Насилие в семье, домашнее насилие – один из самых распространенных видов насилия.

В настоящее время такая острая социальная проблема, как насилие в семье, в частности насилие над детьми, фактически не является целевым объектом социальной работы, и, соответственно, решение связанного с ней комплекса вопросов не превратилось в самостоятельную сферу деятельности сотрудников государственных социальных учреждений и независимых благотворительных организаций.

Проблема семейного насилия в России, да и во всем мире представляет пока малоисследованную сферу. В то же время, по данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье испытывают в свыше 30% российских детей в возрасте от 5 до 7 лет, 60-70% из них затем отстают в развитии, страдают физическими и психоэмоциональными расстройствами.

Случаи насилия и жестокости связаны с огромным множеством факторов. Исследователи обнаруживают, что социальные стрессы, в том числе потеря работы или развод, часто влекут за собой дурное обращение с детьми. Кроме того, социально изолированные и оторванные от дружеских связей с соседями семьи больше тяготеют к насильственным действиям по отношению к своим детям, чем семьи с широкими общественными связями.

Научными исследованиями установлено, что насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; убийства в семье составляют около 30% общего количества умышленных убийств; половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные ссоры.

Следствиями широкого проникновения насилия в жизнь семьи являются распад семей, снижение уровня рождаемости, семейного воспитания, детская безнадзорность, что в свою очередь стимулирует правонарушения несовершеннолетних. Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс. — самоубийство. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

 

Что можно отнести к причинам возникновения насилия внутри самой семьи?

Конечно же, прежде всего это социально-экономические факторы: безработица, разрушение семей, низкий доход и постоянная нехватка денег, слишком большая семья, отсутствие помощи от государства, плохие жилищные условия.

Также к факторам, вызывающим насилие по отношению к детям, могут быть отнесены слишком молодой возраст супругов, отсутствие одного из родителей, принятая внутри семьи авторитарная модель общения.

Часто насилие в семье возникает с появлением в ней отчима или когда у ребенка появляются новые приемные родители, жестко приучающие его к своим семейным нормам и традициям. Кстати, наибольшее число проявлений сексуального насилия со стороны взрослых наблюдается со стороны приемных отцов.

Насилие передается в семьях по наследству: от старших к младшим поколениям. Это звучит примерно так: «Когда я был маленьким, папа регулярно избивал маму и меня. Раз нас били, то мы тоже будем бить».

К этому же «букету» можно отнести:

• эмоциональную незрелость родителей,

• отчужденность в семье друг от друга,

• страсть к алкоголю, наркотикам, психические расстройства кого-то из членов семьи и т.д.

 

В свою очередь и сама личность ребенка может служить причиной насилия над ним. Это случается тогда, когда дети нежеланны, недоношены, не соответствуют честолюбивым ожиданиям родителей, «не того пола», некрасивы или вообще увечные, не вписываются в ритм жизни большой семьи и т.п.

Рассматривая проблему насилия над детьми, психологи, приглашенные НОЧУ «Клуб деловых женщин» (г. Брянск), предложили охватить не только насилие в семье, но насилие над детьми в целом. Таковое имеет место и в школе, и во «дворе», в среде сверстников.

Для реализации программы был проведен цикл тренингов с подростками, беседы с психологом. Главной целью подобных занятий было предупредить возможное насилие, а также ознакомить детей с природой психологических реакций, следующих за совершившимся насилием. На наш взгляд, необходимо знать особенности посттравматического стресса, чтобы не пугаться этого, не чувствовать себя изгоем, знать, что такое самоощущение в данной травмирующей ситуации - норма.

Как это ни печально, но от подобного никто не застрахован, по крайней мере, максимально обезопасить и предупредить — наша задача.

 

ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ ВЗРОСЛЫЕ МОГУТ УЗНАТЬ О ПРОИСШЕДШЕМ

Если ребенок получил физические травмы, это обычно трудно скрыть. Если ребенок получил физические травмы, значит, первая неделя - это обязательно уход за ним, потому что он становится неадекватным. Обязательно показывать, что он любим, доставлять радости ребенку, ухаживать за ним, при этом не жалеть. Именно показать свою любовь, заботу, потому что он попал в трудную ситуацию.

Вторая ситуация насилия, когда, например, у ребенка отняли телефон. Ему не нанесли физических травм, но он получил психическую травму. Ребенок пришел домой. Допустим, он боится сразу рассказать о том, что у него украли телефон, он замыкается. Вы видите, что ваш ребенок, который даже если и был негативно к вам настроен, но он был общительный, теперь ни на что не реагирует. Вы заметили, что ваш ребенок слишком молчаливый, очень задумчивый, стремится к уединению. Такая реакция может длиться от нескольких часов до двух суток. Значит, нужно подойти и попробовать поговорить, что же произошло такого, что ты так странно себя ведешь. И если ребенок изначально вас отверг, потому что первая реакция, как правило, будет такая, нужно постараться не обижаться, а еще раз попробовать. Сделать две, три таких попытки. «Я очень волнуюсь. Что произошло?» И когда ребенок начинает рассказывать, самое главное, нужно молчать, дать ему выговориться.

При любом насилии, независимо от пола ребенка, должна быть первоначальная реакция. И независимо от того, получил ли он травмы или не получил, нормальная реакция должна быть с криком, со слезами. Такая реакция на стресс поможет ребенку снять это жуткое напряжение, выплеснуть возбуждение. Это может быть истерическая реакция, но, как правило, это слезы, крики, потому что это ребенок. Нужно дать ребенку проявить эти эмоции. Ни в коем случае не говорить: «Ты мальчик, мальчики не плачут! Что ты делаешь?» Наоборот, постараться спровоцировать его на проявление эмоций.

 

ПАМЯТКА МОЛОДЕЖИ

Ты встречаешься с тем, кто:

• изолирует тебя от друзей, особенно от тех, с которыми ты раньше встречался;

• запугивает, унижает тебя перед друзьями;

• заставляет делать то, что он хочет;

• дает тебе знать, что не существует способа расторгнуть отношения;

• заставляет тебя заниматься сексом, который тебе не доставляет удовольствия;

• запугивает тебя силой, словами или оружием;

• употребляет алкоголь, наркотик как оправдание в высказывании плохих, обидных вещей;

• становится ужасно злым и раздражительным по неизвестной тебе причине;

• не верит, что тебе плохо, что ты пострадал и т. д.;

• физически заставляет тебя делать то, что тебе не хочется.

Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ «да», то ваши отношения можно характеризовать как насильственные, ты подвергаешься жестокому обращению.

 

Многие пострадавшие боятся говорить о том, что они жертвы насилия, потому что боятся, что у насильника будут проблемы. Многие молодые люди не могут найти выход из такого положения и долго остаются в насильственных отношениях. Жизнь становится очень тяжелой, появляются неприятности в школе, на работе, им звонят и обижают по телефону, а также бывают проблемы дома, где над ними совершают разного рода насилие.

Обязательно расскажи об этом своим родителям или взрослому, которому ты доверяешь. Человек не должен подвергаться жестокому обращению, необходимо это прекратить.

Не бойся обращаться за помощью.