Накануне Международной выставки средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех-2009" генеральный директор московского предприятия ООО "Омнитек-Н" Екатерина Стельмащук рассказала о компании, производимой продукции и некоторых недостатках, препятствующих, по мнению специалистов фирмы, созданию и принятию на вооружение силовых структур средств индивидуальной защиты (СИЗ) отечественного производства.

Московская компания ООО "Омнитек-Н" – известный и один из передовых отечественных разработчиков и производителей средств индивидуальной защиты. В ассортименте ее продукции - бронешлемы марки "БЗШ", каски пожарного "КП-2002", противоударные комплекты, щиты, противоосколочные защитные очки и др.

Все эти образцы прошли комплексные испытания и находятся на вооружении в различных подразделениях силовых ведомств. Так, бронешлемы марки "БЗШ" состоят на снабжении МВД России с 2007 г. и поставляются в силовые ведомства в рамках Гособоронзаказа. Каска пожарного "КП-2002" разработана ООО "Омнитек-Н" после победы в тендере на создание композитной каски пожарного (спасателя) как альтернативы стандартным каскам, изготавливаемым методом литья. С 2002 г. каска пожарного "КП-2002" поставляется структурам МЧС РФ.

Среди продукции компании есть и высокотехнологичные изделия. Так, например, корпус водолазного шлема, входящий в состав профессионального скафандра фирмы "Смольский. Водолазные Скафандры", не имеет аналогов в мире. Есть и другие примеры, когда в сотрудничестве с компаниями-разработчиками и производителями средств индивидуальной защиты (СИЗ), ООО "Омнитек-Н" создает современные высокотехнологичные образцы, в том числе с использованием компьютерного моделирования и новых технологий.

Наряду с продукцией собственной разработки ООО "Омнитек-Н" поставляет на рынок России современные изделия и материалы партнеров из Европы и США, не имеющие аналогов российского производства. Это сверхлегкие панели из высокопрочного полиэтилена французской компании "TenCate Advanced Armor", используемые для повышения уровня защиты бронежилетов и бронирования техники, изделия из поликарбоната американо-немецкой компании Paulson (защитные противоударные комплекты, противоосколочные очки, щиты), демонстрирующие высокие требования мирового рынка к подобным средствам и дающие возможность заказчикам продуманно подходить к выбору средств индивидуальной защиты.

Абсолютно новым продуктом для российского рынка можно назвать цифровые очки ночного видения с технологией AD2V, которые "Омнитек-Н" представит на выставке "Интерполитех-2009" в статусе официального представителя компании Paulson Int.

Важная особенность очков в том, что они совмещают характеристики прибора ночного видения с широкими возможностями цифрового интерфейса.

Компания ООО "Омнитек-Н" – традиционный участник крупнейших отечественных и международных выставок средств обеспечения безопасности, в том числе и в ежегодной престижной Международной выставке средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех". Начиная с 2001 г. "Омнитек-Н" активно участвует и в зарубежных выставках (Украина, Узбекистан, Казахстан, Франции), крупнейших конференциях по вопросам разработки и использования средств индивидуальной защиты (симпозиум PASS и др.), что позволяет компании щедро делиться полученными знаниями с российскими потребителями.

В качестве наглядного примера можно назвать недавний семинар, прошедший в рамках специализированной выставки "Комплексная безопасность-2009", где состоялась презентация современных материалов, используемых для производства СИБ.

 Нынешняя позиция компании "Омнитек-Н" - это позиция людей, неравнодушных к существующему положению в отрасли, в которой они работают длительное время. Один из важных выводов, к которому пришло руководство ООО "Омнитек-Н" на основе многолетнего опыта разработки, производства и внедрения продукции для силовых ведомств, говорит о том, что существующая процедура заказа СИЗ в России несовершенна и далеко не в лучшую сторону отличается от международного опыта. (Выделено Редакцией)  

 Так неоправданно сложная и длительная процедура принятия изделий на снабжение, наличие большого количества ведомственных приказов и распоряжений, а также возможность злоупотреблений при использовании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ведет к снижению прозрачности процесса закупок и тормозит развитие производства новых изделий с улучшенными показателями защиты.

 Как итог - создаются предпосылки по закупке комплектов для экипировки, несоответствующих стоящим перед подразделениями задачам. Другим негативным результатом такого положения является то, что в результате откровенного и не всегда оправданного лоббирования производителей российских материалов и изделий происходит неконтролируемый рост цен на конечные изделия. В конечном итоге значительно снижается качество конечного изделия, что, по мнению специалистов "Омнитек-Н", недопустимо.

Подтверждается вышеизложенное ситуацией с недавним решением Минобороны РФ о закупке средств бронезащиты за рубежом. По опубликованной в прессе информации, представители ведомства, ознакомившись с зарубежными аналогами, выразили недовольство высокой стоимостью отечественных изделий.

По мнению специалистов "Омнитек-Н", это обусловлено тем, что в течение многих лет российским производителям было категорически запрещено использовать импортные пара-арамидные материалы для изготовления бронешлемов и бронежилетов, а единственный отечественный производитель пара-армидной нити за последние годы бесконтрольно увеличивал ее стоимость. Результат не заставил себя ждать и сегодня отечественная нить, несмотря на 20% экспортную пошлину на импортные аналоги (Kevlar®, Twaron®, Heracron®), стоит в три раза дороже!

 Вполне понятно, почему стоимость отечественных изделий, закупаемых Минобороны РФ в последние годы, была крайне высокой – ведь до 80% стоимости бронежилета и бронешлема составляет цена материала! В результате российские производители – поставщики вооруженных сил, могут потерять заказы из-за решения Министерства обороны закупать продукцию за рубежом.

А ведь первое, что необходимо было сделать для этого и давно – поддержать российского производителя сырья не гарантированной закупкой материалов по непомерно высокой цене, а давая, например, дополнительные баллы при подведении результатов торгов и помогая в здоровой конкурентной борьбе победить зарубежные компании. 

Примером иного подхода к закупке СИЗ для силовых ведомств – действия Минобороны Великобритании по результатам операций TELIC в Ираке (комплект защиты KESTREL) и HERRIC в Афганистане (комплект защиты OSPREY).

Так, с началом операции в Ираке, Минобороны Великобритании столкнулось с большими потерями в личном составе, в том числе и от поражения осколками, что приводило к потере боеспособности и инвалидности военнослужащих. Благодаря комплексу целенаправленных мер в срок менее года был разработан новый комплект бронезащиты, существенно снизивший потери.

Для оптимизации программы изготовления СИЗ был проведен тщательный анализ характера поражений личного состава и установлено, что это, в основном были осколочные ранения, полученные от самодельных взрывных устройств. Анализ локализации и тяжести поражений указал на первоочередное поражение области груди, верхней части рук, голеней и лица. На основе этих данных было выработано техническое задание на разработку улучшенного комплекта бронезащиты конечностей и лица.Это задание на создание нового комплекта было распределено между научно-исследовательскими организациями, производителями бронематериалов и разработчиками СИЗ.

По результатам ускоренной эксплуатации защитный комплект был доработан. Как итог – вся процедура от момента принятия решения о разработке комплекта до его внедрения в армии заняла менее года и сохранила жизнь и здоровье военнослужащих.

 Ситуацию в России по этому вопросу можно рассмотреть на примере закупок бронежилетов и бронешлемов. Сейчас на снабжении МВД России стоит ряд изделий, технические условия на которые принадлежат частным фирмам, а постановка изделий на снабжение длительна, не имеет ясных параметров оценки и сопоставления качества конкурентных изделий.

Конечный результат принятия изделий на снабжение - список образцов, изложенный в Постановлении Правительства РФ. 

Но простое перечисление в нем наименований без указания основных характеристик изделий, кроме его торговой марки, не позволяет заказчику сделать обоснованный выбор. В итоге заказчик выбирает тот образец, который уже закупал, или ему "рекомендовали", а в техническом задании на тендер прописывает тактико-технические характеристики выбранного изделия, что автоматически закрывает путь к участию в торгах любому другому производителю.

Это обусловлено тем, что держателями ТУ являются частные фирмы и ни один другой производитель попросту не может предложить аналогичное изделие на тендер – ведь ТУ является собственностью разработчика и не может быть передано другому производителю. В итоге такие безальтернативные тендеры и аукционы приводят к перерасходу государственных денег, поддерживают коррупцию и злоупотребления в этой сфере. 

 Очевидно, что для изменения существующего положения в этой области целесообразно заинтересованным силовым ведомствам воздействовать на процесс разработки, принятия на снабжение и закупок необходимых образцов техники таким образом, чтобы реакция на требования рынка была оперативной, качество не уступало зарубежным аналогам, а стоимость российских образцов была более низкой. А это, в совокупности, обеспечит и конкурентоспособность российских образцов средств индивидуальной защиты.

 Для решения этой проблемы разумно взять на вооружение опыт зарубежных стран. Первым и абсолютно необходимым шагом является создание Единого вневедомственного Государственного испытательно - сертификационного центра, с грамотными высокооплачиваемыми специалистами, имеющими возможность испытывать и изучать все новые материалы, появляющиеся на рынке.

Этот центр, как в других развитых странах мира, должен быть вневедомственным, что будет гарантией объективности испытаний и сертификации, защитой от возможных попыток повлиять на них в приказном порядке. Из этого логично следует необходимость доработки ГОСТ Р 50744-95 в части "Бронеодежда", с пересмотром классов защиты исходя из сегодняшних реалий, а также с четко прописанной единой методикой проведения испытаний.

Производителям СИЗ невозможно разрабатывать новые изделия, отвечающие потребностям рынка, без получения статистической информации поражений в конкретных подразделениях силовых ведомств, без анализа рассмотрения всех смертельных случаев и случаев потери боеспособности военнослужащими.

Подобная работа, как и в других странах, должна проводиться с привлечением независимых профильных организаций и страховых компаний, подключением к разработке средств бронезащиты производителей и научных организаций.

 Необходимо пересмотреть процедуру проведения тендеров и аукционов по закупке СИЗ. Представляется необходимым, чтобы силовые ведомства являлись владельцами технических условий на продукцию, которая отвечает их требованиям, и при проведении тендеров доступ к документации должны иметь все заинтересованные производители.

Только в этом случае можно говорить о конкуренции. Что касается гарантий качества производства и соответствия его нормам и стандартам – для этого давно существует система менеджмента качества ISO. И не надо плодить разнообразные ведомственные лицензирующие и контролирующие органы. 

 ООО "Омнитек-Н", как и все остальные производители СИЗ, заботится о том, чтобы военнослужащие России были надежно защищены самыми современными комплектами бронезащиты. От производителей и разработчиков СИЗ зависит жизнь людей, выполняющих свой долг перед Родиной, и необходимо приложить усилия всех участников рынка для выполнения этой важнейшей задачи.

С более подробной информацией о компании ООО "Омнитек-Н" и ее продукцией можно ознакомиться на выставке "Интерполитех-2009" на стенде предприятия 1С1-3 (павильон 75).