Финансовый кризис принес дополнительные проблемы всем: крупный бизнес теряет прибыль, мелкие предприниматели ищут пути, чтобы не обанкротиться, простой работяга думает о том, где взять деньги, чтобы прокормить семью. А если у него и вовсе нет работы? Значит надо идти воровать? И воруют. У милиции тоже дополнительная головная боль: увеличивается криминал – растет объем работы. А крадут все, что плохо лежит или плохо охраняется. Закономерность здесь такова, чем беднее общество, тем больше преступлений.

Пример этому – Латвия. В советское время здесь на полную «катушку» работали такие «флагманы» промышленности как РАФ (снабжал весь Советский Союз микроавтобусами «РАФиками»), ВЭФ (производил радиоаппаратуру), РВЗ – Рижский вагоноремонтный завод и другие. Теперь эти предприятия канули в Лету. Люди, работавшие там, пошли, что называется, по миру. Безработица начала порождать преступность. Особенно среди молодежи. А тут еще «масла в огонь» добавил финансовый кризис.

Вовсе не случайно, что сегодня в той же Риге, по утверждению местной полиции, существенно увеличилось число воров-карманников или как их еще называют – «щипачей». Промышляют они там, где много народа: в Старой Риге, возле автовокзала, на рынках. Сегодня рижские «щипачи» не мечтают сорвать большой куш. Народ-то в основном тут небогатый. Если карманнику удастся за вечер наворовать хотя бы 20 латов (примерно 40 долл.), то и этот «улов» считается удачным. Материальный ущерб для потерпевших получается небольшим. А потому правоохранительные органы не спешат заниматься таким мелким криминалом. Чувствуя свою безнаказанность, воровская братия растет как снежный ком.

Сегодня в латвийской столице, в каком-нибудь центральном сквере, можно увидеть с десяток пустых кошельков, валяющихся на траве. Это следы работы «щипачей»: опустошенный кошелек выбрасывается как лишний «вещдок». Нельзя сказать, что с карманниками полиция не работает. В местной прессе то и дело мелькает информация о их задержании. Так, в последнее время стражи порядка выловили восемь карманников с большим стажем и не единожды побывавших за решеткой.

Как сообщает латвийская газета «Час», это банда с национальным колоритом, которая работает всегда по такой схеме. Мужчины останавливают жертву, а женщины ее в это время обворовывают. Процесс занимает всего несколько секунд.

Специалисты говорят, что опытный «щипач» основательно высматривает свою жертву, определяя, чем можно поживиться. На это у него уходит некоторое время. А вот сам «процесс» занимает секунды. Воры знают, что надо делать, если их засекли: надо либо быстро уносить ноги, либо запугать жертву угрозами. Так действуют те, у кого уже есть воровской стаж. Но сегодня в Латвии на «охоту» вышли и дилетанты, которые не смогли честным путем поправить свое материальное положение.

Количество задержаний «случайных» воров-карманников увеличилось почти на треть.

 Любопытный факт: раньше «карманным» промыслом занимались в основном мужчины. Теперь же к этому делу подключились и латвийские дамы. Считается, что они работают «чище» мужчин, вызывают меньше подозрений...

Кстати, карманники в Латвии, в других республиках были и в советское время. Их тогда «воспитывала» не только милиция, но и сами потерпевшие. Сегодня же потерпевшие стараются не ввязываться в это дело. Не ровен час можно и «перо» в бок получить.

Латвийские полицейские прогнозируют, что воры-дилетанты будут все чаще и чаще выходить в народ и совершать карманные кражи. В конце концов, этот промысел может перерасти в уличный бандитизм. В правоохранительных органах говорят, преступники-дилетанты намного опаснее для общества и могут принести больше вреда, чем профессионалы.

Какова тактика работы воров-карманников? Их «зоны» имеют четкие границы. На чужую территорию «щипач» не пойдет. Самое благоприятное время для промысла – часы «пик», когда городской транспорт переполнен пассажирами. Все роли у карманников заранее распределены: один ворует, другой принимает кошелек, третий при необходимости, прикрывает своих «коллег». Так что взять карманника с поличным очень трудно. Даже если вы схватите его по горячим следам, вашего кошелька у него уже не будет. И доказывать, что это человек – вор, бесполезно.

У воров-карманников существует своя «шкала». Их условно разделяют на несколько групп по способу и месту совершения кражи. Первая группа - «ширмачи» или «марафетчики». «Марафет» - это может быть букет цветов, или что-то из верхней одежды: пиджак, например, как «ширма» при совершении кражи. Вторая группа - «трясуны». Они прижимаются к потенциальной жертве, а затем резкими точными ударами вышибают из внутренних карманов ценности: кошелек, мобильный телефон или еще что-то. Самый любимый способ обработки жертвы - «ой, извините, обознался!». А есть те, кто режет бритвой, заточенной монетой карман или сумку.

В полиции говорят, что самые опытные карманники обычно работают группами. При этом они надеются только на ловкость своих рук. Так что, приехав на рынок или садясь в переполненный транспорт, будьте внимательны, берегите свои карманы и сумки.