Первую статью этого цикла материалов можно найти по ссылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=16807, а вторую - по ссылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=16855.

 Рукопашный бой как система - это большой объем разнообразных техник, на изучение которых уходят годы. Для начала, современных детей надо довести хотя бы до нулевой кондиции, в физическом плане. Я веду тренерскую работу уже много лет и выскажу не только свое мнение: Юноши 70-ых-80-ых и даже 90-ых годов были намного лучше физически развиты, чем дети 21 века.

Современные дети, в большинстве своем рассеяны, нервозны, не могут долго сосредоточиться на выполнении определенных упражнений. В этом не последнюю роль сыграло телевидение, приобщение к миру компьютеров, всевозможных игровых приставок. А самое главное, все меньше и меньше встречаются мальчики с “горящими глазами”, этакие фанаты, готовые спать в самбистской куртке или кимоно. Но, слава богу, дети приходят, и я убежден, принимать в секции надо всех желающих, конечно не имеющих явных противопоказаний по линии медицины.

 Два- три года уйдет на постановку координации движений, изучение основ акробатики, общефизическую подготовку, изучение базовой ударной и бросковой техники.

Детишки, пришедшие от скуки и не нашедшие себя, скоро уйдут. Постепенно сформируется группа, готовая к серьезным занятиям. Через пару лет им будет уже по14- 16 лет. За это время каждый из них уже проявит себя. И Вы будете знать, кто чего стоит.

Именно с ними и надо начинать заниматься в полном объеме, включая работу против оружия, и обучая работе с оружием. Главное, чтобы создалась группа единомышленников, равная по уровню, и уже прошедшая основы рукопашного боя.

К этому времени все участники группы должны уметь вести поединок в заданном “коридоре” правил: уметь бороться, причем в одежде и с голым торсом, уметь боксировать руками и вести бой с применением техники рук и ног и, наконец, вести смешанный бой с применением всех техник. Постепенно надо начинать загружать психику бойца: заставлять вести поединки с явно более сильным и крупным противником, вести поединки с частой сменой противников.

Вводятся ограничения возможностей бойца:

1) завязав глаза, условно выключив из работы одну из рук и ног;

2) вести бой на коленях, лежа;

3) начинать вести бой с двумя и более противниками.

 

Я начал серьезно заниматься рукопашным боем, обучаясь в Московской Высшей Школе Милиции(1980-1984г.). До этого у меня уже был достаточный опыт в спортивном самбо и дзюдо, одновременно я ходил на тренировки по каратэ. Но именно в стенах школы, я получил возможность изучать прикладную систему рукопашного боя. В 80-е годы данная дисциплина преподавалась только в специализированных училищах системы МВД и КГБ, а так же для спецназа армии. Вся литература по данной тематике была засекречена или выходила под грифом ДСП. У нас был общий курс боевого самбо для всех в обязательном порядке, он входит в учебную программу, и факультатив по рукопашному бою для желающих.

 Кроме этого я был членом сборной школы по дзюдо. Старшим тренером у нас был замечательный наставник и человек, пользующийся огромным уважением среди курсантов - Савинов Александр Викторович. Он проводил большую работу по преподаванию курсантам спортивного дзюдо и боевого самбо. А факультатив по «рукопашке» вел Дворяк Игорь Алексеевич. Он был одним из трех авторов, выпустивших еще в 1976году пособие по рукопашному бою ”Самбоуд”. Увы, это пособие вышло, как ДСП и очень небольшим тиражом. А сама система “Самбоуд” преподавалась в Рязанском Высшем Училище ВДВ, в академии им. Дзержинского и у нас, в Московской Высшей Школе милиции.

 На факультатив, в начале сезона, записывалось много курсантов. Зал был полон. Однако, через несколько месяцев тренировок, число желающих явно убавлялось. Игорь Алексеевич проводил занятия по методике для армейского спецназа, однако явно делал акцент на систему силового задержания, необходимого нам для специфики будущей работы.

Фон тренировок – постоянно возрастающие физические нагрузки, большое разнообразие техник и смена тем за одно занятие. Нас приучали работать в рваном темпе, когда ударная техника варьировалась с бросковой, освобождение от захвата сменялось силовым задержанием, а работе с оружием предшествовала работа против оружия. Тренировки длились, в среднем, 3 часа и более. Мне, двадцатилетнему парню, имевшему в то время, хорошую спортивную подготовку, местами приходилось очень не сладко. Ряды желающих таяли, и к концу сезона обычно оставалось 15- 20 человек- фанатов, готовых на все. Во время занятий, часто проводились обучающие игры для выработки специальных навыков.

1.      Один из бойцов встает у стены, ему разрешается передвижение только в стороны, вся группа выставляется на расстоянии 5-8 метров и по команде начинает «расстреливать» стоящего у стены теннисными мячами, причем мячи летят по несколько одновременно. Боец должен отбивать мячи и по возможности уворачиваться. Смена через 1- 2 минуты.

2.      Упражнение «Ручеек». Бойцы встают в 2 шеренги, крайний начинает передвижение внутри шеренги с одного края на другой. Бойцы, при этом наносят ему удары руками по верхнему и среднему уровням. Проходящий, по возможности должен блокироваться, а пропущенные удары принимать на себя. При этом, постоянно находясь в движении, при любой остановке его просто забивают. Пройдя шеренгу, боец встает с краю и участвует в нанесении ударов вслед идущему бойцу.

3.      Упражнение «Казаки – Разбойники».

Группа разбивается на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана. Задача – выявить капитана команды противника, и ведя групповой бой «уничтожить» или захватить его в плен, при этом защитив своего капитана. В этом упражнении- игре, вырабатываются навыки ведения групповых слаженных действий во время боя с большим количеством участников.

4.      Упражнение «Работа в кругу».

Бойцы встают в круг, один по середине, бойцы поочередно проводят, заранее оговоренную атаку. Боец в кругу защищается и проводит ответные действия. По мере совершенствование можно проводить заранее не оговоренные атаки, причем как правой, так и левой конечностями. По той же схеме отрабатывается защита против оружия.

5.      Эстафета.

Бойцы разбиваются на несколько команд, встают по - командно в колонны. Первый поворачивается лицом к колонне и поочередно атакует каждого. Сначала можно проводить один и тот же прием на всех бойцах, далее на каждом этапе свои действия, плюс, включая работу против оружия.

Прохождение через колонну, все команды начинают по общему сигналу. Учитывается скорость прохождения и правильность выполняемых действий, каждый их участников команды должен побывать на всех этапах и пройти через все этапы.

 Подобных игровых упражнений достаточно много. Наиболее полно они описаны в замечательном пособии по самообороне и рукопашному бою «Боевая машина» - автор Тарас А.И. Я привел лишь те из них, которые наиболее часто использовал Дворяк И.А. в процессе наших тренировок.

Окончив Высшую Школу милиции, я уже имел приличный уровень рукопашника и «корочки» инструктора по Боевому Самбо. Однако какую бы подготовку ты не прошел, останавливаться и прекращать тренировки ни в коем случае нельзя. Навыки и реакция со временем убывают и если не поддерживать имеющуюся форму, можно растерять все. Останутся лишь воспоминания, что когда-то что-то умел.

Придя на работу, в уголовный розыск, не смотря на большую загруженность, я находил время для тренировок и вел тренировки для своих коллег на правах внештатного инструктора. При наличии свободного времени ездил в центр рукопашного боя, на «Динамо». В то время в центре шла конкурентная борьба между «ударниками» и сторонниками бросково - ключевой техники. Первых возглавлял Моисеев Сергей Евгеньевич. Лидером традиционных “Самбистов” был Егоров Константин Иванович.

 Жаль, что эти два замечательных специалиста и тренера не смогли ужиться в рамках центра. Позже Моисеев перешел в Академию физического воспитания и там создал свою федерацию контактного каратэ, Егоров еще долгое время работал в центре. В настоящее время он старший преподаватель кафедры боевой и физической подготовки в Академии управления МВД России.

Раз в году, всех внештатных инструкторов по рукопашному бою ГУВД собирали на недельные сборы в центре. Там проводились методические занятия и тренировки. По окончании сборов, мы сдавали зачеты и подтверждали звания инструкторов.

 

Автор: Юрий Григорьевич Гергель, образование: высшее – Московская Высшая Школа милиции МВД СССР, в прошлом офицер милиции, сотрудник МУРа.

Ныне - Директор Объединения частных детективных Предприятий «Сканнер». Директор Ассоциации Спортивного Контактного Боя

 

В продолжение материала будет рассказано о техниках защиты против оружия, в частности от ножа в рукопашном бою.