возрастает значение воинских подразделений гражданской обороны. Для обеспечения эффективности их действий МЧС следует создать новые технологии защиты гражданского населения. А для этого нужно предельно точно знать и предвидеть процесс подготовки и механизм развития катастрофы в координатах времени и пространства.

 

Требования, предъявляемые к задачам прогнозирования возникновения угроз и опасностей 

Прогноз ЧС и катастроф, соответствующий новым задачам МЧС, должен отвечать следующим требованиям:

- определять время, место и количественную (энергетическую, силовую) характеристику мега-катастрофы (или стоимость ущерба);

- устанавливать ход развития кризисной ситуации или катастрофы во времени;

- определять во времени последствия использования технологий инициирования кризисов и мега-катастроф;

- указывать во времени и в пространстве последствия применения геофизического оружия;

- стимулировать разработку научных методик для контроля за использованием технических средств воздействия на окружающую среду с целью борьбы с опасными природными явлениями и для проведения экспертиз случаев скрытого применения геофизического оружия с целью инициирования опасных природных явлений (землетрясения, цунами, дождевые осадки ливневого характера, приводящие к наводнению и др.).

 

Задачи прогнозирования возникновения угроз и опасностей и пути их решения 

Для выполнения задач, стоящих перед МЧС сейчас и в ближайшей перспективе, прогнозирование должно охватывать весь спектр аварий и ЧС, природных опасностей, эпидемий, социальной нестабильности и терактов, следствием которых может быть гибель людей и для ликвидации которых привлекаются силы гражданской обороны.

Условно можно выделить следующие аварии или чрезвычайные ситуации, прогнозирование которых повысит эффективность работы МЧС и сил ГО в мирное время: 

- аварии на электростанциях и системах энергоснабжения; 

- аварийные взрывы в промышленности; 

- обрушения зданий; 

- дорожно-транспортные происшествия; 

- авиационные происшествия и катастрофы; 

- происшествия и катастрофы на железнодорожном транспорте; 

- происшествия и катастрофы на водном транспорте и на воде; 

- аварии всех видов трубопроводов; 

- пожары бытовые и лесные; 

- наводнения и опасные гидрологические явления; 

- землетрясения; 

- горные удары и взрывы метана в шахтах; 

-  вызовы скорой помощи и служб экстремальной медицины (медицины катастроф); 

- состояние криминальной ситуации; 

- обострение заболеваемости, суициды, утяжеление кризисных состояний пострадавших при природных и техногенных ЧС, развитие эпидемий. 

 

А теперь покажем основные задачи прогнозирования для условий ведения боевых действий в войнах нового поколения:

- определение периодов времени утяжеления кризисных состояний раненых и пострадавших, когда за ними необходим особый медицинский контроль;

- определение последствий применения и последействия ядерного и геофизического оружия, и конкретно:

- метеорологических опасных явлений;

- сейсмических опасных явлений;

- пожаров и аварий;

- беспричинной психопатии;

- определение последствий применения биологического оружия и развитие эпидемий.

 

С учетом того, что в настоящее время МЧС оказывает помощь многим зарубежным государствам своим участием в спасательных операциях, география прогнозных задач должна охватывать не только Россию и приграничные страны, но и весь мир. Получение достоверного прогноза целиком и полностью зависит от полноты и точности глобальных и локальных мониторинговых данных. Поэтому создание системы мониторинга и единой (для всех ведомств) формы и обработки наблюдений должно быть выделено в отдельную общегосударственную задачу.

Прогноз времени, места, силы или ущерба мега-катастроф при существующих узкоспециализированных и вероятностных подходах не только сложен, но и в большинстве случаев невозможен. Сроки возникновения катастрофы, ожидаемой по прогнозу, могут растянуться на длительные периоды - до полугода и более, что ведет к большим затратам на обеспечение достаточной готовности.

В качестве примера можно привести ситуацию на Камчатке осенью и зимой 2006-2007 годов. На основе прогноза сейсмологов, определивших наличие экстремальных напряжений в литосфере Камчатского полуострова, и на основе сейсмологических исследований и вероятностного анализа в августе 2006 года было предсказано возникновение в ближайшее время сильного землетрясения. Силы МЧС были приведены в состояние повышенной боевой готовности, которое сохранялось более трех месяцев - до декабря, после чего уровень готовности был понижен. Землетрясение с магнитудой 8М произошло только в апреле 2007 года.

 

Для повышения достоверности прогноза катастроф требуется в первую очередь изучить совокупность несвязанных или слабосвязанных параметров, имеющих различную физическую природу и размерность. Исследования влияния гелиогео-физических и космических факторов на возникновение природных, техногенных и социальных катастроф позволили найти общие принципы и подходы к анализу катастроф сложных систем, возникающих вследствие случайных и хаотичных процессов, нарушающих устойчивое функциональное равновесие систем.

Эти опаснейшие явления возникают не сразу, не вдруг. Для этого должны быть определенные внешние воздействия, период подготовки и внутренние условия развития системы. Сложная система на длительный период сохраняет память обо всех предшествующих влияниях как апериодическую активизацию, имеющую четкую спектрально временную закономерность. Последующие воздействия, их суммирование, накопление внутренней потенциальной энергии системы нарушают структуру и переводят её в новое состояние устойчивого равновесия или катастрофы. Перед наступлением ее в сроки, соответствующие спектрально временным закономерностям активизации данной системы, проявляются явления-признаки или их предшественники, которые могут быть выявлены с помощью мониторинга. Данный подход позволяет решить большой круг перечисленных выше прогностических задач, стоящих перед гражданской обороной в реалиях современных войн.

 

Прогнозирование как оружие агрессии или как средство защиты 

В 2007 году министерство обороны США и его управление перспективных исследовательских программ (DARPA) объявило открытый конкурс на участие в проекте «Эффективная компиляция и кодовое развитие» («Efficient Compilation and Code Development (ECCD)»). Его реализация предусматривает разработку требований и создание новой архитектуры вычислительной машины, а также её программное обеспечение и методику обработки больших баз данных. Это было бы благим делом, если бы не его военное предназначение для обеспечения другого проекта PRESAGE (Предзнаменование) «Прогнозирование стабильности через анализ релевантных событий» (Predicting Stability through Analyzing Germane Events), разрабатываемого корпорацией «Локхид Мартин». Эта система прогнозирования должна предсказывать восстания, мятежи, этнические и религиозные конфликты, экономические кризисы и гражданские войны. Она, в свою очередь, является составной частью и инструментом реализации доктрины управляемых кризисов. Согласно планам лаборатории перспективных технологий корпорации «Локхид Мартин» после идентификации будущего кризиса программа разрабатывает стратегию или тактику реагирования для государственного департамента и армии США. Этот проект - всего лишь один элемент Интегрированной системы дальнего обнаружения кризисов. Проект PRESAGE объединит портфель современного состояния и оперативно развернутые модели социологии и технологии, которые позволят командующим не только предсказывать события и стабильность, но и отвечать на политические кризисы во всем мире. Таким образом, США, владея совершенной методикой прогнозирования военных, экономических и социальных кризисов, технологиями их управления и техническими средствами геофизического оружия, надеется в ближайшие годы получить монополию на управление и определение формы существования всего будущего человечества.

США в настоящее время уже стали обладателями технических средств электромагнитного воздействия на ионосферу, известных как проект HAARP (финансируется он министерством обороны США). Это сверхмощные излучающие антенны, располагаемые в трёх точках северного полушария (на Аляске, в Тромсе (Норвегия) и в Гренландии). По официальной версии они предназначены для исследования полярной зоны ионосферы и северного сияния. По мнению военных и научных экспертов в области перспективного вооружения, с помощью их можно будет создавать в ионосфере плазменные образования на высотах 60-90 километров, которые могут использоваться как радиоотражатели для обеспечения дальней связи и загоризонтной радиолокации, а также для уничтожения боевых ракет на полярных траекториях подлета.

Известно, что плазменные образования в ионосфере возникают при вспышках на Солнце и способствуют активизации природных катастроф и техногенных аварий, влияют на здоровье и психическое поведение людей. С началом испытаний в 1995 году подтвердилась возможность использовать плазменные образования для инициирования землетрясений, изменения погоды, воздействия на психику людей. С испытаниями HAARP связывают гибель американского космического корабля «Колумбия», проводившем исследования зоны остаточного плазменного образования после активного воздействия, и аномальное усиление урагана «Катрина» после неудачной попытки погасить его энергию и имевшей обратный эффект.

В России в рамках ассиметричного ответа американской СОИ были созданы аналогичный проект «Сура» и полигон вблизи Нижнего Новгорода. Но они после развала СССР были заморожены, а ведущие ученые, работавшие над этим проектом, при содействии бывшего руководителя программы академика Р.З. Сагдеева приняли самое активное участие в проекте HAARP.

Предупредить об опасности и угрозе - это первый уровень и самый эффективный способ защиты, поскольку позволяет, если не исключить угрозу, то подготовиться к её отражению. Следует принимать во внимание, что создание системы долгосрочного прогнозирования и предупреждения мега-угроз и мега-опасностей для защиты населения должно решаться комплексно, охватывая все их виды и формы проявления.

Как уже было сказано выше, геофизическое оружие имеет продолжительный по времени эффект последействия и создаёт зоны активизации на дальнем расстоянии. Его применение имеет опасные и вполне предсказуемые последствия также и для его обладателя, где бы он его ни применил и где бы ни находился сам. Активные технические средства нейтрализации опасных природных явлений, использованные локально, тоже несут глобальную угрозу, и поэтому также требуют самого тщательного анализа и контроля за их применением.

Прогнозами катастроф занимаются различные ведомства и организации. Научно - методические подходы к названной проблеме у них разные, как и представления о статистической информации. Решение задачи прогнозирования подготовки, возникновения и развития мега-катастроф, прогнозирования и развития приграничных гуманитарных и военных кризисов, угроз и опасности для гражданского населения в условиях боевых действий войн нового поколения должно стать общегосударственной задачей, что невозможно без консолидации усилий всех ведомств и министерств.

 

Для этого следует принять ряд мер:

1. Создать единую общегосударственную систему прогнозирования и мониторинга угроз и опасности, которые могут привести к мега-катастрофам.

2. Взять под контроль использование средств воздействия на природную среду с целью борьбы с опасными метеорологическими и сейсмическими явлениями. Особое внимание с учетом ожидаемых последствий следует обратить на создание новых технологий и средств воздействия на окружающую природную среду.

3. Необходимо начать подготовку международной конвенции о запрете разработки и применения геофизического оружия.

 

Журнал «Гражданская защита»