(Печатается в сокращении. Полностью вы можете прочитать статью в журнале "Охранная деятельность" №8/2009г.)

Как бы вы, читатель, ответили на вопрос: какая из проблем безопасности наиболее значима для России и стоит особенно остро именно сейчас?

Вероятно, очень многие, не задумываясь, назвали бы проблему нелегальных мигрантов: «Достали!»

И это понятно, ведь проблема нелегальных мигрантов оказалась стержневой во множестве других, немаловажных для общества проблемах безопасности. Появление и активная деятельность множества этнических банд, совершающих тяжкие и вызывающие широкий общественный резонанс преступления против россиян, отнюдь не способствуют улучшению отношения к мигрантам со стороны населения.

А бизнесмены из коренного населения озабочены последовательным приобретением мигрантами контроля над высокодоходными направлениями бизнеса, что не может не вызвать у них ответной реакции, переходящей в действия криминального характера и криминальные войны.

Постоянно растущий поток контрабанды и нелегально выпускаемой контрафактной продукции, выплескиваемые мигрантами на потребительский рынок, мешают развиваться отраслям российской легкой промышленности, национальному малому и среднему бизнесу.

Увеличение роста безработицы: в некоторых регионах ЦФО общее число легальных и нелегальных трудовых мигрантов превысило количество трудоспособного местного населения. Присутствие гастарбайтеров, предлагающих рабочую силу по демпинговым ценам, тормозит развитие нормально работающего рынка труда, наносит финансовый урон государству, так как игнорируется уплата налогов.

Кроме этого, попутно возникает множество нежелательных для российского общества проблем в области безопасности (появление группировок скинхедов, например).

 

Проблема вышла из-под контроля

Понятно, что такая удручающая картина складывалась на протяжении многих лет. Это подтверждают и высказывания в СМИ высокопоставленных чиновников за последние несколько месяцев. И сегодня, и в прошлые годы журналисты пытались и пытаются привлечь внимание в этой проблеме. Независимые журналисты не желали замалчивать национальный вопрос в больших СМИ, двигаясь «поперек течения».

Еще в 1999-2001 гг. смелая журналистка и талантливый писатель Л.Кислинская в еженедельнике «Совершенно секретно» детально писала о нелегальной деятельности иностранных диаспор в России. И не была услышана.

Большинство же представителей репортерского цеха стеснялись задевать эту щекотливую тему чести и достоинства других народов. В результате общество оказалось не только не подготовленным к конструктивному обсуждению проблем мигрантов, но и не очень-то хотело их замечать. Как всегда, пока гром не грянет, мужик не перекрестится!

Впечатляющие данные привел 9 июня 2009г. заместитель председателя следственного Комитета при Прокуратуре России Василий Пискарев. По его словам, в отечественной системе учета мигрантов содержится информация о более чем 54 миллионах иностранных граждан. А рост преступности среди нелегальных мигрантов за прошлый год составил 134%. Более половины из 54 тысяч совершенных мигрантами преступлений зарегистрированы на территории Центрального федерального округа. И каждое третье (16,5 тыс.) - в городе Москве.

По информации Комитета Государственной Думы по безопасности, которую привел Пискарев, ежегодно в Россию въезжает около 20 миллионов иностранцев. «И четверть всех правонарушений в России совершают именно они. Кроме того, должен отметить, что растет количество насилий и убийств в отношении детей, совершенных мигрантами... растет и групповая преступность». К сожалению, не было уточнено, входят ли в это количество иностранцев туристы и болельщики, прибывающие на спортивные состязания или зрелищные мероприятия.

 

Четыре миллиона за жизнь

«Суд приговорил убийцу московской школьницы Анны Бешновой к длительному сроку и обязал выплатить родителям компенсацию» (газета «Взгляд»)

8.06.2009г.

 «Многие гастарбайтеры переходят на нелегальное положение, объединяются в банды для нападений на граждан, похищения их имущества», - отметил зам. главы Следственного комитета.

Еще одной проблемой, над которой надо работать, по словам Пискарева, оказалась санитарно-эпидемиологическая проблема, связанная с мигрантами: 15% из них больны инфекционными заболеваниями. Наиболее распространены: СПИД, сифилис, лепра(!)*, а ФМС имеет право высылать из страны только больных СПИДом.

*Хотя и доказано, что лепра (проказа) - заболевание малоинфекционное, но очень впечатляет! (Прим. автора.)

 

Нелегальная миграция в цифрах

Попытаемся дополнить выводы чиновника цифрами. Для «приближения к земле» возьмем любой регион Центрального федерального округа, где, как отметил прокурор, проблема стоит особенно остро, и проведем экспресс-анализ, позволяющий читателю оценить размеры постигшего Россию бедствия и ближайшие, отнюдь не радостные перспективы.

В качестве экспериментальной площадки, подходящей для демонстрации, мы выбрали Московскую область. Руководящее звено охранного сообщества, выходцы из российских силовых структур, люди с высшим юридическим образованием, как наиболее продвинутая часть национального класса предпринимателей, имеют возможность ознакомиться воочию с масштабами угрозы национальной безопасности.

Московскую область автор выбрал не случайно. Во-первых, именно в Московской области проводится эксперимент по отработке форм и методов содействия частных охранных предприятий органам милиции в охране общественного порядка. Его итоги еще не подводились, и результаты не анализировались. У читателей будет возможность увидеть в конкретных цифрах, как активное содействие ЧОПов повлияло на уровень преступности среди мигрантов.

Во-вторых, Московская область более схожа с большинством субъектов Центрального федерального округа, о котором упоминал Пискарев, нежели мегаполисы Москва и Питер, либо бескрайние и малонаселенные просторы Севера, Сибири или Дальнего Востока.

Для получения общего представления о значимости области для России и ее производительном потенциале приведем самые последние данные.

Сегодня Московская область - это 46 тысяч квадратных километров земли. Ее территория больше таких европейских государств, как Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Население Подмосковья - более 6,6 миллиона человек. По числу жителей Московская область превосходит Норвегию, Финляндию, Данию. Подмосковье - край лесов. Они занимают треть территории. Современный облик столичной области определяют крупные промышленные центры: Подольск, Орехово-Зуево, Люберцы, Мытищи, Дмитров. Два из трех российских наукограда - Дубна и Королев - находятся в Московской области.

По сведениям Управления Федеральной миграционной службы Московской области за 2008 год зарегистрировано прибытие на ее территорию 1 033 119 легальных мигрантов. В основном это граждане стран бывшего СНГ, Вьетнама, Китая. Из них зарегистрировались:

- по месту жительства - 17 686;

- по месту пребывания - 1 015 433;

- по визе - 55 140;

- на основании почтовых уведомлений - 289 336;

- по сведениям из гостиниц - 33 270.

 

Выдано разрешений на работу - 262 800;

аннулировано - 23 947.

О чем говорят читателю (специалисту в области безопасности) приведенные цифры?

В первую очередь о том, что 770 319 иностранных граждан, прибывших на территорию Московской области, не получили(!) разрешения на работу и, как выразился недавно мэр Москвы Юрий Лужков, «занимаются неизвестно чем, вернее известно, чем они занимаются...» (см. выступления Ю.Лужкова за апрель 2009г.).

 

Madein... Момыри

Как оценить размер нанесенного государству ущерба, если 770 319 взрослых людей нелегально, «вчерную», без уплаты государству каких-либо налогов их работодателями как минимум - работают в подпольных, незарегистрированных производствах, как максимум - грабят и убивают мирных жителей. Только ли 770 тысяч? По данным той же миграционной службы, ежегодно 35% прибывших иностранных граждан не выезжают из России после окончания разрешенных законом сроков пребывания. В этом и заключается переход на нелегальное положение.

Из этих 35% (или 361 485 чел.) в 2008 году сколько-то тысяч человек позднее вернутся на родину или переедут в другую страну. Но выехавших, пусть и позднее, статистика относит к законопослушным 65% (раз уж выехали). Таким образом, цифра в 35% остается стабильной на протяжении ряда лет.

Чаще всего переходят на нелегальное положение вьетнамцы, китайцы, таджики, узбеки, молдаване, украинцы. Нетрудно посчитать количество нелегальных мигрантов, «оставшихся» на территории Московской области за последние 10 лет. В общей сложности их окажется около трех миллионов человек. Если прибавить тот миллион, что заехал за «отчетный» год легально, окажется, что количество иностранцев на подмосковной земле превысит число трудоспособного населения области.

О каком положительном решении вопроса борьбы с безработицей может идти речь, если 4 миллиона трудовых мигрантов (на территории одной только области) готовы работать по 18 часов в сутки, без выходных и компенсаций (воскресенье - «короткий день»), не «нагружая» предпринимателя докучливой обязанностью уплачивать государству налоги, определенные законом?

Из ежедневных и еженедельных газет и журналов мы знаем сферы экономики, в которых заняты мигранты, о порядках и правилах, царящих в среде гастарбайтеров, о том, что для них «хорошо» и что «плохо».

 

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

В таких странах, как Китай, Вьетнам, Таджикистан и Узбекистан (применяем привычные названия), гастарбайтеров в Россию вербуют тамошние фирмы и их представители по запросу от старших этнических общин на местах (в районах или на крупных объектах, производствах). Из Вьетнама и Китая чаще едут семьями. В аэропорту встречает представитель, сразу забирает паспорта и другие документы и везет на объект по роду производственной деятельности.

Сельхозработы. Некие ООО, владельцами которых оказываются азербайджанцы, арендуют у местных чиновников (у «крестьян») сельхозугодия. Вьетнамцы (отдельно) или китайцы (отдельно) проживают в лесу или в пустующих деревенских постройках, выращивают картофель, овощи, кормовые культуры. Работа сезонная. Туда же входят забота сохранения урожая от голодных бомжей и погрузка для отправки в овощехранилища. На этом работа заканчивается. 90% заработанных средств перечисляется на родину сразу же. Заработки в рублях - 20-30 тысяч. Преступлением считается обман хозяина или причинение вреда «своим». На «чужих» это правило не распространяется. Наказания: лишение заработанных денег (за месяц, за сезон) или продажа в рабство, в том числе сексуальное, бессрочно.

Осведомленные собеседники разъяснили автору, что продажа в рабство - не вид бизнеса, а одна из составляющих шкалы наказаний. Что касается потрясающих сюжетов сценаристов об умыкании честных девушек в публичные дома, то это чаще всего художественный вымысел. «Утки» - так называют следующих через Россию транзитом проституток, подписавших контракт. И на их «места» большой конкурс охотниц «полетать».

Изготовление контрафактной продукции

С той самой подпольной фабрики, что была ликвидирована милицией в июне на территории Раменского района, каждое утро, в 4часа, отправлялся микроавтобус, набитый пошитым за день (и ночь, т.к. производство не останавливалось) ширпотребом. Следовал он на Измайловский рынок, разгороженный на 15 секторов по национальному принципу. Фантазия писателя Толстого о новациях Петра Гарина в его владениях на «Острове негодяев» воплотилась буквально в родной стране Алексея Николаевича, в системе «национальных барьеров», воздвигнутых «нацменьшинскими» общинами, управляемыми владельцами рынков. На Черкизовском рынке изъято и ждут уничтожения 6000(!) контейнеров с контрафактной продукцией. Сколько нужно подпольных цехов, чтобы изготовить такую уйму товара? Разлив паленого зелья, фасовка поддельных лекарств полностью «обслуживаются» по этим же производственным схемам.

Очень много мигрантов занято в работе на рынках и в обслуживании самих рынков. В Московской области они также живут в палаточных лесных городках, в землянках, в пустующих коровниках. Общие работы по «уходу за территорией» рынков выполняют таджики. Сбыт контрабандной и контрафактной продукции на вещевых рынках напрямую связан с их изготовлением и доставкой. Так что хозяева бизнеса одни. Подробное изложение других сторон и особенностей жизни и быта нелегальных мигрантов в России вы найдете в Интернете на сайте «Совершенно секретно». Мы их сейчас не касаемся, будет желание - прочитаете ужастики сами.

И еще, при написании статьи автор ни разу не повторил и не процитировал интернетовский текст Л.Кислинской, написанный 10 лет тому назад! Оказывается, и сегодня есть о чем писать, и тема эта совсем не устарела, да только сейчас к ней стали приглядываться более пристально.

 

Только не депортация!

С большим юмором собеседники рассказали автору о том, как нелегальные мигранты разбегаются с подпольных производств, когда становится ясно, что начинается совместная операция миграционной службы, уголовного розыска и милиции общественной безопасности по ликвидации очередного «черного» цеха. Как прячутся в любые щели и маскируются.

Страх перед депортацией очень велик! Автору рассказали об уникальном случае, имевшем место в Раменском районе при «зачистке» одного из цехов по изготовлению контрафактной продукции...

Как известно, «проживают» нелегальные мигранты в тех же помещениях, где и работают. «Общежитие» представляет собой ряды сот-нор высотой и шириной 1м, а длиной 2м. В такой норе «живут» по три вьетнамца. Двое, как правило, за работой, один - спит. Места вполне хватает. Привозное питание по сменам, чтобы не прерывать технологические процессы.

...Корпус не работавшего с перестроечных времен завода имел четыре этажа. Цех, где трудились день и ночь двести вьетнамцев (женщин и мужчин), располагался на втором этаже. Въезд автобусов с ОМОНом и сотрудниками милиции общественной безопасности не остался незамеченным. Был подан сигнал тревоги. Вьетнамцы, и работающие, и спящие в разгороженных кожзаменителем норах, срывались с мест, чтобы спрятаться, затаиться и, главное, не попасть в руки властей!

Молодые муж и жена вместе с другими побежали по лестнице вверх и через люк вылезли на крышу здания. Кроны высоких деревьев, растущих уже «за периметром», почти соприкасались с крышей здания. Сознавая ненадежность укрытия, муж хватает жену в охапку (откуда силы?) и бросает ее, целясь в ствол ближайшего дерева. Вьетнамка, как кошка, на лету цепляется за ствол и начинает спускаться. Спасена! Но на уровне второго этажа ветки заканчиваются. Ниже - голый ствол. Вьетнамка боится прыгать, звонит по мобильному телефону (а муж уже задержан), плачет, зовет на помощь, сидя на суку. Из такого положения неудачницу и вызволили подоспевшие милиционеры. Жаль, что не было рядом съемочной группы второго канала... Все, что угодно, только не депортация!

 

Мы - за Россию!

Каждый руководитель охранного предприятия, подписывая договор на охрану нового объекта, сегодня, в сложных условиях кризиса в России, пусть хоть иногда следует не только частнособственническим устремлениям и желаниям «от живота своего», но велениям сердца и хоть немного - ума. Давайте подумаем, что мы охраняем и от кого? Но коль скоро решение принято... Больно смотреть и слушать, как охранников славянской внешности укладывают «рылом в землю», обыскивают, смешивают «для проверки» в одной толпе с нелегальными мигрантами. И поделом. На поверку выходит, что делают такие ЧОПы и производители-подпольщики одно дело! В этом случае и органам позволительно спросить у вас: за какую команду играете, господа?

Эта публикация служит одной цели: убедить коллег не брать под охрану те объекты, где ущерб наносится не кому-нибудь - России!

В следующем номере журнала мы ознакомим читателей со всеми особенностями официальной региональной статистики по иностранцам и увидим, насколько выросла доля мигрантов по шкале самых распространенных преступлений.

(Продолжение следует)